Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Вопрос: Можно ли не включать 10 страниц условий в каждое соглашение (договор) с доверителем?

Да! И это абсолютно законно. Если вы всё ещё прикладываете к каждому соглашению полотно текста про права и обязанности сторон — значит, вы просто не используете удобный инструмент, уже разработанный юристами для юристов: Примерные условия соглашения, опубликованные на сайте Праворуб.

Что это за примерные условия и кто их утвердил?

Это не просто образец, а правовая конструкция, основанная на статье 427 ГК РФ. Согласно закону, стороны могут включить в договор условие, что его отдельные положения определяются примерными условиями, опубликованными в открытом доступе. Именно такую роль и играют Примерные условия, размещённые на сайте Праворуб.

Они были составлены самими адвокатами и юристами, неоднократно обсуждались, обновлялись, и отражают как практику, так и требования законодательства. Это своего рода коллективный стандарт профессии.

Зачем они нужны? Разве нельзя просто использовать свой шаблон?

Можно. Но:

  • Он быстро устаревает. А условия на Праворубе — актуальны и постоянно дорабатываются.
  • Он громоздкий. Каждое новое дело требует десятки повторяющихся страниц.
  • Он пугает доверителя. Слишком объёмный текст вызывает недоверие.
  • Он не всегда юридически чист. Мало кто из нас регулярно проверяет формулировки на соответствие новым законам и практике.

А самое главное — указывая ссылку на типовые условия, вы сохраняете за собой гибкость и оставляете только индивидуальные пункты в теле соглашения.

Как это выглядит на практике?

Очень просто. В теле соглашения вы добавляете пункт:
«Стороны договорились, что по всем вопросам, не урегулированным настоящим Соглашением, применяются «Примерные условия соглашения об оказании юридической помощи», опубликованные по адресу: https://pravorub.ru/pages/help/standartdogovor.html, в действующей на дату подписания настоящего Соглашения редакции.»

И всё.

Ваше соглашение из 10 страниц превращается в компактный документ, например, на 1–2 страницы. А все «тяжёлые» формулировки — уходят в ссылку. При этом у доверителя всегда есть доступ к этим условиям, они не скрыты, не аннулируемы, и не могут быть подменены без уведомления.

А суд примет такие условия?

Да, и об этом прямо указано в ч.1 ст. 427 ГК РФ. Судебная практика по этому вопросу стабильна: при наличии ссылки и добровольного согласия сторон примерные условия становятся частью договора, даже если они физически не распечатаны.

В крайнем случае, можно просто приложить их к делу в распечатке с сайта. Но и без этого они действуют, если о них прямо сказано в соглашении (договоре).

А можно что-то изменить в примерных условиях?

Да. Вы можете:

  • применить их целиком;
  • применить с оговорками — указав, какие пункты исключаются или дополняются;
  • не применять вовсе — если прямо исключите их в договоре.
    Это тоже предусмотрено в тексте самих условий.

Есть ли подвох?

Нет. Это добросовестная, правовая и удобная конструкция. Единственный важный момент — не забудьте действительно ознакомить доверителя с этими условиями. Можно:

  • распечатать их при подписании договора;
  • показать на экране;
  • отправить ссылку на электронную почту или в мессенджер.

Вывод: как упростить жизнь себе и доверителю

Вместо громоздких договоров:

  • Пропишите индивидуальные условия — предмет поручения, оплату, сроки, особенности.
  • Сошлитесь на Примерные условия на сайте Праворуб.
  • Приложите Приложение №1 — если у вас есть специфические действия (например, выезды, ночные дежурства, командировки и т.п.)

И всё! Соглашение становится компактным, профессиональным и понятным. А вы — освобождаете себе время и упрощаете документооборот.

Рекомендуемый шаблон фразы для соглашения:

«Настоящее Соглашение заключается с учётом Примерных условий соглашения об оказании юридической помощи, размещённых на сайте https://pravorub.ru/pages/help/standartdogovor.html, которые применяются к настоящему Соглашению в части, не противоречащей его условиям».

06.08.2025
398
43
3
Автор публикации
Россия, Ростовская область, Ростов-на-Дону
Ведение арбитражных, гражданских, уголовных дел | сопровождение, администрирование сложных сделок | помощь бизнесу | Ростов-на-Дону
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (43)

      Уважаемый Игорь Иванович, спасибо за оценку нашей работы, хотя мы только разместили подготовленный многими профессионалами текст, но главное  в том, что возможность ссылаться на примерные условия будет полезной всем юристам!

      +17
      Свернуть ветку

        Уважаемый Администратор, действительно, сам воспользовался тем, что уже продумано и отточено коллегами. Мы ведь юристы — нам не обязательно каждый раз изобретать велосипед, особенно если он уже опубликован на Праворубе и едет по ст. 427 ГК РФ.

