Эти советы рекомендуют человеку, каким образом он может защитить свое честное имя:
Если вас задержали сотрудники правоохранительных органов по обвинению в совершении преступления, то вы должны помнить основное своё право — право не свидетельствовать против себя самого, которое закреплено в статье 51 Конституции РФ. То есть, если Вам задают вопросы, касающиеся совершения вами преступления, вы можете вообще ничего не говорить.
Далее, вы должны помнить о презумпции невиновности. Данный принцип уголовного судопроизводства закреплён в статье 49 Конституции РФ и статье 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). Сущность данного принципа состоит в том, что вы не должны доказывать свою невиновность, а вашу виновность должны доказать органы, осуществляющие уголовное преследование.
При этом на них же лежит обязанность опровержения доводов, которые вы приводили в свою защиту, если таковые имели место. При этом все противоречия толкуются в пользу обвиняемого.Об этих правах нужно постоянно помнить и постоянно озвучивать их перед сотрудниками правоохранительных органов. Зачастую оперативные сотрудники вам могут сказать такую провокационную фразу: «Докажи, что это преступление совершил не ты». На это нужно отвечать, что не вы должны доказывать свою невиновность, а орган уголовного преследования должен доказывать вашу виновность.
Если вас задержали по подозрению в совершении преступления, то должны быть неукоснительно соблюдены правила статьи 92 УПК РФ, определяющей порядок задержания подозреваемого.После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса. На них мы остановимся ниже.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.Тут сразу хочется отметить следующее: никому не давайте никаких показаний и ничего не подписывайте до свидания с адвокатом.Простые граждане не отличают оперативных работников от следователей и дознавателей.
Оперативные работники не являются лицами, уполномоченными проводить предварительное расследование. Перед ними стоит задача другая — установить лиц, виновных в совершении преступления, используя, как правило такие негласные методы как агентурные сведения, оперативное внедрение, контролируемая поставка. Их деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым они имеют право получать и объяснения от лиц как в форме открытого допроса, так и в форме допроса с зашифровкой цели.
Вот на этом стоит остановиться подробнее.
Допрос с зашифровкой цели — это тактический прием, основанный на применении логики вопросов и ответов, и заключается он в том, что задавая вопросы на одну тему, оперативные работники пытаются получить совершенно другую информацию.Например, чтобы не задавать на прямую вопрос о том знаете ли вы того или иного человека, что сразу выдает намерения оперативника, вам могут задать несколько вопросов, которые логически подведут к выводу, что вы его знаете. Поэтому лучше всего вообще не отвечать ни на какие вопросы и молчать. Это ваше законное право. Помните один принцип: никому ничего не говорить без свидания с адвокатом.Как правило, задержанные лица сначала попадают в руки оперативных работников, а не следователей. Это надо четко помнить. Перед допросом следователем разъясняются права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.
Приведем эти права полностью:
Подозреваемым является лицо:
1. Либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 настоящего Кодекса;
2. Либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 настоящего Кодекса;
3. Либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекс.
4. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.
5. В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой настоящей статьи, следователь, дознаватель обязан уведомить об этом близких родственников или родственников подозреваемого в соответствии со статьей 96 настоящего Кодекса.
Подозреваемый вправе:
1. Знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
2. Давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 настоящего Кодекса;
3. Пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 настоящего Кодекса, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
4. Представлять доказательства;
5. Заявлять ходатайства и отводы;
6. Давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
7. Пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8. Знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
9. Участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
10. Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
11. Защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.
Следователями у задержанного всегда выясняется вопрос, нужен ли ему защитник, и допросу всегда должно предшествовать свидание с защитником. Оперативные же работники этого не делают и не уполномочены этого делать по закону. Поэтому, если вас кто-то начинает допрашивать без разъяснения прав подозреваемого в соответствии со ст. 46 УПК РФ, без выяснения вопроса о приглашении защитника, то это значит, что вас начали «колоть» оперативные работники. «Колоть» — это на милицейском слэнге значит получать признательные показания.
Тут применяются самые разные методы: от психологического до физического воздействия. Причиной этому является навешивание на сотрудников милиции пресловутых планов по количеству раскрытых преступлений, чтобы показать вышестоящему начальству то, что работа ведется не впустую. Вот здесь как раз и необходимо помнить, что в большинстве случаев сотрудники органов, осуществляющие уголовное преследование не имеют достаточной доказательной базы даже для предъявления обвинения, и не имеют желания собирать доказательства, но имеют огромное желание иметь в своём активе раскрытое преступление или как это звучит на милицейском слэнге «срубить палку».
