«Продажа земли есть скрытая продажа личности в рабство»
Л.Н.Толстой
В последнее время с особой остротой вновь вспыхнул так называемый «Курильский вопрос». И как граждане своей страны, которым не безразлична ее судьба, мы решили разобраться в этом вопросе сами и высказать своё мнение, несмотря на то, что эта тема муссируется уже очень давно, и, казалось бы, всё уже сказано.
Однако, как показывают многочисленные опросы граждан в век, когда информация не является чем-то недоступным, мы с удивлением обнаружили, что многие наши соотечественники не владеют информацией и более того, полагают, что спорные Курильские острова не принадлежат России и должны быть «возвращены» Японии.
Такая позиция чревата не только утратой Россией своих территорий, но и может повлечь негативные последствия в будущем.
Начнем с истории.
Освоение Курильских островов русскими началось в 1697 году с северной гряды (экспедиция В.В.Атласова), хотя первые упоминания об островах уже имелись в 1646 году в отчетном документе Н. И. Колобова царю Алексею об особенностях странствий И. Ю. Москвитина.
В 1712 году русскими были обследованы центральная и южная части Курильской гряды до о. Итуруп включительно (экспедиция И. Козыревского). В 1738-1939г.г. исследование всех Курильских островов было завершено (экспедиция М.П. Шпанберга).
Коренными народами Курильских островов были не предки японцев, а предки современных айнов, еще ранее – нивхи.
22 декабря 1786 года именным указом Екатерины II Курильские острова были объявлены неотъемлемой частью Российской империи. Данный указ закреплял за Россией обширные владения в Северной Америке (Аляску, Алеутские острова) и в Азии, в том числе Курильские острова: «Как по общепринятому правилу на неизвестные земли имеют право те народы, которые первое открытие оных учинили, как то в прежние времена и по сыскании Америки обычно делалось, что какой- либо европейский народ, нашедши неизвестную землю, ставил на оной свой знак, а римского исповедания государям римские папы к большему онаго утверждению щедро давали свои на то буллы, в чем и всё доказательство права к завладению заключалось, то вследствие сего неоспоримо должны принадлежать России:… гряда Курильских островов, касающаяся Японии, открытая капитаном Шпанбергом… Коллегии иностранных дел поручается известить о сём дворы всех европейских держав».
Как составная часть Российской империи все Курильские острова (вплоть до северных берегов о.Хоккайдо) обозначались в главном официальном издании — атласе Российской империи 1796 года, а также в атласе для народных училищ 1780-х годов и на географической карте России 1812 года.
Следует отметить одну важную деталь: в так называемом «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года приведён список принадлежащих России островов Курильской гряды, самым южным из которых назван Мацумая, т.е. Хоккайдо. То есть исторически о.Хоккайдо принадлежал России.
Более того, как на момент объявления Курильских островов территорией Российской империи, так и значительно ранее этого события, острова южной части Курильской гряды не могли принадлежать Японии, поскольку в конце XVIII века территория Японии простиралась на север не дальше центральной части острова Хоккайдо.
Данный факт признают и японские историки.
Все северные территории, в том числе северная часть о.Хоккайдо, в XVIII веке и в начале XIX века, не были включены в состав Японской империи, именовались «Эдзо» и считались иностранным государством, находящимся за пределами границ Японии.
Данный факт подтверждается также и тем, что указами третьего сёгуна Иэмицу, изданными в 1633, 1636 и 1639 годах, японцам под угрозой смертной казни было запрещено покидать пределы своей родины.
В 1786 году в ходе первой японской экспедиции по обследованию южных Курильских островов под руководством Могами Токунаи было установлено, что русские создали свои поселения на Урупе, Итурупе и других Курильских островах, о чем изложено в книге японского историка Кондо Морисиге в 1939 году.
Кондо Морисиге отмечал: «В 1768 году русские поставили на Южных Курилах столбы, вырезали на них название «Курилы», стали взимать ясак, дали айнам ружья, порох, одежду, окрестили и научили говорить по-русски».
Это подтверждает и Нумада Итиро: «В 1786 году русские уже посещали Итуруп и превратили его в свою базу».
В 1799 году северная часть Хоккайдо была официально включена в состав Японии, после чего в 1800 году японцы самовольно заняли Южные Курилы (экспедиция Ямада и Такатая) и на острове Итуруп было основано первое постоянное японское поселение Сяна (ныне Курильск).
В 1801 году японская экспедиция под руководством Тояма Ясутака и Мияма Ухэй-да попыталась захватить о. Уруп. Однако захват не удался в связи с противодействием русских поселенцев.
В 1802 году, реализуя цели по оккупации Курильских островов, являвшихся территорией Российской империи, в городе Хакодате на юге Хоккайдо создано Мацумаэсское губернаторство и учреждена специальная канцелярия по колонизации Курильских островов. Мирные переговоры русского посольства во главе с Н.П. Резановым об установлении русско-японской границы по проливам возле о.Хоккайдо положительного результата не принесли, японцы захватили Южные Курилы и основали свои торговые фактории на побережье залива Анива на Южном Сахалине.
В 1806 году русские начали освоение Южного Сахалина. 6 октября в залив Анива прибыл бриг «Юнона» под командованием Н.А. Хвостова, на следующий день высажен вооружённый отряд. 8 октября 1806 года у Кусюнкотана (ныне окрестности г. Корсакова) был поднят российский флаг. Айнскому старшине Н.А. Хвостов вручил медаль и лист, свидетельствовавший о принятии местного населения в российское подданство.
В 1807 году русские разгромили японские поселения на Южных Курилах. Однако уже в 1808 году японцы восстановили разрушенные поселения на Южных Курилах, при этом значительно усилив местные гарнизоны, а в 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила свой суверенитет над Сахалином и Курильскими островами.
Одним из основных аргументов претензий Японии в отношении Курильских островов является ссылка на договор XIX в. — Симодский трактат 1855 г., который был заключен при следующих обстоятельствах.
В результате поражения России в Крымской войне 1854—1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия была вынуждена заключить с Японией в 1855 г. Симодский договор, по которому Россия уступила Японии южную часть Курильской гряды — четыре южных острова Курильской гряды: Шикотан, Кунашир, Итуруп и группу островов Хабомаи. Граница была установлена между островами Уруп и Итуруп. Сахалин был оставлен неразделенным. При этом было признано право захода российских кораблей в три японских порта (Симода в княжестве Идзу, Хакодате в одноименной области и Нагасаки в княжестве Хизен), а также провозглашен «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией». Однако по условиям этого договора Россия не отказывалась от своих исторических правооснований на уступаемые ею острова.
В 1859 году в результате русско-японских переговоров о статусе о.Сахалин в установлении совместного владения Сахалином японцам было отказано.
7 мая 1875 года согласно Петербургскому договору Россия уступила Японии права на центральную и северную часть Курильской гряды в обмен на отказ Японии от претензий на Южный Сахалин. Первой статьей этого договора в очередной раз было установлено, что «… и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией».
В 1885 году, реализуя свои права по Петербургскому договору, японцы осуществили «зачистку» Курильских островов: айны со всего архипелага свезены в резервацию на о. Шикотан, где бОльшая часть из которых умерла от голода, поскольку ресурсы острова не позволяли прокормить всех. Последний айн умер в резервации от голода в 1932 году. То есть, коренное население Курильских островов было полностью уничтожено за 47 лет.
Важное значение имеет также тот факт, что первый русско-японский договор 1855 г. с уступкой Японии Южных Курил, а также все последующие договоры, были аннулированы уже по Договору о торговле и мореплавании, заключенному в С.-Петербурге между Россией и Японией 27 мая (8 июня) 1895 г., ст.18 которого гласила, что что договор 1895 года заменяет все предыдущие русско-японские договоры, соглашения и конвенции 27 января 1904 года Япония, нарушив договорённости о вечном мире и дружбе, развязала русско-японскую войну. В результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Японии удалось отторгнуть у нее Южный Сахалин согласно Портсмутскому мирному договору.
При этом Портсмутский мирный договор не отменял и не изменял Договор о торговле и мореплавании 1895 года, в том числе, и в части аннулирования Симодского трактата 1855 г. об отказе России от Южных Курил.
Позднее в 1920-1925 гг. под японской оккупацией находился и Северный Сахалин.
20 января 1925 года была подписана Конвенция об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией, установившая дипломатические, консульские и торговые отношения между двумя странами. Во исполнение условий Конвенции японские войска выведены с территории Северного Сахалина.
В последний раз российско-японская граница претерпела изменения в 1945 г., когда наша страна в результате победы во Второй мировой войне вернула себе Южный Сахалин и Курильские острова: 1 сентября 1945 года было завершено освобождение центральной и южной части Курильской гряды.
Необходимо отметить, что еще в 1943 году представителями США, Великобритании и Китая была принята Каирская декларация, согласно которой стороны заявили: «Несколько военных миссий договорились о будущих военных операциях против Японии. Три великих союзника выразили свою решимость оказывать неослабевающее давление на своих жестоких врагов на море, на суше и в воздухе.
Это давление уже усиливается. Три великих союзника ведут эту войну, чтобы остановить и покарать агрессию Японии. Они не стремятся ни к каким завоеваниям для самих себя и не имеют никаких помыслов о территориальной экспансии. Их цель заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала первой мировой войны 1914 года, и в том, чтобы все территории, которые Япония отторгла у китайцев, как, например, Манчжурия, Формоза и Пескадорские острова, были возвращены Китайской Республике.
Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности. Вышеуказанные три великие державы, помня о порабощенном народе Кореи, решили, чтобы в должное время Корея стала свободной и независимой. Имея в виду эти цели, три союзника, в согласии с теми из Объединенных Наций, которые находятся в состоянии войны с Японией, будут продолжать вести серьезные и длительные операции, необходимые для того, чтобы обеспечить безоговорочную капитуляцию Японии».
26 июля 1945 года в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц, к которой позднее присоединился СССР, был принят следующий вердикт относительно территориального вопроса: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые мы укажем».
Данное условие является реализацией принципа полной и безоговорочной капитуляции –Япония утратила международную правосубъектность и право обсуждать условия мира.
14 августа 1945 г. японское правительство подтвердило принятие условий Потсдамской декларации, а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала.
Акт о капитуляции Японии гласит: «Мы, действуя по приказу и от имени Императора, Японского Правительства и Японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия Декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме Главами Правительств Соединенных Штатов, Китая и Великобритании, к которой впоследствии присоединился и СССР, каковые четыре державы будут впоследствии именоваться Союзными державами….
Настоящим мы даем обязательство, что Японское Правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которых в целях осуществления этой Декларации потребует Верховный командующий Союзных держав или любой другой назначенный Союзными державами представитель.
29 января 1946 г. военная администрация США своей директивой № 677 постановила: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического акта был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Курильских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик». Таким образом, Курильские острова и о. Сахалин на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России.
На возвращённых территориях образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года объединена с Сахалинской областью и переведена в прямое подчинение РСФСР.
Все последующие международные акты по вопросу взаимоотношений России и Японии в отношении т.н. «спорных островов» не изменяют и не отменяют условия Потсдамской декларации.
Однако 8 сентября 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств, в том числе и Япония, подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией, который был подготовлен без участия СССР.
Тем не менее, согласно п. «с» ст.2 этого договора Япония отказывалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть Сахалина и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г. В связи с чем и другой из аргументов современной Японии о том, что речь в договоре идет о каких-то других островах Курильской гряды – несостоятелен.
СССР не подписал данный договор с Японией, так как в целом он излишне отвечал интересам США.
Надо особо подчеркнуть, что поскольку Япония подписала данный договор, постольку она лишилась каких-либо прав на Курильские острова и о.Сахалин, что в очередной раз подтверждает беспочвенность и незаконность претензий японского правительства.
Несмотря на это, в 1955 году в г.Лондон начались советско-японские переговоры о заключении мирного договора, в ходе которых Япония предъявила СССР территориальные претензии на острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Малую Курильскую гряду (острова Хабомаи).
В результате переговоров 19 октября 1956 года в г.Москва подписана Совместная декларация СССР и Японии, в которой констатировалось прекращение состояния войны между двумя державами и восстановление мира и добрососедских дружественных отношений, а также возобновление дипломатических отношений и возврат остававшихся в СССР японских военнопленных.
Согласно положениям ст. 9 Декларации, обе стороны согласились на то, что после восстановления дипломатических отношений переговоры о заключении мирного договора будут продолжены. При этом СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства», соглашался передать Японии остров Шикотан и Малую Курильскую гряду после заключения мирного договора между СССР и Японией.
Декларация является протоколом о намерениях и речь в ней идет не о «возвращении» Курильских островов, как пытается преподнести японская сторона, а о «передаче» СССР своей территории как акте доброй воли, что не дает оснований для пересмотра итогов войны.
Об отказе СССР от своих намерений по передаче Японии островов и, самое главное, о причине этого отказа, свидетельствуют последующие события и акты.
13 января 1960 года между США и Японией был подписан Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который создавал угрозу безопасности СССР, поскольку привел к размещению на территории Японии иностранных войск.
В связи с этим, СССР посчитал невозможным осуществление намерений о передаче островов Шикотан и островов Малой Курильской гряды и в 1960 году направил правительству Японии Памятные записки, в первой из которых было указано, что передача островов возможна только при условии вывода иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора. Однако Япония заявила об отказе от данных условий и заявила о том, что будет добиваться «возвращения» не только о.Шикотан и группы островов Хабомаи, но и других «исконно японских территорий».
Правительство СССР незамедлительно отреагировало на данное заявление и 22 апреля 1960 года направило Японии вторую Памятную записку о том, что при таких обстоятельствах территориальный вопрос между СССР и Японией решён окончательно, поскольку закреплён международными договорами.
Таким образом, стороны Советско-японской декларации 1956 года в двустороннем порядке отказались от исполнения этой декларации в полном объеме, поскольку главное условие – вывод иностранных войск с территории Японии – японское правительство не исполнило и исполнять не собирается до настоящего времени.
Также необходимо учитывать, что государственная граница РФ установлена в соответствии с нормами международного права и признана всеми государствами, кроме Японии.
Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр: «Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.
Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права» (ст.2), а также ширину территориального моря: «Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией» (ст.3 Конвенции).
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, ратифицированной РФ в 1997 году (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ), иными нормами международного права, морская государственная граница РФ определена по внешней границе территориальных вод (12 морских миль или 22,2 км от сухопутной территории (включая все острова) или от внутренних морских вод при наличии последних в виде соответствующих вод портов, заливов, бухт, губ и лиманов) согласно Федеральному закону от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Россия имеет с Японией только морскую границу – это проливы Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, которые отделяют остров Сахалин и Курильские острова от острова Хоккайдо.
Южные Курилы имеют важное стратегическое и экономическое значение.
Именно в водах Южных Курил находятся два незамерзающих судоходных пролива, соединяющих Охотское море и Тихий океан: пролив Фриза — отделяет о. Уруп от о. Итуруп, и пролив Екатерины – один из крупнейших проливов Курильской гряды, отделяет о. Кунашир от о. Итуруп.
Курилы богаты природными ресурсами.
По природным запасам рения Россия стоит на третьем месте после Чили и США. Рений — один из редчайших элементов земной коры. В мире известно только одно экономически выгодное месторождение рения. Оно находится в России: запасы в нём составляют около 10—15 тонн. Это месторождение было открыто в 1992 году на вулкане Кудрявый (о. Итуруп). Запасы рения в виде рениита на о. Итуруп оцениваются в 10—15 тонн, в виде вулканических газов — до 20 тонн в год.
Рений — металл XXI века, поскольку обладает уникальными физико-химическими свойствами (высокая жаропрочность, отличная прочность, пластичность, высокая устойчивость к окислению, коррозии и пр.), которые дают возможность использовать рений в нефтеперерабатывающей промышленности, авиастроительстве при производстве деталей для сверхзвуковых истребителей, в электротехнической, ядерной промышленности, медицине.
Из-за низкой доступности и высокого спроса рений является одним из самых дорогих металлов. Цена на него зависит от чистоты металла, 1 кг рения стоит от 1000 до 10 000 долларов.
Запасы других минеральных ресурсов Южных Курил составляют: углеводороды – около 400 млн.т, золота – более 800 т, серебра – более 4,5 тыс.т, а также титана, железа, ванадия.
Однако месторождения минеральных ресурсов на Южных Курилах не разрабатывают, производство рения до настоящего времени не запущено.
Южные Курилы обладают благоприятными гидробиологическими условиями для воспроизводства рыбы.
Поэтому в условиях современной России, когда «денег нет, но вы держитесь», передавать, уступать, совместно осваивать российские территории, не только экономически невыгодно, но и ставит под угрозу целостность страны.
Совместное использование островов также фактически является передачей и продажей Курил Японии, как это уже произошло в Сибири, которая по факту продана Китаю.
Согласно ст.8 «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.1990г., территория Российской Федерации (как правопреемника РСФСР с 25 декабря 1991 года) не может быть изменена (ни в сторону увеличения территорий, ни в сторону их уменьшения — прим.автора) без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
Поэтому какие-либо переговоры со стороны РФ о передаче Южных Курил либо части из них без волеизъявления народа, без проведения референдума – незаконны, поскольку носителем суверенитета и источником государственной власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РФ (ст.3 Декларации о государственном суверенитете, ст.3 Конституции РФ).
Результаты опроса жителей островов Кунашир, Шикотан и Итуруп, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в период с 11 по 17 февраля 2019 года, показали, что мнение подавляющего большинства опрошенных однозначно: Курильские острова – это территория России, и они выступают против передачи островов Японии.
В 2005 году Россия уже лишилась части своих территорий площадью 337 кв.м: 15 октября 2004 года в г.Пекин Путин В.В. подписал «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части», согласно которому Китаю под видом демаркации российско-китайской границы были добровольно переданы острова Тарабаров, части Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае и острова Большой в Читинской области, которые имели стратегическое и экономическое значение для государства. При этом мнение народа никто не спросил.
А уже 29.12.2014 г. был принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-ФЗ.
В ТОРах устанавливается особый правовой режим, ограничивается действие российского законодательства, в том числе отменяется местное самоуправление.
ТОРы создаются, в основном, для привлечения иностранных инвестиций, на 70 лет, при этом срок действия их существования может быть продлен, предусматривается привлечение иностранной рабочей силы, допускается принудительное изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности граждан, юридических лиц, а также передача недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности для целей деятельности ТОР.
Более того, резиденты территории опережающего развития — собственники созданных ими объектов недвижимости на земельных участках — имеют право выкупа этих участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По сути ТОРы – это государство в государстве, со своей инфраструктурой, медицинским обслуживанием, образовательными учреждениями, осуществляющими свою деятельность для иностранных граждан в соответствии с иностранными стандартами.
О том, что государство создает ТОРы для привлечения иностранных инвестиций свидетельствует и тот факт, что утечка капитала из страны набирает обороты: по итогам 2018 года Центральный банк РФ зафиксировал рост чистого оттока капитала в 2,7 раза в годовом выражении – с 25,2 млрд. долларов до 67,5 млрд. долларов. За январь и февраль 2019 года отток составил 18,6 млрд. долларов.
В 1994–2018 годах из России были выведены активы, общая стоимость которых в настоящее время может превышать $1 трлн, подсчитали эксперты Bloomberg.
Чистый отток капитала — это те средства, которые инвесторы вывели из экономики страны, потому что инвесторам не выгодно вкладывать средства в нестабильную российскую экономику в условиях санкций, влекущих напряженные торговые отношения.
По данным ЦБ, указанным в «Обзоре финансовой стабильности за II-III кварталы 2018 года» (стр.10, таблица 1) указано, что Россия не является страной с развитой экономикой, а относится к категории развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, наряду с Бразилией и ЮАР.
В Сахалинской области созданы три территории опережающего развития: «Южная» (включает г.Южно-Сахалинск, Анивский городской округ, Томаринский городской округ), «Горный воздух» и «Курилы» (включает «Южно-Курильский городской округ», «Северо-Курильский городской округ»).
Территория опережающего социально-экономического развития «Курилы» создана Постановлением Правительства РФ от 23.08.2017г. и пока проект включает шесть видов экономической деятельности: рыболовство и рыбоводство, производство пищевых продуктов, производство металлических изделий, строительство зданий, инженерных сооружений, специализированные строительные работы.
Это значит, что подготовка к «сдаче» Курил идёт полным ходом. И не только Курил.
Всего за 4 года действия этого закона Правительством РФ принят ряд Постановлений о создании в России около 100 территорий опережающего развития.
Однако мнение граждан РФ о возможности передачи земли и других природных ресурсов для использования иностранными инвесторами с преимуществами, ограничивающими права граждан на ресурсы, на земельные участки, устанавливающими льготы в налогообложении, допускающими принудительное изъятие недвижимого имущества у российских граждан и юридических лиц, выяснено не было.
На наш взгляд, Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-ФЗ нарушает не только п.п.1, 3 ст.3 Конституции РФ, но и п.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Передача ресурсов и земли на основании этого закона не отвечает интересам российских граждан и страны в целом.
Статья написана в соавторстве с коллегой — адвокатом Сахалинской адвокатской палаты Рощупкиной Лидией Васильевной.
Друзья, большая просьба помочь в распространении этой статьи, чтобы как можно больше граждан ознакомились с этой важной информацией. Не оставайтесь равнодушными! От этого зависит наше будущее!