Несмотря на то, что по уголовным делам установлен высокий стандарт доказывания, при расследовании наркопреступлений зачастую он не соблюдается, имеют место многочисленные нарушения, начинающиеся еще при выявлении и расследовании преступлений этой категории и заканчивающиеся судебным разбирательством и вынесением итогового процессуального решения.
В данной статье хотел бы остановиться на особенностях использования практики Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) при осуществлении защиты по данным делам.
Несоблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Существенное значение по данным делам имеет не только соблюдение законности при непосредственном проведении оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ), но и обоснованность его проведения.
Как правило, основанием для проведения ОРМ является имеющаяся у правоохранительных органов информация о том, что лицо занимается сбытом наркотических средств. Обычно для этого составляются справка-меморандум, рапорт, в которых указываются сведения о наркопреступлении. При этом, обычно изложенные доводы ничем не подтверждаются, какие-либо доказательства отсутствуют.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом РФ, ОРМ могут быть проведены, а их результаты использованы при постановлении приговора, если соблюдены перечисленные в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД) основания их проведения и если полученные результаты свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о совершении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния (Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2008 г. № 65-Дп07-13).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной ЕСПЧ, любая предварительная информация, касающаяся существующего намерения совершить преступление, должна быть проверяема (Постановления ЕСПЧ от 15.12.2005 г. по делу «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» § 49; от 26.10.2006 г. по делу «Худобин (Khudobin) против Российской Федерации» § 134; от 04.11.2010 г. по делу «Банникова (Bannikova) против Российской Федерации» § 40).
Национальные власти должны быть способны продемонстрировать на любой стадии, что они обладают достаточными основаниями для проведения оперативного мероприятия (Постановления ЕСПЧ от 05.02.2008 г. по делу «Раманаускас (Ramanauskas) против Литвы», § 63 и 64; от 01.07.2008 г. по делу «Малининас против Литвы» (Malininas v. Lithuania), § 36).
Показания оперативных работников о наличии информации об участии лица в торговле наркотиками и заявление закупщика о согласии участвовать в ОРМ не являются достаточными основаниями для проведения закупки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 г. № 50-Д13-33).
Таким образом, проведение ОРМ без наличия объективной и подтвержденной информацией о подготовке к совершению преступления ведет к нарушению п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенции).
Законность проведения ОРМ. Необходимым условием законности проведения ОРМ является соблюдение оснований для проведения ОРМ, предусмотренных ст. 7 ФЗ об ОРД, и выполнение требований ч. 7 ст. 8 указанного закона, в соответствии с которой, ОРМ проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
О необходимости соблюдения данного условия указано в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», в п. 7.1 Обзора судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.06.2012 г. (далее – Обзора)).
Вместе с тем, встречаются случаи, когда постановление о проведении ОРМ утверждается не руководителем органа, а другими лицами.
По этому поводу ЕСПЧ отмечал, что ни ФЗ об ОРД, ни иные акты не предусматривают достаточных гарантий относительно проверочных закупок, и подчеркивал необходимость получения санкции суда или другого независимого органа и контроля с их стороны (Постановления ЕСПЧ от 15.12.2005 г. по делу «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации», § 46 и 47; от 26.10.2006 г. по делу «Худобин (Khudobin) против Российской Федерации», § 135; от 04.11.2010 г. по делу «Банникова (Bannikova) против Российской Федерации», § 49-50).
ЕСПЧ подчеркнул, что большинство систем правосудия требует получения санкции на проверочные закупки и аналогичные негласные мероприятия у судьи или прокурора. Российская система, в которой проверочные закупки и оперативные эксперименты всецело относятся к компетенции органов оперативно-розыскной деятельности, расходится с практикой, принятой большинством государств-участников. ЕСПЧ полагает, что этот недостаток отражает структурное уклонение от обеспечения гарантий против милицейской провокации (Постановление ЕСПЧ от 02.10.2012 г. по делу «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации», § 105-106).
