Крылатая фраза о бедах гласит, что основных проблем в России две: дураки и дороги, но стоит добавить и, как минимум, третью проблему – качество водоснабжения.
Во многих регионах, остро стоит вопрос о качестве водоснабжения: отдельно горячего и холодного. Данная публикация основана на реальных событиях — судебной практике, и посвящена именно горячему водоснабжению. Дело окончено в пользу потребителей – меня и членов моей семьи, наконец-то, руки дошли и до себя; по холодной воде дело аналогичное, но еще в процессе и, по всей видимости, станет более долгим и сложным.
Несоответствие должного и, хотя бы, минимального качества воды определить не сложно, для этого не обязательно «вооружать глаз» и иметь собачье обоняние, а доказать это несоответствие — не просто. Но в данном деле, доказанность несоответствия качества горячего водоснабжения ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность на территории субъекта, была установлена не без помощи Роспотребнадзора, решением суда еще в 2014 году.
Вступившее в силу решение суда не исполняется и по настоящий момент, по крайней мере – не исполнено в полном объёме, а вывод о неисполнении решения виден всё тем же невооруженным «глазом» и, иной раз, остро чувствуется обонянием, причем этот «иной раз» стал таким частым, родным и обыденным. Но, тем не менее, плата начислялась все эти годы по полной программе, впрочем, ничего удивительного.
Решение суда 2014 года, а точнее факт его неисполнения легло в основу искового заявления, так как решение «ресурсником» не оспорено, а лишь заявлено о намерении в будущем предпринять меры к поставке ресурса надлежащего качества. Благородные намерения были подтверждены планом мероприятий по приведению качества горячей воды требованиям санитарного законодательства.
Почему решение 2014 года, а именно — «представленный план по приведению качества» не исполняется на протяжении 8 лет? Всё просто, ресурсник рассчитывал на то, что и послужило основанием для его полного проигрыша, и вот эти основания:
При фактическом рассмотрении дела — иска «О возложении обязанности произвести перерасчет за последние 3 года, неначислении платы до приведения качества горячей воды в соответствие с санитарными нормами и требованиями законодательства, взыскании морального вреда и штрафа по ЗЗПП РФ» ответчик указал в своих возражениях, что решение суда 2014 не имеет преюдициального значения и, вообще, в решении была обязанность обеспечить соответствие горячей воды требованиям санитарных правил исключительно по показателю «цветность», а выводов о несоответствии воды по иным показателям: «мутность», «запах» в решении не содержится.
Также, настаивал на том, что наши доводы о предоставлении некачественной услуги опровергаются протоколами исследований прямой сетевой воды за указанный трёхлетний период. Поэтому, каждый случай (читай – «иск») должен рассматриваться индивидуально и доказательно, а доказать простому человеку сложно, руки опустятся и закончится дело в обсуждениях при кухонных баталиях с выводом о том, что виноват во всем, в очередной раз, президент.
Получается, отсюда следует закономерный вывод о том, что представленный ранее, о чем упоминалось выше — «План мероприятий по приведению качества горячей воды требованиям санитарного законодательства» подразумевает собой приведение качества воды лишь в отношении «цветности», ведь за «запах» и «мутность» не били!?
Преюдиция в отношении необходимости приведения качества горячей воды в соответствие с санитарными нормами по всем возможным показателям, обрела свою силу следующим простейшим путем: доказательств обратного ответчиком не представлено, следовательно, доказывать указанные обстоятельства вновь нет необходимости, а протоколы испытания проб сетевой воды судом отвергнуты, поскольку доказательством ненадлежащего качества поставляемой услуги по горячему водоснабжению является решение суда, которым установлено, что качество всей поставляемой горячей воды не соответствует обязательным требованиям, то надлежащим доказательством приведения воды в соответствие с установленными требованиями может являться исключительно постановление об окончании исполнительного производства фактическим исполнением. Такой документ в настоящий момент отсутствует.
Для того, чтобы начать данный процесс, была запрошена выписка по лицевому счету (начисление/оплата) по ГВС за последние 3 года, подготовлена досудебная претензия, в которой предлагалось предоставить сведения о причинах подачи некачественной воды, сведения об исполнении решения суда 2014 года; с требованием о произведении перерасчета за последние 3 года, о неначислении «зряплаты» до момента устранения некачественной услуги; возмещением морального вреда мне и членам семьи проживающих со мной и возмещением зряплаты за 3 года. В случае отсутствия добровольного исполнения требований ответчик был предупрежден о предстоящем взыскании штрафа по Закону о защите прав потребителей, что и случилось – по законам жанра.
Ответчик, всё – таки, ответил на претензию, но слишком поздно, чем и подвёл себя же. Ответил, когда дело уже находилось в суде (после получения копии иска) – якобы о добровольном произведении перерасчета и представил это в суде как дело благородное с тем, чтобы, хотя бы снизить размер морального вреда. Но ответчик не учёл самый важный момент, в ответе на претензию написал немного лишнего — JГОТОВЫ?J — дословно: «…начисления за коммунальную услугу по ГВС производиться не будут до момента приведения качества горячей воды в соответствие с санитарными нормами и требованиями законодательства», чем и подтвердил факт несоответствия санитарным нормам качества горячей воды.
Данный факт был мной отмечен в возражениях (отзыве) по доводам ответчика.
Итогом судебного разбирательства стало взыскание части денежных средств, уплаченных за последние 3 года (исковая давность), судебных расходов, взыскание морального вреда каждому члену семьи в размере по 10 000 + по 5 000 штрафных по закону о защите прав потребителей, возложение обязанности не начислять зряплату до приведения качества горячей воды в должное соответствие. Пока длился процесс, повылетали некоторые месяцы из срока исковой давности и различные тонкости по строкам «теплоносителей» или что-то в этом роде, но суть была не в том, чтобы взыскать всё до копейки, и разбираться в этих «строках» и представлять дополнительные расчеты с учетом новых месяцев, времени не было.
Ведь каким бы ни был размер компенсации морального вреда и сопутствующие взыскания, возможный вред здоровью некачественным водоснабжением не покроешь. Да и сама суть дела, опять же, не в деньгах, а в том, что без преувеличений, примерно каждый третий собственник жилплощади в городе (округе), подает подобный иск и выигрывает, ведь практика уже обкатана, но подобные возражения ответчика бывают сюрпризом, которые надо отслеживать и соответствующе реагировать; решения не обжалуются, исполняются.
Возможно, такое давление на ресурсника повлияет на скорейшее и действительное приведение качества воды в должное соответствие, и не только по каким-то определенным показателям: «цветности», «мутности» и пр., а в целом.
P.S. К раскрутке ресурсника — подобного дела до масштабов города, когда каждый третий житель обращается в суд по наработанной практике, требуется особый подход, который не обошелся без плодотворной работы местного депутата и без стойкой выдержки местного суда, который загрузился по этому поводу максимально.
Если эта публикация оказалась для Вас интересной и потенциально полезной, то Вы можете принять участие в развитии портала «Праворуб», путем оказания поддержки, перейдя по ссылке https://pravorub.ru/donate/. Поддержка заключается в содействии развития данного Интернет-ресурса, на котором сформировалось сообщество профессиональных юристов, адвокатов и экспертов, – профессиональный клуб специалистов, которые открыто, добросовестно и с полной мерой ответственности создают и развивают гражданское общество в государстве, поддерживая в нем верховенство права.
Автор изображения — компиляции (картинки к публикации): mxxx13@mail.ru
При заинтересованности в идее и энтузиазме способен создавать шедевры.