        А если серьёзно — хорошо, что теперь у каждого из нас есть возможность сослаться на профессиональный и выверенный текст. Это и удобно, и по делу.

        +18

      Практически вся жизнь уже завязана на информационно-телекоммуникационную сеть интернет.  Подключаешь мобильную связь — условия тарифа в сети.  Приобретаешь банковский продукт — условия в сети. Создаешь ООО — шаблонный Устав в сети.… Очень хорошо, что Праворуб шагает в ногу со временем, и выдаёт правовую продукцию высшего качества! Так держать!!! Кстати, если не ошибаюсь, в отечественном юрнете это первый пример такого решения.

      +16
      Свернуть ветку

        Уважаемый Михаил Михайлович, абсолютно точно! Когда уже даже шаурма заказывается через приложение, странно было бы тащить доверителя на десятистраничное бумажное согласование.

        Праворуб действительно не просто шагает в ногу со временем — он, похоже, успевает его обогнать. Если это и не первый случай, как Вы его назвали, в юрнете, то точно — один из немногих, за который не стыдно и перед клиентом, и перед судом, и перед своей совестью.

        Так держать — это точно. Уже хочется увидеть следующий шаг: «договор в один клик, а доверитель в восторге».Кстати! Нужно зарегистрировать в качестве товарного знака «Юрнет». :D

        +16
        Свернуть ветку

        Уважаемый Игорь Иванович, вот и подоспела первая мини инструкция:)
        У меня как и у многих соглашение написано собственной кровью и наглостью клиентов:) Уверен, что «хитрец доверитель» подумает «дурачек щас тебя как обкатаю в суде на в конце работы этой ссылкой и мне будешь еще должен….» а добросовестному доверителю, что ссылка на страницу самого авторитетного юридического портала, что соглашение 16 страниц, неважно, главное делай работу! 
        Это был умный и практичный ход со стороны команды Праворуба, надо накидать версию в ворде и прикрепить к статье и будет всем счастье, даже самым консервативным адвокатам:)

        +15
        Свернуть ветку

          Уважаемый Михаил Меликович, вот ты сидишь, пишешь соглашение — не просто как юрист, а как Сизиф, толкающий договорные условия в гору клиентских ожиданий.

          Сделаешь его коротким — обвинят в неясности.
          Сделаешь длинным — скажут: «Да ладно, это ж шаблон».
          Сошлёшься на Праворуб — кивнут, но не прочтут.
          Не сошлёшься — обвинят, что нет обоснования.

          +12

        Уважаемый Игорь Иванович, подписываюсь под каждым Вашим словом — использование примерных условий договора позволяет сделать своё личное соглашение с доверителями гораздо более компактным, точным и понятным, то есть не «размазывать» условия сотрудничества на много страниц, а указать только действительно важные условия, которые у меня уместились всего на одной странице, и сейчас концовка соглашения у меня выглядит так:

        +17

        Уважаемый Игорь Иванович, это действительно очень важная и самая полезная разработка портала, вместо 10 страниц текста соглашения, ограничиться одной ссылкой, дополнить при необходимости своими вводными и все! Максимально облегчает работу юриста/адвоката! :)
        А самое главное, точно не будет сомнений в законности данного соглашения, ведь оно составлено ОПЫТНЫМИ профессионалами! (blush) Я в восторге! (Y)(party)

        +18
        Свернуть ветку

          Уважаемая Елена Анатольевна, а я вот в глубоком унынии и лёгком недоумении.

          Если юрист настолько не доверяет собственной форме соглашения, что предпочитает подстелить соломки в виде чужих «примерных условий» с какого-то сайта, может, ему пока стоит попрактиковаться на кошках, а не на доверителях? Ведь если самому страшно ставить подпись под своим творением, то как потом с серьёзным лицом убеждать обычных людей — не юристов — что всё это надёжно, законно и «проверено годами»?

          Честно говоря, выглядит это примерно так: «Я сам не очень уверен, что тут написал, но вы не волнуйтесь — вот ссылка, там наверняка всё правильно, там писали профессионалы.А если что — не обессудьте, редакция могла измениться». Может, для начала действительно стоит провести внутренний аудит своих договоров, подправить и вычитать, а уже потом смело выходить в юридическое плавание? А то иначе получается не оказание правовой помощи, а какая-то игра в «юридическую рулетку»: кому достанется нужная редакция условий, тот и выиграл, остальные — утешительный приз в виде «ошибки 404».

