Более года я плотно занимаюсь оспариванием административных штрафов по грузовым автомобилям — сначала это были в основном штрафы за нарушение весового контроля на рамках автоматических постов (АПВГК), теперь к ним присоединились штрафы за нарушение габаритов автомобиля. Примерно с осени эти штрафы сыпятся сотнями — потому что на рамки весового контроля (как и на систему Платон) воздействует система РЭБ и ошибка конечно же идет в сторону перевозчика, которому система автоматически выписывает штраф. О том, что система РЭБ воздействует как на Платон, так и на рамки АПВГК, Минтранс знает, периодически организует круглые столы, но пока проблема не решена.
А штрафы очень большие 250-375-525 тыс рублей. За один рейс перевозчик может нахватать несколько таких штрафов (ИП — перевозчик приравнен к юрлицу и получает штраф в максимальном размере).
Согласно КОАП бремя доказывания при обжаловании такого штрафа лежит на собственнике грузового автомобиля — штраф выписан, подтверждается данными весового контроля, «оснований не доверять средству измерения нет, срок поверки не истек», а перевозчик должен доказать, что данные были ошибочны.
Можно ли оспорить такой штраф и какой порядок действий? Расскажу, как я действую и на что обратить внимание перевозчику, который, возможно наткнется на эту статью в интернете.
Нарушение весового контроля
собрать документы на перевозку, всю цепочку, начиная от заказчика, до конечного ИП-перевозчика (обычно там 2-3 посредника). Во всех документах должен сходиться груз, его вес. В идеале оформить (если не было) путевой, маршрутный лист. Возможно письмо от получателя груза — машина прибыла под разгрузку тогда то, пломбы целые.
Задача — документально подтвердить, что автопоезд проехал рамку весового контроля с допустимым весом, нигде дополнительно не загружался. Возможно есть данные системы ГЛОНАСС о маршруте автопоезда.
Если на дороге был установлен так называемый режим «просушки» дороги- там минимальный допустимый весовой порог. НО есть грузы-исключения, которые все равно можно провозить. Проверьте свой груз в перечне исключений.
Найти нарушения в постановлении или акте взвешивания -
а они часто встречаются, например, неверно указано количество осей, неверно указан вес на ось. Был случай, когда в постановлении был указан вес 4815 т на одну ось, что невозможно для такого типа автомобиля (газель с разрешенной максимальной массой перевозимого груза 780 кг). То есть автомобиль с указанным в постановлении весом просто не смог бы с места сдвинуться. Еще, что всегда проверяю — лицензию на средство измерения и срок ее действия, указанные в акте взвешивания и на сайте https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm, иногда даже там бывают нарушения. Любые нарушения — это хорошо.
Аренда автопоезда
когда собственник может документально подтвердить, что автомобиль не находился в его владении в момент правонарушения. Но тут суды с этим давно научились бороться и просто договор аренды их не устраивает — нужно еще ОСАГО, уплата в систему Платон арендатором (практика по аренде по регионам разная, иногда и договора аренды достаточно).
Нарушение габаритов -
тут нужно понимать, натянутый тент соответствует техническим характеристикам прицепа? Если да, то в идеале провести исследование прицепа, чтобы было заключение специалиста по габаритам (и предоставить ему фото с камеры, которое прилагается к постановлению). Запросить видеофиксацию правонарушения, чтобы убедиться, что «раздувания» тента не было. По габаритам оспаривать сложнее — так как нужны дополнительные доказательства, запросы.
Порядок обжалования
Сейчас штраф появляется на госуслугах примерно спустя месяц после нарушения — но само постановление может не прийти вообще или приходит с существенным опозданием. Поэтому постановление об АП лучше запросить в телеграмме Минтранса, да, они там отвечают и постановление обычно скидывают. То есть постановление проще получить в телеграмме, чем на госуслугах, до чего дошел прогресс!
Далее подать жалобу в Ространсадзор и если государственный орган ее не удовлетворит — в суд. Лучше действовать так, чем сразу идти в суд. Не нужно отказываться от одной из стадий обжалования, так как на ней будут допущены нарушения, о которых можно потом заявить в суде. Вероятность отмены штрафа госорганом — также велика, мне всего один раз пришлось обращаться в суд, все постановления удалось отменить в Ространснадзоре (уже не помню точно количество, около 20 шт).
Жалоба на постановление может быть подана электронно с подписанием УКЭП, адвокат как защитник это может делать по ордеру без доверенности.
