За прошлый год несколько раз пришлось столкнуться со спорам, вытекающими из обжалования действий налоговых органов о ликвидации юридических лиц во внесудебном (административном) порядке на основании ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Дело это для меня новое, поэтому вопрос пришлось изучать быстро и как говорится «с чистого листа». Мое небольшое исследование, основанное исключительно на личном опыте показало, что, несмотря на давность существования указанной процедуры, устоявшейся судебной практики в этой сфере еще нет.

Да и сама процедура ликвидации юридического лица в административном порядке имеет ряд спорных вопросов и серьезных, на мой взгляд, недоработок.

В соответствии с положениями указанной статьи юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Данное положение закона при его принятии направлено было, главным образом, на борьбу с так называемыми фирмами – «однодневками» или как указывается в ряде судебных решений «на достоверность единого государственного реестра юридических лиц». Однако нередки случаи, когда в административном (внесудебном) порядке налоговым органом прекращается деятельность вполне легальных коммерческих и некоммерческих организаций, просто по тем или иным причинам не предоставившим документы отчетности и не ведущим операций по счетам, или таких счетов не имеющих (например, кооперативов).

Конечно, можно всю вину за подобную ситуацию свалить на учредителя или директора по принципу: «Сам виноват» (кстати, суды, чаще всего из этого принципа и исходят, отказывая в удовлетворении заявлений об оспаривании решений), но, как показывает практика, не всегда все так однозначно.

Основной проблемой «административной ликвидации», на мой взгляд, является то, что упомянутой статьей Закона предусмотрено соблюдение только формальных оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, а именно – отсутствие движения по счету (счетам) в течение года и непредоставление за последний год налоговой отчетности.

При этом проверки фактического ведения или неведения организацией деятельности в соответствии с Уставом, налоговыми органами, как правило, не проводятся. Хотя в силу ст. ст. 31, 32 НК РФ законная возможность проверить фактические обстоятельства деятельности общества у налоговых органов имеется.

Вместе с тем, как неоднократно указывали арбитражные суды различных инстанций, отменяя решения налоговых органов, «формальное наличие у общества признаков лица, прекратившего свою деятельность, не является безусловным основанием для исключения его из государственного реестра».

Важно, что Законом не предусмотрена обязанность уведомления учредителей (участников) юридических лиц, а также их руководящих органов и иных заинтересованных лиц о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, равно как и о непосредственном внесении записи об исключении, хотя такая возможность у налоговых органов также имеется.

Именно налоговые органы располагают всей необходимой информацией об учредителях и руководителях юридического лица. Казалось бы, чего проще – отправить директору официальное уведомление типа: «Уважаемый Иван Иванович, Ваше ООО не представило налоговую декларацию за такой-то год и не производит операций по счетам.

Через месяц будет инициирован вопрос о ликвидации…» Кроме того, налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредоставление налоговой декларации и вполне разумным и обоснованным являлось бы использование первоначально именно этой меры воздействия. Однако в одном судебном заседании представитель налогового органа на мой вопрос, почему кооператив не был привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ ничего вразумительного ответить не смогла.

Безусловно, привлечение к ответственности – есть право, а не обязанность налогового органа. И, видимо, ликвидировать организацию сразу гораздо проще, чем первоначально привлекать ее к ответственности за нарушение налогового законодательства. Таким образом, создается ситуация, при которой налоговым органов принимается решение, затрагивающее права и законные интересы граждан (учредителей, руководителей, кредиторов и пр.) и, порой, весьма существенно, однако, указанные лица об этом не информируются.

Согласно п. 3 ст. 21.1. ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть только опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Однако ни одним законом, естественно, не предусмотрена обязанность каждого гражданина, имеющего интерес в существовании того или иного юридического лица проверять каждый выпуск соответствующего печатного издания. К слову этим изданием является «Вестник государственной регистрации» и чтобы узнать его содержание, нужно его приобрести (к слову ни в одном известном мне месте реализации печатной продукции я этого журнала не нашел), так как даже на интернет-сайте журнала подобные сведения не публикуются.

При этом нарушение срока публикации суды, как правило, не расценивают как основание для отмены принятого налоговым органом решения.

Еще хотелось бы отметить, что как такового решения в письменном виде с обязательным указанием даты, оснований, подписями ответственных лиц и пр. налоговым органом не выносится. Налоговый орган в письменном виде выносит только «Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГОРЮЛ». Но его, понятное дело, обжаловать бессмысленно.

Поэтому здесь тоже возникает казус – как обжаловать решение, которое не имеет своей физической формы.

Зачастую возникают ситуации, когда юридическое лицо, уже, будучи юридически ликвидированным, и не зная об этом, заключает новые договоры, оплачивает коммунальные услуги и пр.

Для обжалования указанных решений налоговых органов необходимо представить в суд доказательства того, что обжалуемое решение нарушает права и законные интересы заявителя. К числу нарушенных прав могут относиться право на занятие коммерческой деятельностью, право на распоряжение имуществом и пр.