          +6
          Свернуть ветку

            Уважаемый Владимир Владимирович,
            Если юрист настолько не доверяет собственной форме соглашения, что предпочитает подстелить соломки в виде чужих «примерных условий» с какого-то сайта, может, ему пока стоит попрактиковаться на кошках, а не на доверителях?А если Вы приходите в магазин, условно, купить молоко, состав на этикетке отличный, разве Вы его не купите? будете сами изучать технологию производства молока? ;)
            Так и в случае с примерными условиями, если они включают в себя все необходимые условия, составлены грамотно и качество, почему бы не воспользоваться...  при необходимости/надобности внести свои корректировки. 8)
            Я лучше потрачу больше времени на изучения нового материала или углублюсь в проблему доверителя, чтобы оказать качественную помощь, чем принципиально буду бороться за составление СВОЕГО соглашения. 
            И да, спасибо за Ваше мнение! (Y) Но у меня на этот счет оно другое :)

            +15
            Свернуть ветку

              Уважаемая Елена Анатольевна, ну, раз вы готовы подискутировать с адвокатом, для которого дискуссия — не только хобби, но и способ заработать на свой сухарик, я, конечно, не откажу себе в удовольствии!
              ↓ Читать полностью ↓

              Позволю себе заметить, что в своём восторженном отзыве вы сформулировали идею так: «это действительно очень важная и самая полезная разработка портала — вместо 10 страниц текста соглашения ограничиться одной ссылкой, дополнить при необходимости своими вводными, и всё! Максимально облегчает работу юриста/адвоката! А самое главное, точно не будет сомнений в законности данного соглашения, ведь оно составлено ОПЫТНЫМИ профессионалами!»
              Вот тут вы слегка подменяете понятия. Вместо обсуждения сути — «ограничиться одной ссылкой» и «точно не будет сомнений в законности, потому что составлено профессионалами» — вы пытаетесь перевести спор в плоскость бытовых аналогий.

              Насчёт вашей метафоры с молоком: будете ли вы сами «изучать технологию производства молока»? Уверяю, я буду. Хотя бы в минимальном объёме — чтобы не купить вместо молока что-то совсем неожиданное. А если состав на этикетке будет слишком уж отличный — это, признаться, только сильнее насторожит.
              Тем более если вместо состава будет QR-код на сайт с бесплатным хостингом, а по ссылке там написано: «Молоко — вах! самое лучшее! Бабушка— провесиональный молоковод, всю жизнь доила интернет, отвечает головой! Состав, век свободы не видать, отличный», но подробностей нет. Правда, если честно, в магазине я, конечно, этикетки не читаю и каждый раз попадаюсь — наберу полную корзину молока, кефира и творога, прихожу домой, а в пакете — пиво и коньяк. На кассе, видимо, кто-то подменяет. Магия ритейла!

              Или вот другая жизненная ситуация: «Если на бутылке водки этикетка приклеена криво, сама водка мутная, а на дне среди осадка плавает ноготь — такую водку, согласитесь, пить надо очень осторожно. Особенно если этикетка гордо гласит: «Произведено по уникальной авторской технологии дедушки Пети, мастера самозамеса».

              Так что, позволю себе остаться при своём: свои Соглашения я всё-таки напишу сам, пусть даже это требует времени и не вписывается в модные тенденции всё сокращать до одной ссылки. Работа у меня такая — сомневаться, перепроверять и не брать на веру всё, что блестит и обещает опытный профессиональный интернет-дедушка. А вот хобби у меня — иметь собственное мнение, а характер — его придерживаться. Даже если оно не совпадает с большинством, или его разделяют только отдельные любители самостоятельного выбора напитков.

              +6
              Свернуть ветку

                Уважаемый Владимир Владимирович, я тоже высказала свое мнение, на которое Вы высказали свое!
                А вот хобби у меня — иметь собственное мнение, а характер — его придерживаться. Так давайте каждый останется при своем мнении и будет его придерживаться! Я вовсе не агитировала Вас разорвать Ваше соглашение, выбросить его и воспользоваться новым! Я высказала свою точку зрения, с которой Вы могли либо согласиться либо нет, а Вы в свою очередь высказали свое субъективное мнение, которое касается моей личности, на чем оно обосновано, так же остается загадкой! 8-|
                может, ему пока стоит попрактиковаться на кошках, а не на доверителях? Не вижу смысла устраивать «борьбу»… и доказывать кто прав, кто виноват, есть дела поважнее и более продуктивные :)

                +13
                Свернуть ветку

                  Уважаемая Елена Анатольевна, благодарю за обмен мнениями и — главное — за выдержку и чувство юмора! В процессе любых, даже самых жарких, дискуссий я всегда ставлю своим оппонентам только плюсы — и Вам, разумеется, тоже.
                  Работа адвоката, к счастью, не занимает всё время (хотя бывают дни, когда кажется иначе), и возможность поспорить «по душам» на отвлечённые темы — одна из немногих настоящих радостей профессии.

