И.А. Покровский
Введение
Вопрос о возникновении потребительского права, как новой отрасли права, был впервые поставлен автором в 1998 году в работе «Потребительское право — новая комплексная отрасль Российского права», опубликованной в Российском Юридическом Журнале № 1/99.
Идея выделения потребительского права в качестве самостоятельной комплексной отрасли права была одобрена известными учеными-правоведами и успешно защищена автором выпускной квалификационной работой при окончании Уральской государственной юридической академии в 1999 году.
Потребительское право, как новое научное направление в теории права возникло и развивается:
— на основе изучения, исследования и критического осмысления огромного массива нормативно-правовых актов в процессе многолетней практической деятельности в сфере потребительской юриспруденции;
— под влиянием перехода России к рыночной экономике и опыта, приобретенного в результате личного участия автора в роли председателя депутатской комиссии городского Совета народных депутатов 21 созыва и заместителя председателя комитета по защите прав потребителей администрации города в процессах рыночных преобразований в городе Екатеринбурге;
— в результате издания, законов и целого ряда нормативно-правовых актов о защите прав потребителей, основанных на новой Конституции с ее огромным демократическим и гуманитарным потенциалом;
— иных политических, социально-экономических и правовых явлений, свидетельствующих о стремлении общества к идеалу гражданского мира и общественного порядка.
Важную роль своеобразного научно-правового «камертона», настраивающего автора на современный «правовой лад», сыграл учебник «Теория государства и права», издательства Уральской государственной юридической академии, 1996 года. Трудно переоценить методологическое значение отмеченного учебника, выводов и научных категорий, приемов, способов, подходов (метода) для познания потребительского права и получения научного результата, содержащихся в нем.
После долгих лет большевистской диктатуры и правового беспредела, верховенства силы над правом, когда каждому, по словам Президента Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию от 30 марта 1999 года «Россия на рубеже эпох», был гарантирован определенный минимум благ и никакими усилиями, кроме номенклатурной карьеры или подпольного бизнеса, обычному человеку невозможно было выйти за рамки этого минимума, проводимая в России правовая реформа положила начало процессу гуманитаризации, «очеловечивания» российской правовой системы.
В стране создается и бурно развивается такая правовая система, при которой в центре внимания находится не абстрактный, но конкретный человек, его права и свободы; повышается уровень правовой защиты граждан-потребителей различными отраслями права (гражданским, административным, уголовным, иными).
По мере накопления, в результате проводимой в стране правовой реформы, в различных отраслях и институтах права нормативного материала, регулирующего общественные отношения с участием или в интересах потребителей, возникла необходимость образовать (отпочковать) новую отрасль Российского права — потребительское право, как комплексную отрасль права, синтезирующую нормы различных отраслей права: административного, гражданского, гражданского процессуального, муниципального, предпринимательского, судебного, уголовного, уголовно-процессуального, иных.
Общим признаком, своеобразной правовой «меткой» для синтезированных в потребительское право норм является особый метод правового регулирования, сформулированный автором как метод особенного государственно-правового протекционизма (покровительства, поддержки, защиты, охраны) прав и охраняемых законом интересов потребителей.
Объектом исследования потребительского права является человек, гражданин — потребитель, а целью потребительского права является правовая поддержка охрана и защита жизни, здоровья, имущества, окружающей природной среды потребителя от некачественных и опасных товаров, работ, услуг; защита экономических интересов потребителей.
Настоящая работа призвана способствовать:
— теоретическому изучению основ потребительско-правовых отношений;
— уяснению фактического, житейского содержания потребительско-правовых отношений, сферы правового регулирования, тех задач, которые регулируемые отношения ставят для потребительского права, тех принципов, которыми потребительское право вообще стремится удовлетворить этим задачам;
— ускорению формирования потребительского права в реальной действительности путем обучения будущих специалистов;
— обеспечению теоретического обоснования практики потребительско-правового регулирования;
— приведению в систему разрозненных элементов потребительско-правового регулирования с целью ориентации будущих специалистов-правоведов в новой отрасли права.
Знание теории и практики потребительско-правовых отношений может помочь повышению потребительской культуры и потребительско-правового сознания; совершенствованию потребительско-правового регулирования в России; развитию потребительского права в других странах, с учетом их конкретных условий.
