Предположим, что адвокат равномерно в течение года удерживает свой гонорар на уровне в 30 000 рублей в месяц. Ситуация условная, месяц от месяца отличаются, ставки адвокатов отличаются от места работы (в Москве бывают случаи, где 30000 рублей ставка адвоката за судебное заседание). Но для адекватного описания экономического положения на моем примере вполне достаточно и предлагаемой таблицы.
Несложный подсчет приводит к очевидному выводу: чуть более месяца в году адвокат работает на государство. Сравните, сумма гонорара в месяц составляет 30000 рублей, но за год сумма налогов и сборов составит порядка 36 000 рублей.
Теперь предположим, что адвокат работает только по назначению, так называемый «бесплатный адвокат». Очевидно, что адвокат в этом случае не может «работать» больше 4 часов в день (следует учесть время на дорогу до суда или следователя, время на подготовку к процессу и т.п.), т.е. при 20 рабочих днях в месяц, 80 «оплачиваемых» часов в месяц.
Чиновники Минюста могут сколь угодно говорить, как они заботятся о реализации конституционного права на оказание юридической помощи, но сейчас это откровенная ложь. Налоговых льгот для адвокатов нет.
Беззубая система бесплатной юридической помощи, хотя и предусматривает привлечение адвокатов для оказания юридической помощи гражданам, но не может быть эффективной по определению. Ну нет у адвоката стимула работать в этой системе бесплатно. Проект Президента РФ на данный момент декларация. Красивый фантик, в котором нет вкусного экономического содержания.
Обратите внимание на п. 10 ст. 19 указанного проекта: «Порядок оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»
Кто верит в то, что заксобрания субьектов РФ оперативно примут необходимые законы? Я помню с каким трудом наша палата (в Республике Мордовия) пролоббировала принятие аналогичного закона. (Закон имеет недостатки, но всяко же лучше, чем его отсутствие).
В числе моих конкретных предложений.
Я бы согласился определенное количество часов уделять бесплатной работе, но в обмен, я бы хотел иметь налоговые льготы. Например, полностью исключить фиксированные платежи в месяц при условии оказания юридической помощи по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ, но не более двух раз в месяц.
Кроме того, почему бы не освободить вообще от уплаты налогов и сборов тех адвокатов, которые работают только по назначению? Если не можете достойно оплачивать их работу, то хотя бы не отбирайте у них заработанные крохи. А то получается, что даже если адвокат «бесплатный», то он еще государству должен заплатить.
Коллеги, к этому посту прилагаю таблицу в формате «эксель», соответственно самостоятельно можете проверить мои расчеты.