Каждому из нас, регулярно приходится сталкиваться с самыми различными организациями – фирмами, компаниями, учреждениями, обществами, кооперативами, фондами и прочими специальными субъектами права, объединёнными понятием «Юридическое лицо».
Понятие юридического лица, содержится в ч.1 ст. 48 ГК РФ РФ:
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.Из этого определения следует, что основным признаком любого юридического лица, является наличие у него обособленного имущества, учитываемого в его бухгалтерском балансе или смете.
В соответствии с ч.3 ст. 49 ГК РФ РФ:
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.Правоспособность юридического лица заключается в том, что юридические лица признаются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений, и могут от своего (т.е. самого юрлица, а не его органов, участников, работников и т.п.) имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, быть истцом, ответчиком, потерпевшим, заявителем в суде, и иным образом вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами.
При этом, в отличие от физических лиц (граждан, да и не граждан тоже), такое понятие, как дееспособность (ст. 21 ГК РФ РФ), в отношении юридических лиц не применяется.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ РФ, юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, либо, предусмотренных законом случаях, через своих участников (учредителей, акционеров, пайщиков и т.п.).
Как органы, так и участники юридических лиц, и сами могут быть тоже юридическими лицами, однако, процессуальной дееспособностью наделяются исключительно физические лица – граждане, люди, Человеки!
В гражданском процессе это следует из норм ст. 49 ГПК РФ РФ, в арбитражном, из ч.2 ст. 60 АПК РФ РФ и ст. 61 АПК РФ РФ, в уголовном из ст. 45 УПК РФ РФ и ст. 55 УПК РФ РФ, по делам об административных правонарушениях, ст. 25.4 КОАП РФ РФ и ст. 25.5 КОАП РФ РФ.
Из вышеперечисленных норм материального и процессуального права следует, что практическая реализация прав, как и исполнение обязанностей, любого юридического лица возможна только человеком.
По своей правовой природе, любое юридическое лицо является юридической фикцией, т.е. условным, абстрактным понятием, существующим только в сознании людей, нормативных правовых актах, и правоприменительной практике, и служащим исключительно для удобства понимания и оформления правоотношений с объединениями граждан и имущества, как субъектами права и участниками гражданских правоотношений.
Юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции – признания условности - субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях.
Реальными субъектами правоотношений как «внутри» самого юридического лица, так и в отношениях с другими лицами, всегда были и остаются единственно возможные носители правосубъектности - физические лица. Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь органы юридического лица, причем не любые, а только и исключительно, состоящие из людей.
В реальности, свойствами субъекта права – сознанием и волей, может обладать только человек. Однако законодатель в целях введения в гражданский оборот условного субъекта (юридической фикции) признает за юридическими лицами, отдельные свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, с помощью юридической фикции, в гражданский оборот введён вымышленный (т.е. не существующий в реальности, и не обладающий свойствами личности) субъект права, существующий лишь в качестве абстрактного понятия.
Исходя из самой своей абстрактной сущности, юридическое лицо просто невозможно обмануть. Способность обманывать и обманываться, свойственна только людям!
К чему это я всё? Да к тому, что всё чаще в «произведениях» сотрудников наших правохоронительных органов, и что ещё более страшно — некоторых судей, мне попадаются такие «перлы», как:
… реализуя свой преступный умысел, действуя умышленно, из корыстных побуждений, без намерения исполнять условия сделки, обвиняемый ХХХХ представил потерпевшему — ООО «МММ», заведомо ложные сведения о своём финансовом состоянии и платёжеспособности, чем ввёл ООО «МММ» в заблуждение, понудив ООО «МММ» заключить заведомо невыполнимую сделку по поставке (товар), причинив ООО «МММ» ущерб в сумме 00000 рублей, что является особо крупным ущербом. Тем самым ХХХХХ совершил мошенничество, т.е. преступление предусмотренное ч.4 ст. 159 УК РФ РФ…
И что прикажете с этим делать?
Я очень надеюсь, что хотя бы некоторые правохоронители, в т.ч. прокуроры и судьи (тоже ведь юристы!), прочитав эту статью, сделают правильные выводы. Sapienti sat!