В данной статье хочу провести правовой анализ оснований для возврата страховки по кредиту исходя из обобщения судебной практики, а также моего личного опыта.
При взятии кредита заемщику в большинстве случаев дополнительно навязывается страховка. И если с 01 июня 2016 года у страхователя есть право отказаться от страховки в течении 5 дней, то ранее данного права не было и выбить денежные средства можно было только через суд. Судебные споры по страховкам — сложные, перспектива неоднозначна (поэтому громкие обещания многих сайтов в интернете «вернем страховку по кредиту» меня удивляют — как они могут гарантировать возврат?).
Но все же, положительные решения есть, а по некоторым основаниям возврата — их (положительных решений) достаточно много. Я давно слежу за практикой в сфере страхования, компьютер мой полон решений — прикрепить их все к данной публикации не имею возможности, да и при желании каждый сможет сам «покопать» практику в своем регионе.
Какие могут быть основания для возврата страховки?
1). Банк подключает заемщика к программе страхования, берет комиссию за свои услуги, рассчитанную за весь период страхования.
Банк в договоре указывает, что оказывает услугу «по подключению к программе» или «по обработке и передаче персональных данных в СК". Основание для возврата: отказ от услуг банка, возврат комиссии за оставшийся срок страховки (ст. 32 ЗоПП), требование подтвердить оказание услуг банком – то есть показать акт приема передачи персональных данных в СК и так далее.
Банк этого не делает и не сможет сделать – клиент заявляет требование на возврат денежных средств. По данному основанию я возвращала страховку, решение прикрепляю, а также иск.
2) Банк подключает к программе страхования, взымает страховую премию, комиссию за свои услуги, расчет которой непонятен, клиент также оплачивает НДС.
При этом о составных частях платежа и их размере клиент узнает только из банковской выписки позднее. Такие договоры характерны для Сбербанка и банка Восточный – при взятии кредита клиент подписывает типовую форму Заявления, в котором соглашается быть застрахованным.
В заявлении также указано, что плата Банку за услуги состоит из комиссии и компенсации расходов Банка. Как видно — в заявлении указывается общая сумма без разбивки на сумму комиссии, суммы компенсации и НДС. Комиссия и расходы банка составляют до 90% от всей удержанной суммы.
При таком варианте страховки следует направить в банк заявление с требованием подтвердить факт оказания своих услуг, размер расходов, которые заемщик должен «компенсировать» банку за оплату страховой премии. Потом иск в суд с требованием – возврата комиссии банка и суммы НДС. Требование о возврате страховой премии не заявлять – на нее клиент изначально согласился в заявлении.
По такому спору суд 1 инстанции мне иск удовлетворил в полном объеме, апелляция — отменила, сославшись на «Обзор ВС» (интересующий пункт из обзора прикрепляю) от 2013 г. (цитировать не стала, т.к. публикацию еле удалось вытянуть на уникальность, видимо вопрос страховки очень популярен в интернете). Основной смысл — если банк докажет заключение договора страхования и перевод премии в СК — комиссия банка законна и обоснованна.
При этом суд не суд смутил тот факт, что по ходатайству истца и запросу суда банк так и не предоставил доказательство заключения договора страхования, доказательство перечисления страховой премии или доказательство уплаты НДС. Банк в принципе вообще ничего не предоставил, кроме выписки по счету. Не предоставила документы и страховая компания.
Определение мною не обжаловалось (морально была готова к такому исходу учитывая в принципе отрицательную практику в нашем регионе по данным спорам), но для доверителя все же удалось вернуть 90 тыс по другой страховке, о чем ниже расскажу.
3) Банк оформляет отдельную страховку, НЕ программа страхования. Комиссию не берет – казалось бы придраться не к чему. Зайдя на сайт СК потребитель видит, что страховые тарифы на сайте в 100 — 200 раз ниже, чем тариф, который он заплатил банку. Непорядок. Потребитель направляет в СК заявление — требование вернуть сумму переплаты или пояснить по какой причине для него тарифы выше в несколько раз.
Потом иск с требованием о признании договора страхования недействительным на основании ст. 16 ЗоПП и 426 ГК РФ. Основным условием для иска является наличие на сайте страховщика информации о размере тарифов. Порой их нужно искать или в архиве или во вкладке «раскрытие информации».
4) В кредитном договоре или заявлении на кредит типографским способом проставлена галка в пункте, обязывающем заемщика застраховаться в определённой СК или в целом говорится про обязанность присоединиться к программе. А в условиях банка будет указано, что клиент не имеет право вносить изменения или исправления в текст анкеты и заявления.
Тут ситуация, думаю, понятна – и да, такие ситуации до сих пор имеют место быть в небольших банках, хотя я думала времена подобных заявлений\договоров давно прошли.
5) Банк вместе со страховкой продает клиенту пакет услуг, включающий в себя подключение к телебанку, мобильному банку, возможности изменить дату платежа по кредиту, страховку (программа) и прочие подобные «услуги». Таким образом, клиент не знает о стоимости каждой отдельной услуги банка, не имеет возможности отказаться от одной из них. Потребитель предъявляет иск к банку о признании недействительным условия договора, обязывающего уплачивать комиссию за «пакет услуг».
Отказ от страховки с 01 июня 2016 года
Про данное право многие потребители либо еще не знают, либо забывают, но, написав отказ — банк деньги за страховку возвращает, и даже — комиссию. Да да, включая комиссию. Не знаю, все ли банки это делают.
Мне дважды удалось вернуть деньги клиентам (один из них доверитель из 2 примера) — написав в течение 5 рабочих дней заявление в свободной форме об отказе от страховки.
Заявление я направляла по почте ценным письмом с описью вложения. И конечно, даже я не ожидала, что будет возвращена не только сумма страховки, но и комиссия банка, которая всегда в 2-3-4 раза выше самой премии.
Возврат страховки при досрочном погашении кредита
Вернуть премию можно в случае, если страховка связана с кредитом — выдается на срок действия кредита или выгодоприобретателем по страховке является банк. У меня было 3 подобных спора и все 3 раза суд иск удовлетворял, но я даже не могу приложить мотивированного решения — во всех случаях дело рассматривал мировой судья. Прикрепляю резолютивную часть по одному из дел (кредит был досрочно закрыт в 2014 году, а иск я подала в 2016 году).
Добавлено: 12:16 07.04.2017
Коллеги, в целом хочу сказать — при таких спорах нужно искать основания для предъявления иска к СК, а не банку. К банкам у судов особо трепетное отношение.