По сообщениям из соц сетей Ространснадзор взял дополнительно 200 человек для работы с жалобами — потому что постановления выписываются тысячами, соответственно, обжалуются. И все равно нарушаются как и сроки рассмотрения жалоб, так и порядок. Иногда людям приходят решения не по их жалобам, либо указан другой автомобиль и т.п.
Как вернуть уплаченный штраф
— это легко, пишется заявление в Ространснадзор после отмены постановления, в течение месяца обычно возвращают.
Штраф за неуплату в систему Платон сейчас также массово приходит перевозчикам (из-за воздействия средств радиоэлектронной борьбы), суммы небольшие (5 тыс), но за рейс может накапать прилично. Нужно ли обжаловать? Конечно нужно. К сожалению, по реестру это нельзя сделать, на каждое постановление подается отдельная жалоба.
Что интересно — некоторые постановления не подписываются УКЭП должностного лица, нет штампа электронной подписи, а просто указан текст — документ подписан

Что то тут не то и возможно одно из направлений обжалования, нужно обдумать.
В телеграмм есть отличная группа по Платону — там и образцы для обжалования и важная информация.
адвокат Демина Наталья Михайловна +7919-880-81-54
Добавлено: 11:42 11.11.2025
читайте также мою статью про АПВГК и габариты здесь


Уважаемая Наталья Михайловна, отличная публикация! Как мне кажется, достаточно часто собственники «габаритных» автомобилей получают такие штрафы, поэтому данная публикация будет полезна не только для практикующих юристов и адвокатов, но также и для простых граждан! Благодарю Вас за весьма полезный материал! (Y)
Уважаемая Елена Анатольевна, эта проблема актуальна на юге РФ — где работают системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), их работа воздействует на все электронные устройства, в том числе рамки весового контроля, систему Платон и т.п. Штраф автоматически выписывается, а путь оспаривания — он длинный и не всегда успешный. Тут явно нужно вводить мораторий, но вместо этого штрафы только увеличили и снизили размер скидки.
Уважаемая Наталья Михайловна, очень интересная публикация! Спасибо за полезную практику!
Уважаемый Александр Александрович, надеюсь кому нибудь пригодится
Спасибо огромное за подробную инструкцию, люди точно оценят. Вчера написал жалобу в адм орган и сегодня отправил ее заказным письмом. Пришел с почты, зашел в Праворуб, а тут Ваша статья.
Уважаемый Владимир Юрьевич, на почтовые жалобы они очень долго отвечают, лучше электронно подавать
Уважаемая Наталья Михайловна, по габаритам оспаривал и деньги вернул. Мне показалось там легче. Подставил линейку, сфотографировал и приложил, что тент не менялся — заводской. А вот по осевой нагрузке отказался. Там было за один рейс три фиксации на разных постах, я решил что это показатель все таки нарушения. Хоть и параметры несколько разнились, но перевес все равно был трижды. Спасибо.Полезная статья, без лишней воды.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, ну если нарушение реально было (нагрузка на ось), то конечно смысла нет обжаловать, по габаритам — вам кто отменил суд или транснадзор?
Уважаемая Наталья Михайловна, суд. Там два автопоезда ехало, два дела. В этом районном суде с 2 судьями пол страны судилось))). Надо учитывать судебное расположение при установке постов))
Уважаемый Анатолий Сергеевич, сейчас по волгоградской рамке все жалобы подают в Городищенский суд Твери, там судьи в шоке, несколько тысяч жалоб)
Уважаемая Наталья Михайловна, что характерно в Постановлении о штрафе не указывается суд куда обжаловать. Я месяц назад в Тверской центральный подал жалобу. На сайте написали о том, что жалоба отправлена по территориальности и тишина.
Уважаемый Сергей Николаевич, да, не пишут, в Городищенский Твери надо
Уважаемая Наталья Михайловна, суд сам отправил. Ждемс. Я по территории посмотрел там как бы Александров. Кроме как ждать ничего не остается
Уважаемая Наталья Михайловна, очень полезная и актуальная публикация. Вы советуете начинать с жалобы в Ространснадзор, если там отказывают, тогда в Тверской суд надо обращаться ведь, если ЦФО? Не нахожу в Тверской области Городищенского суда, здесь наверное имеется в виду волгоградский суд?