Осуществление провокации. Нередко при раскрытии наркопреступлений сотрудниками правоохранительных органов используется провокация. Как правило, в уголовном деле отсутствует достоверная информация о том, что человек действительно занимался распространением наркотических средств и совершил бы преступление без привлечения оперативными сотрудниками покупателей, спровоцировавших совершение преступления.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, исходя из требований справедливого суда согласно ст. 6 Конвенции общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации правоохранительных органов (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2013 г. № 46-Д13-23).
Под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ) (п. 7.2 Обзора).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной ЕСПЧ, применение агентов под прикрытием должно быть ограничено; сотрудники милиции могут действовать тайно, но не заниматься подстрекательством (Постановление ЕСПЧ от 09.06.1998 г. по делу «Тейшейра де Кастро [против Португалии]» (Teixeira de Castro [v. Portugal]), § 36).
Если преступление было предположительно спровоцировано действиями тайных агентов, и ничто не предполагает, что оно было бы совершено и без какого-либо вмешательства, то эти действия уже не являются деятельностью тайного агента и представляют собой подстрекательство к совершению преступления. Подобное вмешательство и использование его результатов в уголовном процессе могут привести к тому, что будет непоправимо подорван принцип справедливости судебного разбирательства (Постановления ЕСПЧ от 09.06.1998 г. по делу «Тейшейра де Кастро против Португалии», p. 1463-1464, § 38-39, от 15.12.2005 г. по делу «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации», § 47).
Из требований справедливого суда согласно ст. 6 Конвенции вытекает, что общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации органов полиции.
Использование «засекреченных» свидетелей. По делам о наркопреступлениях, как правило всегда выступают анонимные или «засекреченные» свидетели, якобы с целью обеспечения их безопасности, без какого-либо достоверного подтверждения наличия реальных угроз.
Участие свидетеля в уголовном деле под псевдонимом предусмотрено национальным законодательством многих стран, однако в российской практике зачастую сохранение в тайне «засекреченных» свидетелей обвинения производится не в целях их безопасности, а с целью дачи ложных показаний и избежания уголовной ответственности, что допускает возможность злоупотреблений.
Согласно ч. 11 ст. 3 приложения к Рекомендации № R (97) 13 по вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты анонимность должна предоставляться только в случаях, когда компетентный судебный орган, заслушав все заинтересованные стороны, установит, что жизнь и свобода лица подвергаются серьезному риску или, в случае с агентом под прикрытием, его возможностям продолжить работу в дальнейшем может быть нанесен значительный ущерб; предоставленные доказательства имеют решающее значение по делу, а доверие к лицу, их давшему, не вызывает сомнения.
Для соответствия международно-правовым и конституционным нормам применение указанной меры по защите свидетеля должно быть обставлено дополнительными гарантиями, чтобы процедура судопроизводства была в целом справедливой (Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 г. № 240-О; Постановление ЕСПЧ от 23.04.1997 г. по делу «Ван Мехелен (Van Mechelen) и другие против Нидерландов»).
ЕСПЧ признал, что в таких делах п. 1 ст. 6 Конвенции, взятый в совокупности с подп. «d» п. 3 ст. 6 Конвенции, требует, чтобы препятствия, в рамках которых действует сторона защиты, были надлежащим образом уравновешены процедурами, которых должны придерживаться судебные органы. Заявителю и его защите не должны препятствовать в проверке достоверности показаний анонимного свидетеля (Постановления ЕСПЧ от 20.111989 г. по делу «Костовски против Нидерландов» (Kostowski v. the Netherlands), Series A, № 166, p. 20, § 42; от 28.02.2006 г. по делу «Красники (Krasniki) против Чехии», § 76).
ЕСПЧ указал, что при анализе причин для дачи свидетельских показаний анонимно необходимо установить, каким образом следователь и судья оценили разумность личных опасений свидетелей (Постановление ЕСПЧ от 28.02.2006 г. по делу «Красники (Krasniki) против Чехии», § 77).
