Проблема охраны любой интеллектуальной собственности, в том числе и промышленной, становится особенно важной в связи со стратегическим курсом на модернизацию и инновационное развитие российской экономики, отраженным в Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].
Отношения промышленной собственности занимают лидирующее положение в постоянно расширяющемся производстве товаров, работ, услуг, проявляются во всех аспектах науки, техники. Кроме того, в свете сложившейся за последний год санкционной политики по отношению к Российской Федерации, создание в России собственных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также совершенствование нормативно-правовой базы их использования, становится особенно актуальным. Не зря ведь даже на уровне Европейского союза технологические разработки были названы институтом, «обеспечивающим постоянный экономический рост и … решение глобальных проблем континента»[2]. В этом смысле институт лицензионного договора в сфере промышленной собственности приобретает особое значение.
Темпы торговли патентами, лицензиями, правами на товарные знаки и т.п. постоянно растут. Очевидно, что результаты интеллектуальной деятельности, имеющие творческий характер и представляющие собой блага нематериальные, нередко представляют собой большую коммерческую ценность. Это подтверждается и российской статистикой, которая демонстрирует рост обращений с заявками на оформление патентов со стороны граждан и юридических лиц на изобретения, промышленные образцы, рост числа регистрации лицензионных договоров.
Так, за 2013 г. в Роспатенте и ФИПС было рассмотрено 1754 обращения, из которых поступило от граждан 1432, от юридических лиц — 322, в том числе по электронной почте поступило 398. Обращения граждан преобладают и составляют порядка 81,6 %. На личном приеме в Роспатенте было принято 43 человека.
Общее количество обращений значительно увеличилось по сравнению с 2012 г., на 29 %. Возросло количество обращений, связанных с экспертизой заявок, с вопросами предоставления патентно-информационных услуг, выдачей охранных документов. В 2013 году проведено 607 экспертиз заявок, зарегистрировано 22 открытия, подано более 65 тыс. заявок на регистрацию патентных прав.
В отношении таких объектов, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы в отчетном году в Роспатент поступило 4164 заявления о регистрации договоров в отношении 8676 изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, зарегистрировано 3123 договора в отношении 5961 объекта [3].
Лицензионные договоры – необходимый элемент механизма предоставления прав на объекты интеллектуальной собственности. Неуклонно растёт число регистрируемых договоров, а значит, существенней становится влияние на общество этого правового института. Так, за 2013 год зарегистрировано 303 договора исключительной лицензии, 1546 — неисключительной лицензии, поступило 280 заявлений о предоставлении открытой лицензии [4].
Лицензионный договор всегда являлся предметом пристального внимания цивилистов, которые признавали его самостоятельное место в системе гражданских договоров.
Лицензионный договор как самостоятельная разновидность гражданского договора впервые появился в английском праве в конце XVIII в., став формой реализации прав патентообладателя по использованию изобретения [5]. С развитием системы объектов права интеллектуальной собственности сфера применения лицензионного договора стала шире – эта договорная конструкция применяется в отношении всех участвующих в обороте объектов права интеллектуальной собственности.
В Гражданском Кодексе РФ лицензионный договор о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца регламентирован статьей 1367 ГК РФ. Общие же положения о лицензионном договоре содержатся в ст.ст. 1235-1239 ГК РФ.
К подзаконным актам, устанавливающим правила о лицензионных договорах, относится Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о передаче права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации [6].
Лицензионный договор – это гражданско-правовой договор, в силу которого патентообладатель (лицензиар) передает право на использование охраняемого изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.
Лицензионный договор, будучи сложным юридическим явлением, носит по своей правовой природе комплексный характер.
Во-первых, он рассматривается как юридический факт, порождающий в соответствии с нормой права конкретное правоотношение.
Во-вторых, как средство правового регулирования, закрепляющего меру возможного и должного поведения сторон данного договора, их права и обязанности (содержание правоотношений).
И, в-третьих, лицензионный договор рассматривается как охранительное средство.
При этом есть необходимость в едином понимании природы лицензионного договора, который по своему назначению представляет собой инструмент взаимного согласования воли лицензиара и лицензиата, а также средство обеспечения осуществления исключительных прав в отношении объекта права интеллектуальной собственности путем предоставления права на использование этого объекта в определенных пределах и на определенный период времени.
Лицензионный договор (в промышленной собственности) является консенсуальным, двусторонне обязывающим и, как правило, возмездным.
Лицензионный договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Как указано в общей норме п. 2 ст. 1235 ГК РФ, несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора. Требования о письменной форме лицензионного договора, а также о его государственной регистрации продублированы в ст. 1369 ГК РФ.
Содержание лицензионного договора как сделки составляют его условия. Существенными условиями лицензионного договора являются: предмет договора (точная характеристика объекта патентных прав); указание конкретных способов использования объекта патентных прав; условие о размере вознаграждения лицензиару (в возмездном лицензионном договоре).
Предметом лицензионного договора является принадлежащее патентообладателю (лицензиар) имущественное право на использование запатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца, которое он предоставляет другой стороне договора (лицензиат) в оговоренном объеме и в обмен на обязательства лицензиата осуществлять в пользу патентообладателя (лицензиара) предусмотренные договором платежи и (или) иные действия [7].