                  Если где-то в пылу полемики я допустил излишнюю резкость или задел лично — прошу не принимать близко к сердцу. Мне, признаться, наша беседа доставила удовольствие: в наше время, когда «соглашение» часто заменяет живое общение, приятно встретить человека, способного не только отстаивать свою точку зрения, но и делать это достойно.

                  Спасибо за диалог! Надеюсь, впереди будет ещё немало интересных и полезных дискуссий — пусть даже мы и будем оставаться каждый при своём мнении.

                  +11

                Уважаемый Владимир Владимирович, в ответ на Ваши: 
                Или вот другая жизненная ситуация: «Если на бутылке водки этикетка приклеена криво, сама водка мутная, а на дне среди осадка плавает ноготь — такую водку, согласитесь, пить надо очень осторожно. Особенно если этикетка гордо гласит: «Произведено по уникальной авторской технологии дедушки Пети, мастера самозамеса».слова могу сообщить, что ситуации, когда в стакане с алкоголем плавает ноготь могут быть реально авторски-уникальными, и потому весьма дорогостоящими.

                Sourtoe Cocktail
                Коктейль «Кислый палец»

                +4
                Свернуть ветку

        Уважаемый Игорь Иванович, предлагается, по сути, заменить соглашение адвоката с доверителем парой ссылок на «примерные условия» где-то на просторах интернета. Ну конечно, зачем вникать в детали — вставил одну строчку с URL, и свободен. Послал ссылку на оплату по СБП — и дело с концом! Скоро, наверное, вместо личной встречи будем высылать доверителю подборку ссылок: вот здесь про защиту, тут — ваши права, а тут, на всякий случай, гарантийный талон.
        ↓ Читать полностью ↓

        Представляете, какая экономия на порошке для принтера! А если ещё использовать двухстороннюю печать и шрифт помельче, режим «draft»  — так вообще революция в адвокатской практике.

        Ссылаться на «примерные условия», размещённые на стороннем сайте, — идея, прямо скажем, экзотическая. Да, ст. 427 ГК РФ это формально допускает. Да, кое-кто из банков давно этим пользуется — результат известен: клиенты неделями ищут глазами, что же они подписали. Но зачем нам уподобляться гигантам массовых лохотронов договоров? Мы ведь не страховку по телефону продаём.

        Весь этот подход к адвокатской работе выглядит примерно так: «Зачем строить отношения с доверителем, зачем что-то объяснять? Пусть сам разбирается, если найдёт нужную ссылку». Сегодня условия одни, завтра их кто-то «актуализировал», послезавтра страница пропала, а сайтом управляет только один человек из нас. Кто и как потом будет доказывать, что именно эта редакция условий действовала на момент подписания соглашения? Может, сразу нотариуса вызывать на каждую распечатку?

        Если честно, всё это похоже не на заботу о доверителе, а на очередной эксперимент ради самого эксперимента или желание по-быстрому «оцифровать» адвокатскую деятельность — для галочки в отчёте или публикации на сайте. А если уж хочется что-то упростить в документообороте — способов масса, не превращая соглашение в набор ссылок. А если целью стоит продвижение сайта в поисковиках — тут действительно лайфхак: больше ссылок, выше в выдаче! Только отношение к адвокатской профессии у этого примерно такое же, как у блокчейна к написанию завещаний.

        Лично мне ближе старый проверенный путь: все условия — чётко и понятно, на бумаге, с подписями, без интернет-экспериментов. Доверитель должен видеть и понимать, что он подписывает, а не заниматься квестом по поиску условий где-то на очередном ресурсе. А если уж сайт хочется реально сделать выше в выдаче поисковиков — пусть лучше вернут нормальный раздел «вопросы и ответы», а не устраивают SEO-эксперименты на самом священном — адвокатских соглашениях.

        +5
        Свернуть ветку

          Уважаемый Владимир Владимирович, так ведь никто никого и не заставляет отказываться от своих собственных соглашений — каждый может свои вымученные годами формулировки хоть в бронзе отливать, хоть в граните высекать — это личное дело каждого. 
          Так что не переживайте, на Ваши «священные писания» никто не покушается.