Никакое осуждение не должно основываться исключительно или в решающей степени на показаниях анонимных свидетелей (Постановление ЕСПЧ от 23.04.1997 г. по делу «Ван Мехелен (Van Mechelen) и другие против Нидерландов», p. 712, § 54-55).
Европейский суд постановил, что показания, полученные от свидетелей в условиях, при которых права стороны защиты не могут быть обеспечены в пределах, обычно требуемых Конвенцией, должны рассматриваться с исключительной осторожностью (Постановления ЕСПЧ от 26.03.1996 г. по делу «Доорсон против Нидерландов» (Doorson v. the Netherlands), § 76; от 28.02.2006 г. по делу «Красники (Krasniki) против Чехии», § 77).
Сама процедура допроса засекреченного свидетеля должна быть максимально приближена к допросу обычного свидетеля. Подсудимому и его защитнику должна быть представлена возможность не только выслушать свидетеля, но и задавать ему вопросы напрямую.
При этом, в качестве общего правила требования п. 1 и подп. «d» п. 3 ст. 6 Конвенции считаются исполненными, если обвиняемый имел адекватную и надлежащую возможность оспорить показания свидетелей, данные против него, и задавать им вопросы на любой стадии разбирательства (Постановления ЕСПЧ от 15.06.1992 г. по делу «Люди против Швейцарии» (Ludi v. Switzerland), Series A, № 238, с. 21, § 49; от 23.04.1997 г. по делу «Ван Мехелен (Van Mechelen) и другие против Нидерландов», p. 711, § 51; от 28.02.2006 г. по делу «Красники (Krasniki) против Чехии» § 75).
Таким образом, сохранение в тайне сведений о засекреченных свидетелях зачастую связано с ограничением прав граждан и влечет нарушение права на справедливое судебное разбирательство.
Оглашение показаний свидетелей. Нередко при рассмотрении дел о нарокопреступлениях суды вместо допроса свидетелей довольствуются оглашением их показаний, что существенно ограничивает право на защиту.
Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право допрашивать показывающих против него свидетелей (подп. «d» п. 3 ст. 6 Конвенции, подп. «e» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах). ЕСПЧ неоднократно подчеркивал важность соблюдения данного права: подсудимый должен иметь адекватную и надлежащую возможность оспаривать показания, которые дает против него свидетель, и задавать ему вопросы, при получении показаний или на более поздней стадии разбирательства (Постановления ЕСПЧ от 23.04.1997 г. по делу «Ван Мехелен (Van Mechelen) и другие против Нидерландов», § 51; от 15.06.1992 г. по делу «Люди против Швейцарии» (Ludi v. Switzerland), § 49, Series A, № 238).
Прецедентная практика Европейского Суда в соответствии с подп. «d» п. 3 ст. 6 Конвенции требует, чтобы обвиняемый располагал адекватной возможностью допроса свидетеля, или того, чтобы он был допрошен на той или иной стадии разбирательства, и является предпочтительным, чтобы такой допрос имел место в ходе состязательного разбирательства перед независимым и беспристрастным судом (Постановление ЕСПЧ от 14.01.2010 г. по делу «Мельников (Melnikov) против Российской Федерации» (жалоба № 23610/03) § 74).
Согласно позиции ЕСПЧ постановление обвинительного приговора исключительно или в решающей степени на показаниях, данных лицом, которое обвиняемый не имел возможности допросить является нарушением, не совместимым с гарантиями, предусмотренными ст. 6 Конвенции (Постановления ЕСПЧ от 24.11.1986 г. по делу «Унтерпертингер против Австрии» (Unterpertinger v. Austria), § 31-33, Series A, № 110; от 20.09.1993 г. по делу «Саиди против Франции» ({Saidi} v. France), § 43-44, Series A, № 261-C; от 27.02.2001 г. по делу «Лука против Италии» ({Luca} v. Italy), жалоба № 33354/96, § 40, ECHR 2001-II; от 31.10.2001 г. по делу «Солаков против бывшей югославской республики Македонии» (Solakov v. former Yugoslav Republic of Macedonia), жалоба № 47023/99, § 57, ECHR 2001-X).