Издание настоящего учебника — попытка автора глубже исследовать проблемы защиты прав потребителей в России во всем их многообразии. Поэтому автор с глубокой благодарностью примет все замечания и пожелания в адрес настоящего издания, способствующие его дальнейшему улучшению.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ: ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПРАВА РОССИИ
Глава 1. Понятие потребительского права. Потребительское право как отрасль права.
§1. Потребительское право как наука и учебная дисциплина.
Потребительское право как наука есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных исследований и обобщения практики защиты прав потребителей.
В отличие от действующей отрасли потребительского права наука о нем — это не совокупность норм, а научные знания, система идей, понятий, суждений, отражаемые в рассуждениях, гипотезах, правовых доктринах, концепциях, комментариях, выводах, рекомендациях законодателю и правоприменителю. В материальной форме они находят закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в правовых доктринах, книгах, статьях и докладах.
Наука потребительского права очень молода и не имеет достаточного развития. Как самостоятельная комплексная отрасль потребительское право признано учеными-правоведами в октябре 1998 года, что подтверждается публикацией статьи автора «Потребительское право — новая комплексная отрасль российского права» в Российском Юридическом Журнале.
Наиболее важные научные исследования и работы по защите прав потребителей выполнены в 90-е годы. Объектом научных исследований и внимания ученых явились фундаментальные проблемы, связанные с государственным регулированием рекламы; государственным регулированием и гарантией качества и безопасности товаров (работ, услуг); эффективной защитой прав и охраняемых законом интересов потребителей государственными и муниципальными органами власти, общественными объединениями потребителей, правосудием.
Наука изучает действие потребительского права, реализацию его норм, обнаруживает закономерности его развития, формулирует практические советы с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие.
Исследование потребительского права — это изучение определенных сторон опыта защиты прав потребителей в России и за ее пределами. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели потребительско-правового регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными или не соответствующими общечеловеческим ценностям.
Становление основных идей потребительского права, зарождение соответствующей науки произошло на рубеже двух тысячелетий, когда в мире происходят сложные противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Когда в России идет переход от командно-административной к рыночной экономике, от тоталитарно-авторитарного режима к правовому. Когда постепенно формируется гражданское общество и правовое государство.
Характеристика предмета теории потребительского права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Потребительское право, как и любая иная юридическая наука, изучает, прежде всего, закономерности развития общественных отношений.
Теория потребительского права изучает закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования потребительского права. Она как бы вычленяет потребительское право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. При этом потребительское право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию потребительского права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, входящих в сферу «интересов» (регулирования) отрасли, но и возрастающее влияние последних на экономику, политику, социальную и духовную жизнь общества.
Предметом теории потребительского права выступает такое явление общественной жизни, как потребительское право, основные закономерности его возникновения и развития, его сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности потребительско-правового сознания и потребительско-правового регулирования.
Методологическую основу изучения потребительского права составляет метод диалектического и исторического материализма. Наряду с этим автор применил специальные методы исследования: социологический, статистический, системно-правовой и логико-правовой. В работе логически соединяются достижения правовой науки, как в целом, так и в сфере потребительского права по защите прав и охраняемых законом интересов граждан.
Потребительское право как учебная дисциплина изучает, прежде всего, действующее потребительское право, его нормы и институты. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам защиты прав потребителей, накопленные правовой наукой.
Если при описании потребительского права как отрасли применяются такие понятия, как “нормы”, “система норм”, “институты”, “принципы”, то при описании потребительского права как учебной дисциплины используются понятия “учебный план”, “учебная программа”, “методика преподавания”, “форма работы”.
§2. Понятие потребительского права и его предмет
Потребительское право, как отрасль Российского права, — это совокупность юридических норм и институтов, установленных высшими органами государственной власти, регулирующих и обеспечивающих государственно-правовым принуждением однородные общественные отношения, участниками которых прямо или косвенно являются потребители. Таким образом, потребительское право в широком смысле слова является нормативной базой для государственной защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей.
Потребительское право является новой самостоятельной комплексной отраслью российского права. Потребительское право отличается от других отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Вместе с тем, потребительское право входит в общую систему российской юриспруденции, ему присущи основные принципы, свойственные российскому праву Российской Федерации на современном этапе в целом.