          +17
          Свернуть ветку

            Уважаемый Иван Николаевич, благодарю за столь проникновенное напоминание о моём праве хранить соглашения хоть в граните, хоть на папирусе — теперь, пожалуй, буду гордиться своим архивом «священных писаний» ещё больше. Главное, чтобы их потом не обвинили в экстремизме на фоне такого корпоративного единодушия.
            ↓ Читать полностью ↓

            Признаться, я под таким градом коллективных минусов оказался впервые. Обычно позволяю себе идти против течения и, как ни странно, до сих пор не попал в реестр иностранных агентов. Я и не подозревал, что внутри адвокатского сообщества сработает такая тонкая настройка коллективного иммунитета: кто не с большинством — тот «враг государства» и подлежит немедленному остракизму.
            Видимо, синдром отличника и рефлекс поднимать руку «за» на собраниях коллегии никуда не делся, просто теперь всё в цифровом виде.

            Вообще, раньше думал, что адвокат — это профессия для свободомыслящих и склонных к независимым суждениям людей. А тут, оказывается, ошибался: у нас всё строго по заветам — чем выше коллективная синусоида одобрения, тем ближе к истине. Если где-то кто-то «выступил», сразу оперативно возвращаем в стойло минусами и снижаем ему карму.

            А я, признаться, даже минусы ставить не умею — разве что промахнусь мышкой, да и то переживаю потом. Видимо, чтобы быть своим, надо тренироваться не только в писании соглашений, но и в ритуале публичного одобрения. Впрочем, иногда и полезно немного оттолкнуть окружающих, чтобы не оказаться в самом центре «окружения» — всё-таки от избытка внимания может появиться ложное чувство собственной правоты.

            Как-нибудь дойдут руки — обязательно проведу исследование на конформизм среди адвокатов. Думаю, результаты порадуют любого специалиста по групповому мышлению: эффект Аша у нас явно развивается в симбиозе с экспериментом Милгрэма. Стадное чувство у коллег, похоже, так развито, что если завтра введут обязательное соглашение из одной ссылки — проголосуют единогласно, а несогласных объявят «ретроградами» и лишат порошка для принтера.

            Впрочем, наивно полагал, что адвокаты могут позволить себе хоть каплю свободомыслия и индивидуального мнения. Но, видимо, ошибся адресом. Видимо, осталось только высекать соглашения в граните и ждать коллективного одобрения. Не переживайте, за моё «священное писание» я сам постою — всё-таки оно пережило не одну волну массового энтузиазма.

            +3

            Уважаемый Андрей Валерьевич, спасибо вам за голос разума в этом хоре единодушия! Приятно осознавать, что свободомыслие ещё не занесено в раздел дисциплинарных проступков адвокатского сообщества.

            Доля истины, как и доля юмора, — вещь тонкая, но совершенно необходимая, чтобы не заскучать среди стройных рядов единомышленников. Впрочем, иногда и полезно немного оттолкнуть окружающих, чтобы не очень окружали.  Рад, что не всё ещё утонуло в море корпоративного согласия.

            Спасибо за поддержку и смелость идти иногда не строем. Именно так, на мой взгляд, и сохраняется здоровая атмосфера среди коллег — а не только благодаря примерным условиям и примерному единомыслию.

            +4
            Свернуть ветку

              Коллеги, а что происходит на сайте? У нас теперь нельзя выражать свое мнение? Действительно, что за минусование? В чем не прав Немцев?
              И я с Владимиром Владимировичем согласна, недопустимо адвокату делать подобные ссылки в своих договорах. Взять для себя в свой договор какие то обороты, пункты из предложенного сайтом договора ещё куда не шло, а отправлять Доверителя искать что то на сайте — на мой взгляд в принципе не допустимо. Имхо. Никому не навязываю.
              Но такое количество минусование мнений расходящихся с большинством я не помню. Что происходит?

              +3
              Свернуть ветку

                Уважаемая Татьяна Валерьевна, спасибо за поддержку — в наше время это дорогого стоит, особенно когда вокруг стоит стройная колонна минусующих.

                Я, признаться, как-то привык иметь независимое суждение, даже если оно идёт вразрез с мнением большинства. Тут я, пожалуй, согласен с Игорем Губерманом, который в своих гариках точно подметил:

                «Человек без тугой и упрямой
                самовольной повадки в решениях
                постепенно становится дамой,
                искушённой во всех отношениях».
                И ещё:

                «Я живу — не придумаешь лучше,
                сам себя подпирая плечом,
                сам себе одинокий попутчик,
                сам с собой не согласный ни в чём».
                Видимо, это про меня. Иногда, чтобы не сливаться с толпой, приходится немного бодаться с течением. А что до «минусования» — может, это просто новый спортивный вид, а я невольно стал мишенью для тренировки меткости.

                Спасибо, что не побоялись озвучить своё мнение. Всё-таки, как говаривал Губерман:

                «Я ценю несогласных со мною —
                с ними спорю я, пью и живу;
                с остальными, кто вечно в конвое,
                разговор я вести не могу».

