Гражданин поведал, что несколько лет назад заключил «устный» предварительный договор купли-продажи домика в деревне, за что получил денежную сумму с потенциального продавца, которую именовал «задатком». Никакие документы при этом оформлены не были. В срок, когда стороны должны были заключать основной договор, покупатель заявил, что денег совсем нет и попросил новый срок. В итоге срок передвигался еще несколько раз на протяжении примерно года, затем выяснилось, что покупатель уже купил другой дом. После чего покупатель затребовал деньги назад. Продавец, не испугавшись трудностей, открыл кодекс, прочитал ст. 381 ГК РФ, заявил покупателю, что задаток не возвращается, т.к. сделка не состоялась по вине покупателя, и показал от ворот поворот. До статьи 380 о форме соглашения о задатке гражданин как-то не дошел. Покупатель всполошился и написал заявление в полицию — мол, обманули, деньги не отдают. Казалось бы — дело принимает серьезный оборот, самое время обратиться к юристу. Но наш герой оказался не из слабого десятка, мужественно отправился в полицию, где изложил следователю всю историю как на духу и подробно изъяснил свои права на «задаток». Все это вошло в письменные пояснения.
Далее последовал иск в суд о возврате суммы неосновательного обогащения с процентами. В иске было примерно следующее: «Я дал денег, без документов, доказать не могу, но ответчик в полиции признал, что получил от меня деньги, хочу деньги назад. Спасибо за внимание». Гражданин не менее мужественно направился в суд, подробно изложил, как и когда брал деньги, какую сумму, после чего убеждал судью, что считает переданную сумму задатком, не подлежащим возврату. Юриста на суд он опять же не считал нужным приглашать, т.к. дело плёвое и заведомо выигрышное, юрист все равно ту же ст. 381 ГК РФ будет цитировать, однако все же адвокат появился, чье участие на фоне позиции доверителя в озвучивании права на задаток свелось к «с иском не согласен просто потому что». После заседания гражданина все же взяли сомнения, поэтому наконец-то гражданин решил проконсультироваться «можно ли признать переданную сумму задатком».
Пришлось объяснить, что о задатке надо забыть и что дело уже проиграно неоднократным признанием долга, в отношении которого у истца не было ни единого доказательства. Была дана рекомендация попробовать отбить хотя бы проценты с указанием на то, что требование о возврате основной суммы вплоть до обращения в полицию не заявлялось, ссылаться на отсутствие вины и т.д., с приведением положительного судебного решения для ответчика. Однако указанные доводы в суде так и не были озвучены. Естественно, суд взыскал с ответчика всю сумму, отклонив доводы о задатке вследствие отсутствия письменного соглашения.
Отойдя от изумления от произошедшего, привожу эту историю в пример «самостоятельным» клиентам как образец последствий самодеятельности в юриспруденции, вследствие чего можно с треском провалить дело, которое при изначальном согласовании с юристом своих действий проиграть практически невозможно. Полагаю, у многих есть подобные примеры, предлагаю делиться достоянием с общественностью :)