Конституционные основы потребительского права.
Как и все отрасли права, потребительское право и его структурные подразделения берут свое начало в Конституции Российской Федерации.
* Одной из основ конституционного строя России и концептуальной основой Конституции Российской Федерации является провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанностью государства (статья 2).
* Права потребителей, как часть прав граждан, гарантируются Основным Законом (статья 45); являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18). Гарантии прав потребителей существуют в виде экономических, юридических, организационных институтов и средств, применяемых государством на разных уровнях регулирования.
* Государственно-правовое регулирование и гарантия прав потребителей на безопасность для их здоровья товаров, работ, услуг обеспечиваются нормами статьи 55 Конституции.
* Положение Конституции «Каждый имеет право свободно… получать информацию любым законным способом» (ч. 4 статьи 29) развивается законом «О защите прав потребителей в РФ» (статьи 8-10) и обеспечивает право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
* Право потребителей на объединение для защиты своих интересов и гарантии свободной деятельности общественных объединений потребителей, а также право коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления также коренятся в Конституции РФ (статьи 30, 33).
* Конституция РФ обязывает государственные органы власти принимать меры по развитию частной (платной) системы здравоохранения (статья 41); На этом основании и в соответствии с Законом «О защите прав потребителей в РФ» (статья 38), Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления платных медицинских услуг (Постановление от 13.01.96г. № 27).
* Закон «О защите прав потребителей в РФ» провозглашает право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для окружающей среды; закон устанавливает, что требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для окружающей среды являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (статья 7). Первоначало и этого права находится в Конституции как право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).
* Конституция, закрепляя право каждого на образование и поддерживая частную (платную) форму образования, устанавливает в Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты (статья 43) и, тем самым, защищает право потребителей платных образовательных услуг на качество услуги, соответствующих требованиям стандарта (статья 4 закона «О защите прав потребителей в РФ).
* Конституция гарантирует потребителям судебную защиту их прав с рассмотрением дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом (статьи 46, 47); закон «О защите прав потребителей в РФ» не только управомочил потребителей по своему усмотрению выбирать суд (по месту жительства, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда), но и освободил их от уплаты государственной пошлины; наделил правом на защиту неопределенного круга потребителей; (статья 17).
* Конституция гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, закрепляет право на получение бесплатной юридической помощи (статья 48); закон «О защите прав потребителей в РФ» наделяет органы местного самоуправления правом и обязывает консультировать потребителей по вопросам защиты их прав (статья 44).
Конституция питает своими соками и принципы потребительского права, наделяя отрасль общеправовыми началами законности (всеобщности, безусловности, единства), демократизма, социальной справедливости, равноправия, гуманности.
Комплексный характер российского потребительского права обуславливается его специфической структурой (системой); тем, что форма потребительского права (система потребительского законодательства) включает нормы многих отраслей законодательства, обладающие признаками особенного госудаственно-правового протекционизма прав и охраняемых законом интересов потребителей.
Как уже отмечалось, «комплекс» норм потребительского права включает в себя нормы, охраняющие и регулирующие общественные отношения с участием и в интересах потребителей конституционного, административного, государственного, гражданского, гражданского процессуального, здравоохранительного, международного, муниципального, образовательного, предпринимательского, прокурорского, судебного, таможенного, уголовного, уголовно-процессуального, экологического и иных отраслей права.
Как комплексная отрасль российского права потребительское право отражает более высокий уровень системообразующих связей на основе общности предмета и метода регулирования и характеризуется определенной целостностью. Необходимо иметь в виду, что поскольку к регулируемым потребительским правом общественным отношениям одновременно применяются правовые нормы различных систем законодательства, постольку при одновременном срабатывании на конкретном участке правового регулирования разнородных норм создается качественно иной стиль правового регулирования.
В общей теории права отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. Поскольку потребительское право включает наряду с материальными институтами процессуальные институты судебной защиты потребителей, постольку и по этим основаниям, наряду с изложенными выше, потребительское право можно характеризовать как комплексную отрасль права.
Предмет потребительского права (сфера правового регулирования). Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Им присущи следующие черты:
* это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
* это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
* это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
* это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль.
