Участились обращения родителей и детей за юридической консультацией: первых – с вопросом как взыскать с детей алименты, вторых – как эти алименты не платить. С точки зрения закона всё понятно: ст. 87 Семейного кодекса РФ гласит:
Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав. И вроде бы всё правильно и справедливо – при наличии вины родителей дети освобождаются от уплаты алиментов. Но есть другая сторона, которая обнажает всё существо человека, которое порой скрыто от глаз окружающих его людей.
Мы все совершаем ошибки, особенно в молодости. И даже если родитель «виноват», не должен ли ребенок, будучи взрослым и сам имея детей, простить его и помочь? Ведь мы часто помогаем чужим людям, попавшим в беду, а своему престарелому родителю, который, может быть, уже раскаялся в своих ошибках, и нуждается в помощи, дети помочь отказываются. Не раз мне доводилось слышать в суде, и не только в суде, из уст вполне благополучных детей страшные слова в адрес родителей: «меня с этим человеком ничего не связывает, кроме биологического родства».
Именно для них хотелось бы закончить эту часть статьи отрывком из Троицкого листка «В поучение взрослым детям», написанным еще в 1886 году:
Посмотрите на пчелок: они не покидают свою матку даже тогда, когда она уже не может для них ничего делать и, искалеченная или больная, падает на дно улья. Нельзя смотреть без сочувствия, как эти Божии мушки всеми силами стараются поднять свою матку со дна кверху: они спускаются, цепляясь одна за другую, на дно улья и образуют из себя лестницу в надежде, что матка по этой лестнице поднимается наверх, где ее ожидают самые усердные услуги. А если она так обессилела, что не может выбраться оттуда, то при ней остаются несколько пчелок с медом, которые кормят больную матку и согревают ее, прижимаясь к ней. И трогательно бывает видеть, как эти усердные дети не покидают матку свою даже тогда, когда она умрет: они машут над ней крылышками, как бы стараются оживить ее, и только тогда, когда увидят, что все напрасно, — с жалостным жужжанием улетают от нее. Смотря на это, невольно подумаешь: подите сюда вы, разумные люди, поучитесь у этих маленьких созданий не только их уму-разуму, их трудолюбию, бережливости, их любви к своим деткам — молодым пчелкам-выводкам, но и подивитесь их любви к матке их, поучитесь у них этой добродетели. Продолжение следует…