Социальность человека очевидна: мы объединяемся ради выживания. Если выживание и развитие человека зависит от того, насколько тесно и гармонично он объединён с себе подобными, то единственным законом существования служит любовь, под которой я понимаю связь, нацеленную на жизнь. Эта невидимая и неосязательная нить настолько глубоко внедрена в наше существо, что даже при желании описать любовь, слова предстают лишь жалкой карикатурой. Любовь можно только чувствовать.
Социальные нормы морали, нравственности и права — тоже связь, но обнаруженная и зафиксированная нами сознательно во вне: в поведении (совершение ритуалов, обрядов), устно (требования старших по званию и возрасту) или письменно (законы, договоры). Такие нормы стремятся наиболее полно оформить человеческие отношения, дабы приблизить их к идеалу. Но между действий, слов и строк ускользает что-то важное, они становятся суррогатными описаниями любви.
Государство и право являются извращением человеческих отношений, которые видят перед собой безликую людскую массу, характеризующуюся статистическими данными и стандартизированными фактами. И всё же корень зла государственности кроется в культивировании идеи благодатности применения насилия публичной властью. Войны и смертные казни не облекаются в святые одежды, даже если кара нецелена на отъявленных злодеев. Убийство — это что-то диаметрально противоположное любви, акт самоубийства человечества, констатация абсолютной ненужности того, с кем ты составляешь единое целое.
При всей нелестности государства и права их появление и существование неизбежно. В определенный момент исторического развития в обществе накапливаются противоречия. Причины и формы их зарождений бесчисленны и различны: соперничество богатых и бедных, властной верхушки и простолюдинов, захватчиков и захваченных, традиционалистов и революционеров, старых и молодых, нравственных и безнравственных, но суть противоречий — постепенный разрыв одна за другой тех тончайших, невидимых и неосязаемых нитей между людьми.
Неизбежность зла в форме государства заключается в невозможности, по-моему мнению, достижения идеала райского и бесконфликтого сосуществования. Однако невозможность достичь горизонта — не повод останавливать шаг. Надо отдавать себе отчёт, что такое государство и пытаться хотя бы в своём сознании не допустить его обожествления, не относиться к нему, как к самодостаточной ценности, и видеть за каждой буквой государственного установления конкретного человека, на которого это установление направлено.