                +3
                Свернуть ветку

                  Уважаемый Владимир Владимирович, обожаю Губермана: «Уюта и покоя благодать простейшим ограничена пределом:

                  опасно черным черное назвать,

                  а белое назвать опасно белым».

                  +3

            Уважаемый Андрей Валерьевич, массовое минусование комментов, по моему наблюдению явление новое и исходят минусы от определенной сплоченной группы по территориальному признаку, по принципу «один на всех и все на одного».

            +3
            Свернуть ветку

        Уважаемый Игорь Иванович, все это хорошо, только когда именно вас устраивают примерные условия причем в полном объеме. Иначе, дабы исключить действие какого то условия, придется его регулировать в своем соглашении. 
        Меня, например, не устраивают примерные условия, размещенные на Праворубе, но работать по предложенной схеме удобно и очень хочется. Поэтому, как я по крайней мере вижу, в адвокатском образовании ну или в ООО «Поможем всем» утверждаются типовые условия и в соглашении идет их упоминание. Но и в том и другом случае необходимо знакомить/выдавать доверителю эти типовые условия. И в этом случае бумага уже не экономиться. 
        Ну и опять же, давайте посмотрим правде в глаза. Это работает и имеет смысл когда десятки однотипных дел. А когда сами дела разные, отношения и обстоятельства разные. Ну и общий объем соглашений не превышает 50-ти в год, то смысла заключения соглашения путем присоединения к типовым условиям не вижу.

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемые Алексей Вячеславович и Андрей Валерьевич!
          ↓ Читать полностью ↓

          Спасибо за ваши взвешенные, неравнодушные и — главное! — живые замечания в этой бурной теме «одобрямс». Сейчас, когда всё чаще предлагают «оптимизировать» адвокатскую практику до состояния Ctrl+C/Ctrl+V, а соглашение — до одной гиперссылки, голос скепсиса и здравого смысла звучит особенно свежо. Честно говоря, порой начинает казаться, что следующим шагом станет подписание соглашений с доверителем через Telegram-бота — а потом просто кидаем ему смайлик и GIF: «Вы подключены к услугам защиты!»

          Абсолютно согласен: схема «примерные условия» работает ровно до тех пор, пока все довольны, дела однотипные, а доверители послушно ставят подписи, даже не глядя. Но стоит в деле появиться чему-то индивидуальному — и все шаблоны моментально превращаются в бумажный балласт, который уже не спасает ни от ответственности, ни от лишних вопросов. А если вдруг доверителю что-то объяснять придётся — тут никакая экономия на бумаге и чернилах не поможет, а «бумажный след» по-любому обеспечен, хоть соглашение печатай на рисовой бумаге, хоть «высекай в бронзе».

          Что касается массовых дел, тут действительно — рай для любителей типовых решений и штамповки по лекалам. Для ООО «Поможем всем» — самое оно. Но как быть тем, у кого каждое дело уникально, а доверитель — не абонент по тарифу «Всё включено»? У меня, например, таких массовых дел нет, да и не хочется к этому стремиться — каждый ищет своё счастье на юридическом поприще.

          За «разборы полётов» в палате отдельное спасибо! Прямо вижу, как коллеги аргументируют свои инновации: «Наше соглашение — это QR-код, а ссылка на примерные условия мы всегда готовы показать на большом экране!» Представляю реакцию Совета палаты, особенно если к тому времени ссылка уже радостно встретит их страницей «404" — примерные условия устарели. Это будет, конечно, вершина цифрового креатива в правоприменении!

          В заключение: приятно, что в нашем цехе ещё не перевелись те, кто умеет не только кивать в такт корпоративной моде, но и думать, и иронизировать над очередными атаками на здравый смысл под видом «автоматизации адвокатской деятельности». Благодаря этому иммунитету профессия ещё не ушла в небытие и не превратилась в абонентское обслуживание по подписке.

          Спасибо за поддержку, живую дискуссию и профессиональное чувство юмора. Даже в мире ссылок и шаблонов, как видим, ещё не всё потеряно! Кстати, плюс этой публикации я поставил ;)

          +6

        Уважаемый Игорь Иванович, все то, что должно быть прописано в Соглашении, прямо указано в нашем профильном законе (ст. 25), в связи с чем, в примерных условиях нет никакой необходимости, а учитывая прямое действие нашего профильного закон, и КПЭА, наличие таких условий, является весьма спорным. Считаю, что примерные условия договора  приемлемы для оказания услуг неопределенному кругу лиц, в то время, как взаимоотношения адвоката и доверителя всегда индивидуальны и конфедициальны.