Необходимо помнить, чтопытки запрещены Конституцией РФ. Эти положения надо постоянно озвучивать перед оперативными работниками, показывать, что вы знаете свои права. Зачастую это помогает избежать с их стороны физического насилия. Сотрудники милиции предпочитают не связываться с людьми, которые юридически подкованы. Однако, вернемся к методам воздействия оперативных работников на задержанного.При задержании человека полностью изолируют от внешнего мира.
В этом случае надо потребовать, чтобы сотрудники милиции известили родственников о вашем задержании.
Статья 96 УПК РФ определяет обязательность уведомления о задержании подозреваемого. Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
В этом случае еще раз считаю необходимым напомнить, что вы должны чётко проконтролировать факт составления протокола задержания и отражения в нем действительного времени вашего задержания, т.к. с этого момента начинает течь срок вашего задержания, который в определенном случае не должен превышать 48 часов.
Согласно ч. 2-4 ст. 94 УПК РФ по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ.Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
Таким образом, законодательством органам уголовного преследования дано 48 часов на то, чтобы представить в суд веские аргументы для избрания в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Поэтому можно сказать одно, что если в отношении вас применяют пытки и требуют сознаться в совершении преступления, то здесь напрашивается единственный вывод: других доказательств вашей вины у правоохранительного органа нет. Следовательно, вам, не смотря ни на что свою вину признавать никак нельзя, потому что, если вы признаете свою вину, то в дальнейшем вам придется пережить гораздо большие физические и моральные страдания, которые связаны с нахождением под стражей.
Это надо чётко помнить.Следует напомнить, что в данном случае протокол допроса, составленный оперативным сотрудником, для суда не имеет доказательственной силы. Это тоже надо четко помнить. Поэтому, даже если на допросе, который проводили оперативные работники, а не следователь и дознаватель, вы признали свою вину, то данный протокол не будет служить основанием заключения вас под стражу.
На основании его оперативниками составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, а следователь или дознаватель на основании данного рапорта выносят постановление о признании вас подозреваемым, после чего должны вас допросить в качестве подозреваемого уже в присутствии адвоката. В этом случае многие задержанные допускают очень большую ошибку! Они думают, что если они признали свою вину на допросе у оперативного работника, то это окончательно и бесповоротно. Нет! Еще раз повторяю, данный протокол допроса не имеет большой доказательственной ценности.
Это не протокол допроса. Это протокол взятия объяснения. Он не предусмотрен УПК РФ в качестве доказательства. Поэтому если вы при даче объяснений оперативному работнику под пытками признали свою вину, то когда вас будет допрашивать следователь или дознаватель в качестве подозреваемого в присутствии адвоката, вы должны сказать, что вас пытали и что вы себя под пытками оговорили, что вы преступления не совершали. И это должно быть занесено в протокол вашего допроса в качестве подозреваемого.
Данный протокол уже является процессуальным документом, который согласно УПК РФ является доказательством по уголовному делу.Пока лицо не допрошено в качестве подозреваемого, оно не может предстать перед судьей для рассмотрения вопроса о применении меры пресечения в виде содержания под стражей. Напомню, что в соответствии со ст. 108 УПК РФ вопрос о применении меры пресечения в виде содержания под стражей решается исключительно в судебном порядке, орган, осуществляющий уголовное преследование, обязан представить в суд веские аргументы для применения такой меры пресечения.
Учитывая, что в данном случае еще не решается окончательно вопрос о виновности человека в совершении преступления, таким аргументом для судьи может стать и протокол взятия объяснения задержанного, сделанный оперативными работниками, даже, если вы на допросе в качестве подозреваемого потом заявили, что оговорили себя.
Обычно в судебном заседании по этому поводу сторона обвинения приводит примерно такой аргумент: «Подозреваемый отказывается от ранее данных показаний (имеется ввиду протокол взятия объяснения оперативными работниками), так как после встречи с адвокатом он по его совету отрицает свою вину, чтобы уйти от ответственности». Звучит смешно, но суды очень часто принимает такие доводы стороны обвинения, а иногда они даже входят и в текст приговора.