Предметом лицензионного договора, исходя из его легального определения, следует считать право использования интеллектуальной собственности в определенных пределах и определенными способами [8]. Предмет должен быть сформулирован таким образом, чтобы определить объем передаваемых прав.
Условие о размере вознаграждения лицензиару является существенным условием возмездного лицензионного договора. В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор предполагается возмездным. В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 1235 ГК РФ при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Гражданского Кодекса РФ, не применяются. В соответствии с п. 13.6 Постановления Пленума ВС РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. [9], если лицензионным договором прямо не предусмотрена его безвозмездность, но при этом в нем не согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения, соответствующий договор в силу абз. 2 п. 5 ст. 1235 ГК РФ считается незаключенным.
Вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования объекта патентных прав (см. п. 13.7 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.).
Общая норма, посвященная лицензионному договору – ст. 1235 ГК РФ – содержит разумное и справедливое правило о неприменении общей нормы определения цены – п. 3 ст. 424 ГК РФ. Однако в Гражданском кодексе закреплены и иные способы определения размера вознаграждения в лицензионном договоре. Так, в силу абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 1362, абз. 2 п. 1 ст. 1423 ГК РФ суммарный размер платежей за принудительную лицензию устанавливается в решении суда не ниже цены лицензии, определяемой при 26 сравнимых обстоятельствах.
Поскольку оценка имущества не входит в обязанности суда, но существенным образом влияет на его решение относительно размера вознаграждения по рассматриваемой категории дел, представляется, что необходимо предусмотреть в гражданском законодательстве обязательное назначение судом оценки лицензии. В этой связи последнее предложение абз. 2 п. 2 ст. 1362 ГК РФ, а также последнее предложение абз. 2 п. 1 ст. 1423 ГК РФ следует изложить в следующей редакции: «Суммарный размер платежей должен быть установлен решением суда, основанным на заключении соответствующей экспертизы и иных доказательствах».
Закон не устанавливает императивных требований к сроку лицензионного договора. Лицензионный договор может быть заключен без указания срока действия, т.е. на период действия патента, либо с указанием этого срока. В ч. 4 ст. 1235 ГК РФ указано, что «срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное». Таким образом, можно сделать вывод, что лицензионный договор всегда носит срочный характер.
К диспозитивным (обычным) условиям договора относят условия о территории и сроке действия лицензионного договора. Если срок действия не определен лицензионным договором, такой договор по общему правилу считается заключенным на пять лет, но не более срока действия исключительного права (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Если территория, на которой допускается использование объекта патентных прав, не указана в лицензионном договоре, лицензиат вправе осуществлять использование объекта патентных прав на всей территории РФ (п. 3 ст. 1235 ГК РФ).
Стороны лицензионного договора могут включать в договор любые иные условия, которые они считают необходимыми для достижения цели договора, в том числе об обоюдном информировании о произведенных усовершенствованиях, касающихся запатентованных объектов, обязательстве лицензиара о технической осуществимости производства продукции по лицензии, технической помощи в освоении производства продукции по лицензии, соблюдении режима конфиденциальности, обязательстве лицензиата не оспаривать действительность патента лицензиара, о консультационной помощи лицензиату, возможности контроля со стороны лицензиара за объемом использования, обязательство лицензиара поддерживать действие патента в течение срока действия лицензии, преследовать самостоятельно или совместно с лицензиатом нарушителей патента, взаимном обмене информации об усовершенствованиях объекта лицензии и предоставлять друг другу лицензии в случае патентования этих усовершенствований и т.д.
Литература:
1. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. № 2.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. Часть четвертая (Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.
4. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5497
5. Алексеев С.С., Гонгало Б.М. Гражданское право. — М.: «Проспект», 2008. – 820 с.
6. Баттахов П.П. Способы защиты прав на объекты промышленной собственности // Современное право. 2013. № 9. С. 52 — 56.
7. Дубовик Ф.И. К вопросу о природе лицензионного договора // Закон. 2014. № 5. С. 57-68.
8. Ерёменко В.И. Изменения в патентном законодательстве Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2014. № 8. С. 7 — 32.
9. Калиничева И.П. Лицензионный договор как основание возникновения обязательства: автореф. дис.… канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2011.
10. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. – М.: Статут, 2014. – 160 с.
11. Крыжна В.Н. Договорные формы распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности // Право интеллектуальной собственности. 2013. № 6. С. 31-36.
12. Хасимова Л.Н. Лицензионный договор в праве промышленной собственности Российской Федерации: дисс.… канд. юридич. наук. — Казань, 2006. 197 с.
13. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 6.
14. Отчет о деятельности Роспатента за 2013 год // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rupto.ru/
[1] Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
[2] Ворожевич А.С. Признание патента недействительным: российский и зарубежный опыт // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2013. № 2. С. 16.
[3] Отчет о деятельности Роспатента за 2013 год // Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rupto.ru/
[4] Там же.
[5] Махонина Л. Правовое регулирование лицензионного договора в Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. 2014. № 1. С.12.
[6] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 22
[7] Джермакян В.Ю. Комментарий к главе 72 «Патентное право» Гражданского кодекса РФ. – М.: Система ГАРАНТ, 2010. С. 121.
[8] Калиничева Е. П. Лицензионный договор как основание возникновения обязательства автореф. дисс. канд. юридич. наук. — Ростов-на-Дону, 2011. С.13.
[9] О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 6.