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Максим Юрьевич, спасибо за Ваше мнение! Никто и не утверждает, что примерные условия — это некий «грааль». Мы все прекрасно понимаем, что работа адвоката с доверителем всегда индивидуальна и конфиденциальна. Примерные условия на то они и «примерные» — каждый вправе адаптировать их под себя, под свой стиль работы и специфику дел.

          У каждого из нас своя голова на плечах, и каждый выбирает свой путь. В моём случае, если в соглашении и на сайте будут чётко прописаны условия, это снимет лишние вопросы. Доверитель, изучив эти условия заранее, придёт уже подготовленным и быстрее заключит соглашение, потому что будет знать, чего ожидать.

          Статья ведь не о том, чтобы заменить своё соглашение на примерное, а о том, что грамотная предварительная информация экономит время и силы обеих сторон.

          Что касается палаты — тут пояснять лишнего не нужно. У неё свой функционал, у нас свой. Каждый выполняет своё дело.

          +4

        Уважаемый Игорь Иванович, тоже не поняла восторга коллег по поводу примерных условий соглашений. Я считаю, что каждое соглашение необходимо прочитывать заново перед подписанием, дополнять новыми условиями по конкретному делу и убирать то, что в этом деле не применимо. Отсылать доверителя на портал, на мой взгляд, недопустимо, потому что условия соглашения должны быть понятны при подписании, именно в моменте.Я уважаю своих доверителей — при заключении соглашения смотрю им в глаза и обсуждаю условия. Предлагать читать условия в интернете и подписывать усеченный вариант соглашения — это, на мой взгляд, будет умалять профессионализм адвоката в глазах доверителя.

        +5

        Уважаемый Игорь Иванович, всегда считал, и считаю, что подготовка соглашения с доверителем — это такой же творческий процесс, как и построение линии защиты. Эти «примерные условия», хотя и выполнены на хорошем профессиональном уровне, по моему мнению, больше рассчитаны на тех, что предпочитает «скачать» готовое, а не думать над подготовкой своего, выстраданного — не побоюсь этого слова — творения.
        Каждый год я ревизую свои соглашения, и каждый раз вношу в них какие-то изменения — опыт он тем и хорош, что не является величиной постоянной. Не будем забывать, что человек, получивший статус адвоката, уже состоявшийся юрист (ну, должен быть таким), а не выпускник ВУЗа, которого нужно учить всему заново.
        Что касается предложения доверителю пойти по ссылке, это, примерно, то же самое, что и ознакомление с условиями каршеринга от Яндекса, не к ночи будет помянут.

        +7
        Свернуть ветку

          Уважаемый Андрей Юрьевич, спасибо за поддержку и за сравнение с «условиями каршеринга от Яндекса» — прям в самую точку. Соглашение с доверителем — это ведь не просто бумага, а часть стратегии защиты, и подменять его «онлайн-офертой» — всё равно что выдать доверителю вместо ключей от квартиры адрес сайта с инструкцией по вскрытию замка.

          В моей практике соглашение часто подписывает не сам подзащитный, а его родители или близкие — он в это время уже в СИЗО. Я всегда лично знакомлю его с текстом соглашения: не для галочки, а чтобы он понимал, что мы и как делаем.

          А теперь представим картину: в соглашении гордо красуется строка «условия по ссылке» и QR-код. А в СИЗО — ни смартфона, ни ноутбука, ни Wi-Fi. Максимум — шариковая ручка и кипа следственных бумаг. Хотите, чтобы он ознакомился? Ну, можно, конечно, выжечь ссылку гвоздём на шконке — но вряд ли это добавит юридической силы.

          Так что я твёрдо за бумажный, понятный, законченный текст, за который можно отвечать самому, а не «надеяться на стабильность хостинга». Всё остальное — это уже не защита, а квест «поищи своё соглашение в интернете».

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемый Владимир Владимирович,  Я всегда лично знакомлю его с текстом соглашения: не для галочки, а чтобы он понимал, что мы и как делаем. — более того, при необходимости положения соглашения разъясняются, о чем доверитель, или иное лицо, ставят свою подпись. Так что, все эти «пройдите по ссылке» — точно не для нас.

            +3

        Уважаемый Игорь Иванович, спасибо за разъяснение сути разработки типовых условий.

        Что касается меня, то типовые условия — не мой вариант, я консерва до мозга костей.
        Мои соглашения обычно не превышают 2 страниц и включают в общем виде почти все, что есть упомянутых типовых условиях. Периодически дополняются новыми пунктами с учетом появления новых типов доверителей (недавно, например, в соглашении появился пункт, что адвокат не несет ответственности за последствия, связанные с  невыполнением доверителем рекомендаций адвоката).
        У большинства моих доверителей предложение пойти куда-то на сайт почитать условия вызовет по меньшей мере недоумение, а скорее всего — и недоверие. 
        Ну и актуальное — а как это практически будет выглядеть: во многих регионах, и в нашем тоже, в последнее время наблюдается перебои в работе мобильного интернета. А теперь представим: приходит доверитель, читает соглашение, видит ссыль — как он будет переходить по ней? Подключаться к вашему вай-фаю? Это всем доверителям раздавать пароль? Как будто сильно сложно.