Общественные отношения, входящие в сферу регулирования, выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты.
По мнению Русинова Р.К. и Семитко А.П.: «В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы обще социальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену нематериальными и материальными ценностями, в том числе, предназначенными для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и обще социальных интересов и должно реализовываться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе («самозащита» потребителей; государственная и общественная защита прав потребителей, примечание автора). Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например, имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений».
Как уже неоднократно отмечалось, потребительское право — комплексная отрасль права. Очевидно, что комплексный характер отрасли состоит и в том, что в предмет регулирования отрасли входят все три группы отношений, отмеченных выше.
Точное определение сферы (пределов) правового регулирования — важнейший, ключевой, основополагающий вопрос теории и практики потребительского права, по которому мнение автора принципиально расходится с официальными разъяснениями по этому вопросу Пленума Верховного Суда РФ и федерального антимонопольного органа РФ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей” (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.95 № 6, от 25.10.96 № 10, от 17.01.97 № 2) разъяснил:
«Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли — продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 статья 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя — гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов — граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли».
Официальное аналогичное разъяснение об отношениях, регулируемых законами и иными правовыми актами о защите прав потребителей сделал и федеральный антимонопольный орган в разделе I «Разъяснений», утвержденных Приказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 160 (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 № 71): «Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем — гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли — продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) — с другой стороны».
Раскрывая сферу отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, и Пленум Верховного Суда РФ, и федеральный антимонопольный орган РФ значительно заузили ее, раскрыв только те отношения и связи, которые по общей теории права отнесены к первой группе общественных отношений и связаны исключительно с обменом ценностями, объектами которых выступают товары (работы, услуги).
Анализ содержания закона «О защите прав потребителей» дает основание утверждать, что сфера действия норм потребительского права значительно шире и охватывает, по общей теории права, наряду с первой, и вторую, и третью группы общественных отношений: и по обмену товаров (работ, услуг) на денежный эквивалент, и по властному государственно-правовому управлению потребительскими отношениями, и по обеспечению потребительского правопорядка.
Этот вывод вытекает из преамбулы к закону «О защите прав потребителей в РФ», если правильно уяснить смысл и содержание воли законодателя, выраженную в ней. В преамбуле, которая является вводной или вступительной частью закона, как известно, наряду с побудительными мотивами и целями издания, излагаются принципиальные положения соответствующего акта.
Итак, с учетом вышесказанного, предметом потребительского права являются следующие общественные отношения:
1) частные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2) публично-частные отношения, устанавливающие права потребителей и соответствующие юридические обязанности изготовителей, исполнителей, продавцов на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
3) публичные отношения, устанавливающие право потребителей на просвещение, государственную и общественную защиту их прав и законных интересов.
Отмеченные отношения протекают не произвольно, не по чьему — то усмотрению, а в соответствии с предписаниями потребительского законодательства, установленным им порядком регламентируются, регулируются и обеспечиваются государственно-правовым протекционизмом.
Особенностью потребительских правоотношений является их длящийся характер в течение срока, когда государство и договор гарантируют качество, безопасность и надежность товаров, работ и услуг.
Отношения, регулируемые потребительским правом, представляют следующую структуру:
1) Прямые, потребительско-правовые связи, получившие в литературе наименование «горизонтальные отношения» (отношения типа продавец — покупатель).
2) Косвенные, государственно-правовые связи, возникающие в интересах потребителей, получившие наименование «организационно-управленческие связи», — это «вертикальные отношения», возникающие между изготовителями, исполнителями, продавцами и федеральными органами управления, прокуратурой, судами, органами местного самоуправления.
3) Факультативные (дополнительные, вспомогательные), общественно — правовые отношения («горизонтальные», «вертикальные» связи, возникающие между потребителями при их совместной деятельности в простых товариществах без образования юридического лица (кредитные союзы потребителей, жилищные товарищества, иные); потребителями и общественными объединениями потребителей, их ассоциациями и союзами, органами власти всех уровней, предпринимателями, прокуратурой, судом, международными потребительскими организациями).
Общественные отношения, возникающие с участием или в интересах потребителей, имеют следующую структуру:
1. Предпринимательская деятельность:
по производству товаров для реализации потребителям;
по выполнению работ или оказанию услуг потребителям по возмездному договору;
по реализации товаров потребителям по договору купли — продажи.
