Юридическая практика нуждается в научно обоснованном разрешении вопросов психологического содержания, возникающих при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.


 
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза:

Судебно-психологическая экспертиза становится одним из важнейших звеньев психологической службы, создаваемой в стране. Ее можно рассматривать как отрасль практической психологии, которая тесно связана с юридической психологией, т.к. использует методы общей психологии, сталкиваясь с противоправной деятельностью человека.

Судебно-психологическая экспертиза
— это часть судебной психологии, являющейся, в свою очередь, частью юридической психологии. Введение судопроизводства требует дополнительных сведений из других областей знаний, и судебная психология должна использовать смежные области этих знаний.

Функции судебно-психологической экспертизы заключается в точной и объективной оценке индивидуальных особенностей психической деятельности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших в связи с задачами уголовного процесса.Общим предметом судебно-психологической экспертизы являются психологические особенности (свойства, состояния, процессы) психически здорового человека.

Судебная (криминальная) патопсихология — это самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке патопсихологии, судебной психиатрии и криминологии, использующая подходы, понятийный аппарат и методы каждой из них в целях решения научных и практических проблем борьбы с преступностью.

Предметом судебной (криминальной) патопсихологии являются особенности психологии личности и преступного поведения лиц с психическими аномалиями в связи с вопросами уголовного и гражданского права, которые имеют криминогенное значение и предусматривают разработку мер профилактики такого поведения. Следовательно, судебная патопсихология изучает психологическую природу, психологические закономерности и механизмы влияния психических аномалий на совершение уголовно наказуемых действий.

Объектом изучения судебной патопсихологии являются психологические особенности личности и преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Судебно-психиатрическая экспертиза — это решение экспертных вопросов относительно лиц с патологией психики (обвиняемых, свидетелей, потерпевших).

Но экспертные вопросы психологического содержания не могут входить в компетенцию судебно-психиатрической экспертизы как области применения медицинских, а не психологических знаний. Поэтому научное разрешение этих вопросов может быть обеспечено только развитием пограничных областей науки — судебной (или криминальной) патопсихологии.

Экспертиза — это форма применения юриспруденцией специального неправового знания, когда в роли эксперта выступает лицо, обладающее этими специальными знаниями, которые он может применить для анализа каких-то случаев. Эксперт — это лицо, обладающее высокой профессиональной компетенцией, включающей в себя и знания, и опыт, и интуицию. При этом эксперт должен быть лицом независимым.

В судебной практике применяется три вида экспертиз:

1) медицинская экспертиза — проводится квалифицированными врачами, патологоанатомами. Определяет характер и степень тяжести телесных повреждений, нанесенных потерпевшим и обвиняемым

2) судебно-психиатрическая экспертиза — проводится психиатрами. Определяет вменяемость обвиняемого или свидетеля, наличие или отсутствие психических заболеваний и их вид (шизофрения, олигофрения и т.д.)

3) судебно-психологическая экспертиза — проводится вслед за судебно-психиатрической экспертизой.

Если психиатр дает заключение о том, что обвиняемый здоров (это заключение хранится в уголовном деле), не страдает психическими заболеваниями, является вменяемым, и мог отдавать себе отчет в своих действиях, к делу приступает психолог, задача которого заключается в установлении особенностей характера, степени интеллектуального снижения и т.п. у обвиняемого или свидетеля.
Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы четко различаются по:

— экспертным задачам (оценка индивидуальных особенностей психической деятельности и вменяемость)

— методам исследования (психологические и клинические), но по предмету (нормальная и патологическая психика) различия затруднены.

Это легко заметить на примере аффективных реакций, возникших у субъекта в момент совершения преступления. Аффективные реакции в момент совершения правонарушений могут возникнуть у психически здоровых и у лиц с различными нарушениями психики. У тех и других эта реакция может достигать значительной интенсивности, сохраняя при этом свойства нормальной психологической реакции (физиологический аффект) или приобретая форму болезненного психотического состояния (патологический аффект).

Однако опыт проведения экспертиз аффективных преступлений показал, что большею частью приходится сталкиваться с психическими состояниями, в которых норма и патология переплетены и тесно связаны. Чаще всего аффективные реакции, ведущие к преступлению, наблюдаются у лиц с психопатическими чертами характера, органическим поражением головного мозга и другими психическими аномалиями, не исключающими вменяемости относительно содеянного.

Судебно-психологическая экспертиза в этих случаях либо выйдет за пределы своей компетентности, оценивая патологические черты характера и особенности течения аффективных реакций у лиц с психическими аномалиями, либо, игнорируя их значение, может прийти к ошибочному заключению.

В этих случаях необходимо проводить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, на всех этапах которой применяется специальные знания, относящиеся к психологии и психиатрии. Однако эта экспертиза остается в значительной степени искусственной: психиатр по-прежнему делает свое дело, а психолог — свое.

В круг вопросов, относящихся к компетенции комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном процессе, входит:— установление признаков психического заболевания, слабоумия

— установление временного болезненного расстройства психической деятельности у обвиняемых, свидетелей и потерпевших

— установление их способности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими

— установление способности правильно воспринимать факты, имеющие значение для дела, и давать правильные показания.

