За помощью в налоговую
Нередко субъектам хозяйственной деятельности приходится обращаться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании дебиторской задолженности, возникшей вследствие нарушения должником принятых на себя в рамках гражданско-правового договора обязательств.
Как правило, при оценке доказательств суд выносит решение в пользу взыскателя. Однако само по себе решение арбитражного суда не основание для взыскания с должника суммы долга. Таким документом является исполнительный лист, выданный арбитражным судом в установленном законом порядке и сроки.
Взыскатель-кредитор, имея на руках исполнительный лист, может по своему выбору направить его в службу судебных приставов-исполнителей по месту регистрации должника (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») и самостоятельно подать его в банки и иные кредитные организации (ч. 1 ст. 8 Закона № 229-ФЗ), в которых у должника открыты расчетные счета.
В связи с тем, что судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства осуществляет юридические действия в установленные законом сроки, которые нередко бывают им нарушены, подача исполнительного листа в банки и кредитные организации представляется наиболее целесообразной и оперативной процедурой.
При заключении гражданско-правового договора сторонам известно как минимум об одном расчетном счете друг друга. И этого вполне достаточно для осуществления ими денежных платежей по договору. Но как быть, если в результате обращения в банк, где открыт указанный расчетный счет должника, выясняется, что денежных средств на нем нет и он является не активным? Тогда необходимо получить информацию о других имеющихся действующих расчетных счетах должника.
Очевидно, что должник указанные сведения о себе не представит, это просто не в его интересах. За получением информации кредитор при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговую инспекцию, в которой должник состоит на учете (ч. 8 ст. 69 Закона № 229-ФЗ).
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения (ч. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ).
Сие есть тайна
Тем не менее, в ходе реализации указанного права кредитор может столкнуться с проблемой, связанной с непредставлением запрашиваемых сведений.
Например, организация-кредитор обратилась в инспекцию налоговой службы с заявлением о представлении сведений о расчетных счетах должника. В ответ на заявление налоговая инспекция выдала организации мотивированный отказ, указав, что согласно ч. 1 ст. 102 НК РФ сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями и взыскателями, отнесены к налоговой тайне.
Однако из ч. 2 ст. 102 НК РФ следует, что «налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».
Из приведенной формулировки видно, что данная норма носит отсылочный характер и никак не конкретизируется. В связи с этим можно сделать вывод о том, что таким законом по праву может служить Закон № 229-ФЗ. Данный вывод подтверждает ВАС РФ в Определении от 21.04.2011 № ВАС-4097/11.
Минфин России считает, что«в силу п. 1 ст. 102 Кодекса указанные сведения составляют налоговую тайну.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 Кодекса).
Учитывая, что Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов представлять сведения о наличии у должника имущества судебному приставу-исполнителю, а также взыскателю при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, Департамент полагает, что налоговым органам при представлении таких сведений указанным лицам следует руководствоваться нормами п.п. 8 и 9 ст. 69 данного Федерального закона» (Письмо от 26.11.2008 № 03-02-07/2-207).
Это подтверждает ФАС МО: «Действительно, по смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 НК РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, относятся к налоговой тайне.
По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.
Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 НК РФ, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.
Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако ФЗ от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ (утратил силу 31.01.2008 года. Действует редакция ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 года – примечание автора) предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета» (Постановление от 15.09.2004 по делу № КА-А40/7808-04).
Особый режим отменен
Отметим, что в редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», действовавшей до 27 июля 2010 года, в п. 1 ст. 6 было закреплено, что «сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».
Однако Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» в указанный пункт были внесены изменения, касающиеся снятия особого режима со сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента вступления данного Закона в юридическую силу (1 января 2011 года) указанные сведения являются открытыми и общедоступными.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Сведения о расчетных счетах организации-должника в настоящее время являются открытыми и общедоступными как для организации-взыскателя, так и для судебного пристава-исполнителя, а отказ налогового органа в представлении таких сведений указанным лицам считается незаконным и может быть обжалован в установленном законом порядке.