2. Государственно-административная, властно — распорядительная деятельность:
по государственно-правовому регулированию и гарантии качества и безопасности товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предоставления предпринимателями надлежащей информацию о себе, а также о производимых и реализуемых ими товарах, работах и услугах;
контролю за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей со стороны федеральных антимонопольных органов, органов по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно — эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов, других федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры;
по привлечению к ответственности и наложению санкций за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение законных предписаний о прекращении нарушения прав потребителей со стороны вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений;
по включению соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
3. Протекционистская деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
по организации работы по защите прав потребителей на основе объединения усилий органов исполнительной власти, органов по защите прав потребителей при местной администрации, территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и общественных организаций потребителей;
по принятию организационных мер, направленных на создание условий для широкого развития общественного движения потребителей, оказанию общественным организациям потребителей помощи в период их становления и в последующей работе в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи, предоставлению финансовой помощи, в том числе за счет средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей;
по содействию привлечения внимания средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к вопросам защиты прав потребителей и систематическому освещению данной темы;
по рассмотрению жалоб потребителей, консультированию их по вопросам защиты прав потребителей;
по анализу органами местного самоуправления договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
по выявлению органами местного самоуправления товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, извещением об этом федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
по приостановлению (прекращению) органами местного самоуправления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, до предоставления информации;
по обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
4. Деятельность правоохранительных органов (судов, органов внутренних дел, органов, таможенных органов, органов юстиции, федеральной службы безопасности, органов прокуратуры, органов по правовому обеспечению и правовой помощи, нотариата, адвокатуры).
5. Правозащитная деятельность общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), осуществляемая при государственном покровительстве, помощи и поддержке:
по участию в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
по проведению независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг);
по проверке соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участию по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
по внесению в федеральные органы исполнительной власти, организации предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
по участию совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
по внесению в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалов о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;
по обращению в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
по обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
6. Потребительская деятельность:
по получению необходимых знаний в области защиты прав потребителей;
по получению необходимой информации о своих правах и о необходимых действиях в соответствующих государственных, муниципальных и общественных организациях;
по созданию кредитных союзов потребителей, жилищных и иных товариществ, для совместной деятельности без образования юридического лица;
по объединению для осуществления своей деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и уставами своих объединений.
по приобретению товаров, работ, услуг самостоятельно или совместно — через свои товарищества и объединения;
по предъявлению требований, в случаях продажи товаров ненадлежащего качества, ненадлежащему выполнению работы и исполнению услуги, самостоятельно или совместно — через свои товарищества и объединения;
по предъявлению требований о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, работы, услуги, самостоятельно или совместно — через свои товарищества и объединения;
по предъявлению требований о компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
по взысканию неустойки за несвоевременное выполнение требований;
по обращению в правоохранительные и правозащитные организации для восстановления своих нарушенных прав, самостоятельно или совместно — через свои товарищества и объединения.
Важной особенностью исследуемой отрасли, определяющей ее предмет регулирования, является субъектный состав. Центральной фигурой регулируемых отношений является потребитель. В потребительском праве за основу берется понятие «потребитель», определяемое в законе «О защите прав потребителей в РФ» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары, (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли». Следует особо подчеркнуть, что в силу п.1 статьи 26 и п.2 статьи 28 ГК РФ, правом самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки обладают как несовершеннолетние граждане, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, так и малолетние граждане, в возрасте от шести до четырнадцати лет, полная потребительская дееспособность которых возникает с восемнадцати лет. При этом по совокупности отмеченных статей ГК РФ, статьи 17 ЗЗПП (защита прав потребителей осуществляется судом) и части третьей статьи 32 ГПК РСФСР, несовершеннолетние потребители обладают гражданской процессуальной дееспособностью и имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что предмет потребительского права составляют общественные отношения по обмену товаров (работ, услуг) на денежный эквивалент (1), по властному государственно-правовому управлению потребительскими отношениями (2) и по обеспечению потребительского правопорядка (3) с участием или в интересах потребителей.
Праворуб: Потребительское право (краткий курс) – 2