По общему правилу, подобные споры рассматриваются арбитражными судами. Однако мне удалось принять участие в подобных спорах как в арбитражном суде, так и в районном суде. В районном суде обжаловалось решение об исключении из ЕГРЮЛ кооператива. К сожалению, безуспешно. Практика показала, что арбитражные суды в целом чаще удовлетворяют подобные заявления.

Хотя, это мое субъективное мнение.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 22 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен специальный (удлиненный) срок обжалования рассматриваемого решения налогового органа — один год со дня, когда заинтересованные лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. При этом началом течения годичного срока суд признавал дату получения заинтересованным лицом выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о ликвидации или в другом случае — официального ответа налогового органа на запрос директора (то есть бывшего директора) ликвидированного ООО.

Таким образом, на мой взгляд, система исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа далека от совершенства. Недостатки ее сводятся, в первую очередь к отсутствию в законе обязанности налогового органа лично информировать учредителей и органы юридического лица о предстоящем исключении, неприменение в обязательном порядке в отношении «подозрительного» юрлица процедуры привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ, а также необязательности проведения налоговыми органами проверки фактического осуществления или неосуществления деятельности юридическим лицом. Кроме того, необходимо закрепить законодательно не только документ, именуемый «Решение о предстоящем исключении…», но и само «Решение об исключении».

Все эти недостатки действующего законодательства зачастую приводит к необоснованному исключению юридического лица из ЕГРЮЛ и, как следствие, нарушению прав его учредителей и контрагентов, долгим судебным процессам без каких-либо гарантий.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Решение537.6 KB

Да 9 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Шарапов Олег, Ермоленко Андрей, advokat2167, ksv-2704
  • 26 Мая 2015, 05:59 #

    Уважаемый Евгений Валерьевич, хорошо бы к статье  в разделе «судебная практика» добавлять материалы юриста (адвоката), тогда статья принесет полноценную пользу кому-то из коллег.
    Например: Праворуб: Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
    (handshake)

    +1
    • 26 Мая 2015, 21:11 #

      Уважаемый Олег Александрович, если Вы имеете в виду  заявление в суд, то обязательно учту Ваши пожелания и в ближайшее время выложу. Хотя, в принципе и в приложенном решении все более чем подробно расписано, на мой взгляд.

      +1
  • 26 Мая 2015, 18:29 #

    Хорошая пища для размышлений. 

    +1
  • 27 Мая 2015, 08:56 #

    Уважаемый Евгений Валерьевич, в настоящее время занимаюсь «обратной стороной» Вашего вопроса. Клиент создал ООО, открыл счет и деятельность с момента гос регистрации юр лица не осуществлял, налоговую отчетность не подавал, оплату налогов  не производил. Желает ликвидировать ООО в «упрощенном» порядке. Обратились в Налоговый орган с просьбой разъяснить, как нам «инициировать» ликвидацию ООО в «упрощенном» порядке. Налоговый орган ответил, для того, чтобы ИФНС инициировала процесс ликвидации ООО по  ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ООО обязано оплатить налоги и сборы за предшествующий период. 
    Не будет ли считаться оплата налогов «осуществлением деятельности»? (wasntme)

    +1
    • 27 Мая 2015, 11:30 #

      Уважаемая Татьяна Александровна. Ликвидация юрлица право, а не обязанность налоговой. В законе не содержится способов как заставить налоговую ликвидировать ООО. А уплату налогов налоговые органы, на мой взгляд могут расценить, как ведение дечтельности и не инициировать процедуру ликвидации. Вот кстати еще один пробел в законе — по какому признаку налоговики выбирают когда и кого ликвидировать?  Все зависит от «полноты налитого стакана» со стороны заинтересованных лиц, думается. В моем случае у нас были мысли, что так и было, т.к. у контрагента ООО  были перед ним серьезные долги. А нет ООО,  некому и взыскивать.

      +1
      • 27 Мая 2015, 16:02 #

        Согласен. Любое «шевеление» юрлица подтверждает его деятельность.
        Например, в моем случае это были проплаты подрядчику за уборку мусора.

        +1
        • 28 Мая 2015, 11:51 #

          Понравился термин «шевеление». Возьму себе в лексикон, если не возражаете)))

          +2
        • 02 Июня 2015, 03:51 #

          Уважаемый Олег Александрович, в Нашем регионе и без «шевеления» ничего не делают. 
          Гос органы не используют статьи, где им дано «право», они исполняют только «обязанности», и то не всегда по закону:)

          +1
      • 02 Июня 2015, 03:48 #

        Уважаемый Евгений Валерьевич, согласна с Вашим мнением. Буду ликвидировать в общем порядке. 
        На территории Приморского края " упрощенная форма" ликвидации не используется, инспекторы пожимают плечами и говорят " начальство команды не дает".
        Вот он «дырявый» закон(wasntme)

        +1

Да 9 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «"Административная ликвидация" юридического лица: несовершенство закона и вопросы обжалования.» 2 звезд из 5 на основе 9 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации