Отчёт миссии Международной комиссии юристов 2015 «Становление сильной адвокатуры в Российской Федерации». В частности, в отчете отмечается следующее:
Высокий уровень обвинительных приговоров свидетельствует, помимо прочего, о коллективной слабости юридической профессии, которой сложно отстоять центральное место адвокатов – в частности, защитников – в уголовном процессе.
Адвокатские палаты не всегда могут эффективно защитить адвокатов, в частности, защитников по уголовным делам, от угроз или преследования, связанного с их деятельностью. Адвокатские палаты не прикладывают достаточных усилий, чтобы поддержать адвокатов в сложной ситуации.
Слабость российской юридической профессии обусловлена её раздробленностью и внутренними противоречиями.
Уникальной особенностью российской правовой системы является тот факт, что в большинстве случаев юридическую помощь и представительство в Российской Федерации оказывают люди, которые не считаются адвокатами или, по меньшей мере, не зарегистрированы в указанном качестве. Формирование параллельной юридической профессии за рамками адвокатуры, пользующейся официальным признанием, привело к нестабильности, при которой в большинстве случаев юридическая помощь оказывается в условиях нормативно-правового вакуума (уязвимость перед лицом вмешательства со стороны исполнительных органов власти, в том числе обысков помещений, изъятия документов, слежки и перехвата коммуникаций).
Несмотря на чёткие ограничения, установленные законом, председатели ряда адвокатских палат занимают данную должность более, чем два срока подряд. Так, в некоторых регионах адвокатские палаты превратились в «семейные корпорации», президент которых остаётся бессменным, а руководящие должности в палате занимают его родственники.
Руководители адвокатских палат иногда обходят требования закона, устанавливающие ограничение срока пребывания в должности. Также внушают тревогу сообщения о том, что близкие родственники могут занимать ряд руководящих должностей в органах адвокатуры.
Экзамен не всегда является достаточно комплексным и не исключает возможности пристрастной оценки знаний кандидатов. Экзаменационный процесс не всегда защищён от коррупции. Необоснованно высокий размер вступительных взносов новыми членами адвокатской палаты.
Проблемам коррупции и случаям, когда адвокаты не выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами, в частности, проблеме так называемых «карманных адвокатов», которые представляют интересы обвинения, следствия и иных влиятельных субъектов системы вопреки интересам своих клиентов.
Меры дисциплинарной ответственности не применяются достаточно строго и последовательно, что может привести к непоследовательному и произвольному толкованию того, какое поведение составляет дисциплинарный проступок.
Об участившихся случаях необоснованных обращений о привлечении адвокатов к ответственности, что является весьма опасной тенденцией. О необоснованных преследованиях правоохранительными органами принципиальных адвокатов, активно защищающих интересы клиентов.
Проблема коррупции среди адвокатов, особенно тех, которые представляют обвиняемых по уголовным делам по назначению государства, повсеместно признаётся как одна из главных проблем, с которой сталкивается адвокатское сообщество в Российской Федерации.
В отчете подробно ведется речь о процессуальных нарушениях: распространенной практике недопуска к клиентам, находящимся под стражей до суда; требованиях разрешения на свидание с подзащитным; нарушение конфиденциальности свиданий адвокатов с подзащитными, права собирать информацию и допрашивать свидетелей, приобщение доказательств, собранных защитником, доступ к материалам дела и к вещественным доказательствам, равенство сторон и т.д. О системных нарушениях права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного ст.ст. 6 ЕКПЧ и 14 МПГПП.
Воспрепятствование работе адвокатов: допросы адвокатов, вызов их на допрос в качестве свидетеля, личные угрозы, преследования, нападения и акты возмездия.
В Российской Федерации адвокаты часто оказываются в невыгодном положении в связи с использованием показаний, данных на досудебном этапе, в том числе показаний обвиняемого или свидетелей. Как правило, суд больше доверяет показаниям, данным другому человеку наедине, а не судье в ходе публичного судебного заседания. Это является не только особенностью правовой культуры, но и связано с соображениями удобства, так как позволяет обеспечить вынесение обвинительного приговора.
Переход на более высокий уровень защиты принципа равенства сторон сам по себе может привести к существенному совершенствованию судебной системы и повышению процента оправдательных приговоров.
Закон не предоставляет защитникам равных возможностей с точки зрения сбора доказательств и их приобщения к материалам дела, и по целому ряду ключевых моментов защитники зависят от следственных органов в своей работе, в том числе при получении доступа к подзащитным, которые содержатся под стражей.
В суде практически нет возможности исправить нарушения, допущенные на стадии расследования. В результате различных препятствий их работе адвокаты не обладают равными правами и статусом со стороной обвинения ни на уровне закона, ни на практике. Чрезвычайно высокий уровень вынесения обвинительных приговоров в Российской Федерации является логическим следствием данной ситуации.
Проблема угроз, нападений и даже убийств адвокатов особенно остро стоит на Северном Кавказе, однако существует и в других регионах Российской Федерации. МКЮ регулярно сталкивается со случаями угроз, избиений, а иногда—и убийств российских адвокатов. С 2000 по 2014 годы в отношении адвокатов в России было совершено более 70 убийств и тяжких преступлений.
Защитники являются особо слабым и уязвимым звеном уголовного процесса, что не может не повлиять на защиту права на справедливое судебное разбирательство, права на свободу и других прав человека в рамках системы уголовного правосудия.
Можно провести некоторую аналогию с докладом Венецианской комиссии, однако, отчет посвящен не только проблем законодательства, но и практики его применения и содержит выводы и предложения.
На мой взгляд, ценность отчета также заключается и в рекомендациях относительно юридических и практических мер, которые необходимо принять для усиления независимости юридической профессии в России.
Данный отчет может быть полезен адвокатам и всем интересующимся современными проблемами российского адвокатского сообщества и реформированием законодательства в этой сфере.
PS Было неожиданным и приятным увидеть в отчете ссылку на свою публикацию, посвященную проблемам адвокатского сообщества.
http://icj.wpengine.netdna-cdn.com/...ssion-Publication-2015-RUS.pdf