Поэтому, даже под пытками, ни в коем случае нельзя признавать свою вину, особенно когда отсутствуют другие доказательства вашей виновности.Вернёмся теперь к методам, которые применяют оперативные работники.
По свидетельству лиц, побывавших в руках оперативников, на человека могут оказываться такие методы физического воздействия как удары по пяткам ПР-73 (резиновой палкой), удары бейсбольной битой, удары валенком, заполненным песком, «слоник» (на человека одевают маску от противогаза и зажимают дыхательный шланг), одевают полиэтиленовые кульки на голову, «ласточка» (человеку руки заводят за спину и подвешивают при помощи наручников").
Если человек не «колется», то начинаются психологические методы воздействия. Человеку оперативные работники говорят примерно такую фразу добрым голосом: «Да ты сейчас нам всё расскажешь, мы всё запишем, потом повторишь всё это следователю, и потом мы тебя отпустим домой под подписку о невыезде, ты же нормальный мужик, мы же знаем, что ты шалить не будешь, зачем тебя сажать!»
Человек после психологического наката воспринимает очень часто такое обращение к себе за чистую монету, и может в этой ситуации расслабиться и рассказать оперативникам то, что они хотят, подписать бумаги, какие они хотят, потом повторить всё это следователю… А после этого…
Обман раскрывается! Следователь тут же выносит ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор тут же его визирует, человека везут в суд, а суд применяет к нему меру пресечения в виде заключения под стражу, человек вместо своего дома попадает в СИЗО, после чего его воля сломлена, а если нет, то сломать её у стороны обвинения гораздо больше возможностей есть именно в условиях СИЗО.
Когда человек находится в СИЗО, то отстоять ему свое доброе имя уже гораздо сложнее.Поэтому еще раз настоятельно хочется порекомендовать ни в коем случае не признавать то, в чём вас обвиняют, если вы не совершали этого и нет других доказательств вашей вины.В этом случае время работает исключительно на вас, т.к. через 48 часов вас обязаны отпустить.По освобождению вам должны выдать справку о том, что вы были задержаны на основании ст. 91 УПК РФ. В любом случае вы должны потребовать такую справку.
После этого вам в случае, если на вас оказывалось физическое воздействие, сразу же необходимо обратиться в бюро судебно-медицинской экспертизы, чтобы зафиксировать телесные повреждения.После этого необходимо обратиться с жалобой в прокуратуру, управление или отдел собственной безопасности правоохранительного органа, который вас задержал, а также в суд с гражданским иском о возмещении ущерба, причиненного незаконным задержанием. Всё это необходимо сделать обязательно, чтобы защитить своё доброе имя и оградить себя от возможных дальнейших попыток привлечь вас опять в качестве подозреваемого или обвиняемого.
Тем, кто попал в эту ситуацию, хочу пожелать стойко перенести все напасти и в итоге отстоять своё доброе имя.Помните, что в такой ситуации вы не только отстаиваете свое доброе имя, но и объективно способствуете тому, чтобы правоохранительные органы изобличали лиц, которые действительно совершили преступление.
Осуждение невиновного представляет для всего общества огромную опасность.
Во-первых, невинно осужденные абсолютно незаслуженно переносят тяготы и лишения связанные с отбыванием уголовного наказания, они получают огромную моральную травму, последствия от которой испытываются на протяжении всей оставшейся жизни
.Во-вторых, такие случаи подрывают авторитет власти и государства. Что же это за государство, которое попирает права своих граждан. Ведь помимо попрания прав незаконно осужденного, попираются права других граждан в результате преступных деяний лица, которое действительно совершило преступление, за которое осужден другой человек. Настоящий преступник, который не изобличен в совершении преступления чувствует свою безнаказанность и продолжает осуществлять свою преступную деятельность.
А сотрудники правоохранительных органов, заставившие сознаться в совершении этого преступления другого человека, являются пособниками истинного преступника.
Такие ситуации не совместимы с истинной демократией.
Считаю, что в уголовный кодекс необходимо внести состав преступления, преступления, предусматривающий уголовную ответственность должностных лиц как специального субъекта за пытки, применяемые в отношении подозреваемых и обвиняемых. Это вполне обоснованно так как данные общественные отношения нуждаются в уголовно-правовой защите по вышеизложенным причинам, которые многие начальники силовых структур очень часто называют клеветой и поклёпом в их адрес, утверждая, что фактов применения пыток в отношении задержанных не бывает.