Уважаемый Дмитрий Александрович, там смотря какая рамка у вас была, если Волгоградская — то Городищенский
Уважаемая Наталья Михайловна, прочитал Ваш ответ, что по волгоградской рамке все жалобы подают в Городищенский суд Твери, поэтому и уточнить хотел, так как такого района Твери нет. Я так понимаю, что жаловаться на постановление по волгоградской рамке сразу в суд необходимо в Городищенский районный, но Волгоградской области (по месту совершения правонарушения), если обжалуешь отказ по жалобе вышестоящего должностного лица, то для ЦФО это суд района г. Твери, где находится ЦАФАП МТУ в г. Твери.
Уважаемый Дмитрий Александрович, перепутала
Уважаемая Наталья Михайловна, большое спасибо за полезную практику!
Уважаемая Наталья Михайловна, большое спасибо за полезную и очень содержательную публикацию! У моего доверителя совсем недавно возникал аналогичный вопрос (превышение нагрузки на ось). Я не взялась, т к вообще не моя специализация. Теперь же, если представится случай — подумаю.
Уважаемая Ольга Ивановна, эти штрафы недавно стали приходить, поэтому все учимся с нуля)
Уважаемая Наталья Михайловна, алгоритм решения проблемы хороший, но ещё есть иногда очень уважаемый суд, который уважает засиливание не правосудных постановлений.
… в идеале провести исследование прицепа, чтобы было заключение специалиста по габаритам (и предоставить ему фото с камеры, которое прилагается к постановлению).
Всё зависти от состава суда. Многие опускают такое заключение, приводя доводы о том, что прибор имеет поверку и не доверять его показаниям у суда нет оснований.
Сейчас готовлю жалобу в первый КСОЮ. Суд первой и второй инстанции «критически» отнесся к заключению специалиста. Прилетел штраф за снег на крыше, как за негабарит. На прилагаемом фото к постановлению отчётливо виден снег (черно-белое фото), а перевозимый груз не выступает за пределы тентованного прицепа. Специалистом установлен, что внесений изменений в конструкцию не производилось и размеры соответствуют. Суды двух инстанций указали, что за это (снег) надо платить.
Уважаемый Андрей Викторович, а видео с рамки не запрашивали?
Уважаемая Наталья Михайловна, судом отказано, так как суду не интересно.
Наталья Михайловна, спасибо большое, реально сейчас очень актуальная проблема.
Уважаемая Екатерина Сергеевна, да, очень актуальная, спасибо!
Уважаемая Наталья Михайловна, большое спасибо за статью, взял себе на заметку!
Уважаемая Наталья Михайловна, очень интересная и полезная публикация! Как то занимался подобными делами, но так глубоко внутрь не копнул!
Вот например здесь
Добрый день!
Был зафиксирован перевес в автоматическом режиме в Тульской области. Постановление обжаловали в Ространснадзор через форму на сайте. И тишина. Звонила, обращалась в телеграм-бот, писала обращение на Госуслугах. Ждите, ждите. Через три месяца ожидания направила жалобу на постановление в районный суд и ходатайство о восстановлении срока. На сайте суда отразилось дело у судьи. Пока нет определения о принятии. И вот получили определение из Ространснадзора о принятии жалобы и назначении даты рассмотрения. Теперь думаю, как быть? Пусть и орган рассматривает и в суде пусть своим чередом дело идет? Тем более, что суд пока не удовлетворил ходатайство о восстановлении срока.
Уважаемая user406765, вашу жалобу суд рассмотрит и срок восстановит, в Ространснадзор ничего писать не нужно, они в суд дело передадут и прекратят производство по жалобе (ч. 2 ст. 30.1 КоАП)
Уважаемая Наталья Михайловна, спасибо за ответ. Про ч.2 ст. 30.1 КОАП РФ смотрела, но не совсем представляла, как она применяется.
Уважаемая user406765, а вообще постановления нельзя обжаловать через форму на сайте, если нет УКЭП, лучше почтой
Уважаемая Наталья Михайловна, у Ространснадзор на сайте размещена специальная форма для подачи жалобы https://rostransnadzor.gov.ru/claims/complaints, но, поскольку понимали сомнительность с точки зрения КоАП РФ этого варианта, естественно, одновременно дублировали отправку по почте. Совершенно верное замечание.
Уважаемая user406765, про форму на сайте знаю, никогда ею не пользовалась, а недавно (с сентября) по жалобам, поданным через эту форму, Ространснадзор начал выносить отказы, т.к «жалоба подана в неустановленном законом порядке»