ЕСПЧ отметил, что именно на власти лежит обязанность принять разумные меры для обеспечения присутствия свидетелей в суде Постановление ЕСПЧ от 08.06.2006 г. по делу «Бонев против Болгарии» (Bonev v. Bulgaria), жалоба № 60018/00, § 43).
Государства-участники обязаны принимать позитивные меры и обеспечить возможность допроса свидетелей обвинения потерпевшим или его право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, проявляя достаточную тщательность для обеспечения того, чтобы права, гарантированные ст. 6 Конвенции, осуществлялись эффективным способом (Постановление ЕСПЧ от 17.06.2001 г. по делу «Саадак и другие против Турции» (Sadak и Others v. Turkey), жалобы № 29900/96, 29901/96, 29902/96 и 29903/96, § 67).
Права защиты ограничиваются в степени, не совместимой с гарантиями, предусмотренными ст. 6 Конвенции, если осуждение основано исключительно или в значительной степени на показаниях лица, которое обвиняемый не мог допросить или не имел права на то, чтобы оно было допрошено, в ходе расследования или судебного разбирательства (Постановления ЕСПЧ от 19.12.1990 г. по делу «Дельта против Франции» (Delta v. France), Series A, № 191-A, p. 16, § 37; от 19.02.1991 г. по делу «Исгро против Италии» (Isgrr v. Italy), Series A, № 194-A, p. 13, § 35; от 04.12.2008 г. по делу «Трофимов (Trofimov) против Российской Федерации», § 33).
Необеспечение судом явки свидетеля и оглашение его показаний свидетельствует о том, что суды страны проявили явную небрежность в отношении своей обязанности обеспечить заявителю эффективную возможность допросить свидетеля, показывающего против него, и оспорить его показания (Постановления ЕСПЧ от 04.12.2008 г. по делу «Трофимов (Trofimov) против Российской Федерации» § 36; от 12.04.2007 г. по делу «Пело против Эстонии» (Pello v. Estonia), жалоба № 11423/03, § 34).
Нарушение порядка назначения и проведения экспертиз. По делам о наркопреступлениям подозреваемый (обвиняемый) и его защитник нередко знакомятся с постановлением о назначении экспертизы лишь после проведения самой экспертизы, что является нарушением требований ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Конвенции, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 198 УПК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».
Данное обстоятельство нарушает права подозреваемого (обвиняемого) и лишает его возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 198 УПК РФ и должно повлечь признание заключение эксперта недопустимым доказательством.
Конституционный Суд РФ отметил, что ознакомление подозреваемого, обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы после ее производства должно расцениваться как недопустимое нарушение права на защиту, принципа состязательности и равноправия сторон (Определение Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. № 206-О; Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2007 г. № 762-О-О).
Отказ в удовлетворении ходатайств защиты. Оставление судом без надлежащей оценки доводов защитника, изложенных в ходатайстве, свидетельствует о несправедливом судебном разбирательстве и нарушении судом п.п. 1 и 3 ст. 6 Конвенции.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.11.2004 г. № 430-О, «необходимой гарантией судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда, поскольку только при этом условии в судебном заседании реализуется право на судебную защиту, которая должна быть справедливой, полной и эффективной».
Действия суда по отклонению ходатайств, непринятие во внимание и оставление без оценки доказательств, на которые ссылается защитник влечет нарушение права предоставлять доказательства, которые не содержат каких-либо положений, предполагающих право суда произвольно отклонить соответствующие ходатайства (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 г. № 972-О-О).
Непринятие во внимание доводов защиты. Суд должен проверить ключевые аргументы сторон, и, при вынесении решения, суд должен недвусмысленно указать, почему он принимает позицию одной стороны, и не принимает доводы другой стороны. В противном случае речь идет о нарушении права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции).
В целом, существующая российская практика при рассмотрении дел о наркопреступлениях противоречит практике ЕСПЧ и нарушает права граждан на справедливое судебное разбирательство. Для изменения существующей ситуации важно при осуществлении защиты использовать международные стандарты.