В своей статье уважаемый коллега подвергает сомнению гуманность и эффективность применения детектора лжи только на одном примере, не могу не согласиться, не очень удачного применения полиграфа.
Что сразу неприятно удивило, так это то, что автор, подвергая критике сам факт существования психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа, в своей статье использует терминологию не имеющую никакого отношения к CПФИ; так, подзаголовок статьи звучит следующим образом: «Заключение полиграфолога. Об особенностях проведения полиграфической экспертизы».
Уважаемый коллега, заключение полиграфолога никакого отношения к экспертизе полиграфической и иной печатной продукции не имеет, поскольку имеют различные предметы и объекты исследования.
Но, не будем сильно придираться к терминологической путанице, тем более, что автор дает куда более серьезные поводы для критики своих выводов относительно правомерности самого факта существования психофизиологических экспертиз.
Прежде, давайте, все же, разберемся – что же такое полиграф, для чего обратимся к специалистам в данной области.
В основе опроса с применением полиграфа лежит предположение, что противоправное действие или скрываемая информация отражаются в памяти человека в форме идеальных следов, а также в степени нервно-эмоционального напряжения, влияющего на психофизиологические параметры организма (частоту пульса, дыхание, артериальное давление и т.д.), фиксируемые с помощью специального прибора, На обследуемом человеке закрепляются датчики, и полиграф регистрирует изменения динамики протекания физиологических процессов организма, на основании которых делаются выводы о наличии или отсутствии стресса, вызванного специально сформулированными вопросами тестов, относящимися к расследуемому преступлению. (Опыт проведения психофизиологических экспертиз О.В. Белюшина, кандидат юридических наук, эксперт-полиграфолог; А.Г. Ладченко, эксперт-полиграфолог. Адвокатская палата Московской области № 9, 2004).
Что касается точности заключения профессионально проведенной психофизиологической экспертизы, то здесь я считаю уместным привести сохранившийся у меня текст ответа на мой адвокатский запрос видного ученого Доктора биологических наук, профессора, действительного члена Академии Проблем безопасности, Обороны и Правопорядка, В.А.Варламова:
«Существует два способа психофизиологических исследований, проводимых с помощью компьютерного полиграфа:
-Тесты с контрольными вопросами — прямые тесты.
-Тесты, не использующие контрольные вопросы.
Все эти методы вероятностные. Точность методики тестов второй группы (скрываемой информации) определяется количеством проведенных тестов.
При четырех тестах ошибка составляет около 1%, при десяти тестах — 0,00000001%. Эту точность можно повышать до бесконечности.
При использовании десяти тестов ошибка может быть 1 на 10000000 экспертиз, что позволяет специалисту делать однозначное заключение по результату экспертизы».
Уже из этой краткой справки видно, что уровень достоверности психофизиологической экспертизы зависит от уровня профессиональной подготовки эксперта-полиграфолога, умению составить тесты и, на их основе, провести экспертизу.
Проблема в том, что недобросовестный или низкоквалифицированный эксперт может составить тесты таким образом, что при совокупности полученных данных, при расшифровке полиграмм, может быть получен результат, ничего общего не имеющий с истиной.
Но, на основе субъективизма и профессиональной некомпетентности отдельных экспертов нельзя подвергать обструкции психофизиологическую экспертизу в целом, а уж, как это делает автор, называть ее «глупой процедурой» и сравнивать психофизиологов с гадалками и ворожеями, причем, совершенно бездоказательно – для адвоката выглядит несколько странным.
В противном случае, на основе недобросовестности, скажем, эксперта-оценщика, можно сделать вывод и об антинаучности оценочной экспертизы, впрочем, это относится и к другим видам экспертиз.
По мнению автора УПК РФ не дает разрешения «на полиграфологические исследования». Оставляя возможность уважаемому коллеги разбираться с изобретенным им определением «полиграфологические исследования», не могу не спросить – а что, УПК РФ дает разрешение на проведение других экспертиз? Автотехнической, судебно-медицинской, строительно технической, и других?
И как быть с тем фактом, что исследование психологии и психофизиологии человека включено в утвержденный Приказом от 27 декабря 2012 г. № 237 Минюста России «Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»?
Кстати, требования к профессиональному уровню лиц, проводящих СПФИ сформулированы не в манускриптах для гадалок и хироманотов, а в «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «судебный эксперт по проведению психофизиологического исследования с использованием полиграфа», утвержденных Приказом от 8 апреля 2004 г. № 1547 Минобразования РФ.
Атмосфера «таинственности и присутствия потусторонних сил», о которых пишет автор статьи, возможно, и присутствовала в приводимом им примере, на самом же деле ничего сверхъестественного при проведении такой экспертизы нет – перед проведением психофизиологической экспертизы, при выполнении обязательного ее условия – получении добровольного согласия испытуемого, с ним проводится предтестовая беседа, в ходе которой уточняются обстоятельства, которые могут повлиять на достоверность полученного результата или, вообще, исключают возможность проведения экспертизы; например, острые сердечнососудистые заболевания и некоторые заболевания дыхательной системы, употребление накануне проведения экспертизы ряда лекарственных препаратов и т.д.
Является обязательным обсуждение вопросов, которые будут заданы в процессе проведения психофизиологической экспертизы. При проведении же самой экспертизы полиграфолог оценивает психофизиологические реакции подэкспертного на те или иные визуальные или вербальные стимулы, после чего выносит суждение об их субъективной значимости, которая свидетельствует о наличии в памяти человека следов какого-либо события или его отдельных составляющих.
Поэтому, недопустимо проведение экспертизы, если на разрешение эксперта ставятся вопросы, относящиеся к юридической оценке конкретного деяния; например — нападал ли А. на Б.?
Недопустимыми, также, являются вопросы, на которые невозможно дать однозначного ответа «да» или «нет».
Если уважаемый автор считает, что СПФИ является негуманной процедурой, то, если быть последовательным, ему нужно признать, что таким антигуманным методам проверки подвергаются целые профессиональные группы людей: персонал энергетических предприятий. РД 153-34.0-03.504-00" (утв. РАО «ЕЭС России» 12.05.2000, Минздравом РФ 19.06.2000), руководство УФСИН, согласно Приказа от 16 апреля 2013 г. № 51 «Об утверждении категорий должностей в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые проводится психофизиологическое исследование с применением полиграфа» и работники ряда других профессий.
Но, что скажет уважаемый автор на то, что использование в работе адвоката заключения специалиста-полиграфолога и последующее проведение психофизиологической экспертизы на основании постановления следователя, спасло ни одну человеческую судьбу?
Так, несколько лет назад, осуществляя защиту Т., в прошлом, Председателя Правления одного из коммерческих банков, обвиняемого по ч.4 ст.159 УК РФ, в частности, благодаря заключению эксперта-психофизиолога, удалось добиться прекращения уголовного дела за отсутствием в его действиях состава преступления.
Есть и другие случаи, когда, с помощью СПФИ удавалось добиться незаконного и необоснованного уголовного преследования (Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербальных коммуникаций в ходе расследования преступлений. — М.: «Юрлитин-форм», 2004).
Так, может, дело не в самой психофизиологической экспертизе, а в том, кто, и по чьей инициативе ее проводит? Известно, что и предметы кухонного обихода, кроме своего прямого, мирного назначения, могут служить орудием убийства, что уж тогда говорить о полиграфе, оказавшемся в неумелых, а, бывает, и нечистых руках…