        Но меня очень печалит сложившаяся ситуация, когда одни коллеги дружат против других. Разве мы здесь собрались не для того, чтобы делиться в том числе и мнениями по профессиональным вопросам? Затронутый уважаемым автором вопрос — как раз такой. Как к нему относиться — личное дело каждого.

        +3

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Судебная практика
    Применение норм закона о защите прав потребителей к частному ремонтнику. Судебная практика. Взаимодействие ...
    Юрист
    Хрусталёв Андрей Викторович
    23 Июля 2023, 17:15
    Судебная практика
    Раздел наследственного имущества или как полезно читать статьи на Праворубе
    Адвокат
    Сибгатулин Марат Мнирович
    29 Мая 2017, 19:24
    Судебная практика
    Как доверители находят и выбирают юристов на «Праворубе». На примере одного дела.
    Адвокат
    Блинов Анатолий Сергеевич
    27 Февраля 2019, 15:22
    Статьи
    Практическая защита товарного знака на примере использования юристом названия Праворуб для обозначения ...
    Адвокат
    Морохин Иван Николаевич
    08 Октября 2025, 11:45
    Эксклюзив!
    Как сделать внутреннюю техническую оптимизацию своего сайта на Праворуб.ру (pravorub.ru)
    Адвокат
    Бондарчук Владимир Юрьевич
    15 Февраля 2018, 04:18
    Личные блоги
    Я вернулась на Праворуб! Профессиональные скитания юриста длиною в год
    Юрист
    Рисевец Алёна Александровна
    08 Октября 2022, 11:34
    Судебная практика
    Применение норм закона о защите прав потребителей к частному ремонтнику. Судебная практика. Взаимодействие ...
    Юрист
    Хрусталёв Андрей Викторович
    23 Июля 2023, 17:15
    Судебная практика
    Раздел наследственного имущества или как полезно читать статьи на Праворубе
    Адвокат
    Сибгатулин Марат Мнирович
    29 Мая 2017, 19:24
    Судебная практика
    Как доверители находят и выбирают юристов на «Праворубе». На примере одного дела.
    Адвокат
    Блинов Анатолий Сергеевич
    27 Февраля 2019, 15:22
    Статьи
    Практическая защита товарного знака на примере использования юристом названия Праворуб для обозначения ...
    Адвокат
    Морохин Иван Николаевич
    08 Октября 2025, 11:45
    Эксклюзив!
    Как сделать внутреннюю техническую оптимизацию своего сайта на Праворуб.ру (pravorub.ru)
    Адвокат
    Бондарчук Владимир Юрьевич
    15 Февраля 2018, 04:18
    Личные блоги
    Я вернулась на Праворуб! Профессиональные скитания юриста длиною в год
    Юрист
    Рисевец Алёна Александровна
    08 Октября 2022, 11:34
    Ваши персональные заметки к публикации
    Видны только вам
    Рейтинг публикации: «Как сократить шаблон соглашения с доверителем, просто указав ссылку на Праворуб?» 5 звезд из 5 на основе 43 оценок.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
    Разместить свою визитку
    Похожие публикации
    Применение норм закона о защите прав потребителей к частному ремонтнику. Судебная практика. Взаимодействие ...
    Судебная практика, 23 Июля 2023, 17:15 23 Июля 2023, 17:15
    Раздел наследственного имущества или как полезно читать статьи на Праворубе
    Судебная практика, 29 Мая 2017, 19:24 29 Мая 2017, 19:24
    Как доверители находят и выбирают юристов на «Праворубе». На примере одного дела.
    Судебная практика, 27 Февраля 2019, 15:22 27 Февраля 2019, 15:22
    Практическая защита товарного знака на примере использования юристом названия Праворуб для обозначения ...
    Статьи, 08 Октября 2025, 11:45 08 Октября 2025, 11:45
    Как сделать внутреннюю техническую оптимизацию своего сайта на Праворуб.ру (pravorub.ru)
    Эксклюзив!, 15 Февраля 2018, 04:18 15 Февраля 2018, 04:18
    Я вернулась на Праворуб! Профессиональные скитания юриста длиною в год
    Личные блоги, 08 Октября 2022, 11:34 08 Октября 2022, 11:34
    Продвигаемые публикации