На первых этапах экспертизы при диагностике психических расстройств непсихотического уровня, интеллектуальных нарушений, не достигших степени выраженного слабоумия, правомерна постановка вопросов психологического (патопсихологического) содержания:

1) установление признаков и степени умственной отсталости несовершеннолетних обвиняемых, соответствие их психического развития паспортному возрасту и способности полностью осознавать значение своих действий и руководить ими

2) квалификация эмоционального возбуждения и его выраженности в момент совершения преступления у лиц с психическими аномалиями

3) установление индивидуальных личностных патохарактерологических особенностей обвиняемых с психическими аномалиями, характера и структуры нарушений

4) установление мотивов содеянного у обвиняемых с психическими аномалиями

5) установление способности свидетелей и потерпевших с психическими аномалиями правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания

6) установление способности свидетелей и потерпевших с психическими аномалиями по делам сексуальных правонарушений правильно воспринимать характер и значение совершенных по отношению к ним преступных действий и оказывать активное сопротивление

7) квалифицированная экспертная оценка психических состояний непсихотического характера (растерянность, тормозные реакции) у лиц с психическими аномалиями, препятствующими выполнению этими лицами своих профессиональных обязанностей, что привело к преступлению

8) установление индивидуальных личностных патохаратерологических особенностей, психического состояния, психологических мотивов, суицида у лиц с психическими аномалиями при посмертной экспертизе

9) составление по материалам уголовного дала патопсихологического портрета разыскиваемого преступника.

Методы психологического исследования при проведении психолого-психиатрической экспертизы:

Вопрос о достоверности свидетельских показаний относится к компетенции судебно-следственных органов. Задача же экспертов — выявить у обвиняемых и свидетелей такие психические аномалии, при наличии которых они не могут выступать в качестве свидетелей или потерпевших или которые существенно влияют на дачу свидетельских показаний. В судебно-психологической экспертизе используются традиционные психологические методы общей психологии, возрастной и педагогической психологии, социальной психологии и психологии труда.

Основные принципы построения экспертного психологического исследования.

Основные принципы построения экспертно-психологических исследований в психиатрической клинике сводятся к следующему:

1) психологический эксперимент является своеобразной «функциональной пробой», в процессе которой исследуются специфические функции человеческого мозга. Цель — выявление конкретных форм нарушения познавательной деятельности, изменений личности, характерных для того или иного заболевания

2) специфика психиатрической клиники требует качественной характеристики особенностей психической деятельности больных. Важны не только трудность задания и количество допущенных больным ошибок, но и ход его рассуждений, мотивировки ошибочных суждений

3) результаты экспериментально-психологических исследований должны быть достаточно объективными.

В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования

:
1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируя данные наблюдаемого окружения)

2. Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника

3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы

4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике)

5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого

6. Метод тестирования, в котором используется специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного

7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта.  Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу «детектор лжи», в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Местная Лика, Сергей Владимирович, Цыганков Владимир, Monstr, +еще 4
  • 21 Февраля 2010, 15:39 #

    Неплохобы и следователей, прокуроров и судей, периодически направлять на проверку к психиатрам, и желательно с применением детектора лжи. Много интересного можно было бы узнать…

    +1
  • 22 Февраля 2010, 13:36 #

    Молодец Barmaley  — неплохо бы и наших чиновников прихватить

    +1
  • 24 Февраля 2010, 20:28 #

    Если всех проверять образом, предложенным Barmaley-ем, боюсь, мы можем остаться без некоторых представителей исполнительной власти, медицинских работников и учителей....  Зачем повышаеть индекс безработицы в стране?

    +1
  • 25 Февраля 2010, 13:00 #

    А почему бы тогда вообще всех граждан не "проверить"? Будет не менее интересно

    +1
  • 25 Февраля 2010, 13:39 #

    Хм, на этот раз я даже соглашусь с Шерифом — действительно пора ввести поголовную проверку на психическую устойчивость и вменяемость всех, кто хоть как-то может повлиять на других людей. Пора перестать быть "страной дураков"

    +1
  • 25 Февраля 2010, 17:09 #

    Могу сказать, как бывший психиатр, что вопросы судебно-психиатрической экспертизы ой как не просты в силу неясности многих вопросов возникновения психических заболеваний. Процессуальные моменты проведения таких экспертиз казалось бы понятны, но смею заверить участников сайта, что сама психиатрическая экспертиза имеет ряд субъективных моментов. И если такая судебная экспертиза имеет место присутствовать в деле, она должна быть всесторонне изучена и принята с некоторой долей вероятности и допустимости. И вот этот вопрос наводит к размышлению....

    +3
  • 25 Февраля 2010, 17:55 #

    Никто не сомневается, что вопрос с освидетельствованием сложный. И все-таки хочу поддержать Barmaley, пора чиновников проверить.

    +1
  • 26 Февраля 2010, 09:16 #

    Так же дополнительно к процедуре проверки прошу включить обязательное прохождение процедуры экзорцизма.

    +1
  • 26 Февраля 2010, 12:32 #

    А подозреваемых в принадлежности к "оборотням в погонах" проверять старым надежным способом — осиновый кол в сердце. Помер — значит оборотень!

    +2
  • 27 Февраля 2010, 16:47 #

    Ну и шуточки здесь у вас. Разве можно здорового человека вот так взять и в психушку?Человек ведь не подопытное животное.

    +1

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Уголовная ответственность лиц с психическими аномалиями» 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.

Другие публикации автора

Похожие публикации