Вступление
В этой публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.
Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло. Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.
На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.
1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений
«Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)
Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.
«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3 ст. 104 ЖК РФ)»
Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.
2. Кто не подлежит выселению?
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 3 ЖК РФ)
и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного проживания.
Озвучим эти исключения.
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)
Следует отметить, что п.п. 6 и 8 до вступления в силу 28.07.2004 Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ оставались в другой редакции и не содержали такой оговорки: (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
Поэтому при определении начала возникновения жилищных правоотношений в отношении указанной категории лиц этот нюанс необходимо учитывать.
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. (ст. 108 ЖК РСФСР)
Далее.
«Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы». (ч.2 ст. 103 ЖК РФ)
Общеправовой принцип действия закона во времени, а именно: «Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч.1 ст. 6 ЖК РФ)» означает, что положения ЖК РСФСР могут применяться в настоящее время при условии возникновения жилищных отношений до принятия ЖК РФ.
Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» дополняет определенный п. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. т.е., ссылается на ст. 108 ЖК РСФСР.
«Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ».
И это положение постоянно упоминает в своих решениях ВС РФ. К примеру:
«Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:
— указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР;
— эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете».
(Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу № 32-КГ14-9) (1)
А также
Невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются». (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу N 32-КГ14-9) (1)
В п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ“ также об этом упоминается.
«Судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР». Отличие между гражданами, указанными в ст.108 ЖК РСФСР и гражданами, указанными в ч.2 ст. 103 ЖК РФ, в том что для первой группы достаточно лишь подтверждение права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. А для второй – уже обязательность документального подтверждения признания нуждающимися в получении жилого помещения.
Необходимо отметить особенность признания нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих и уволенных с военной службы. Военнослужащие признаются нуждающимися во время прохождения военной службы согласно действующему приказу МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 "«О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Уволенный военнослужащий по этому приказу нуждающимся признан быть не может. На подобные заявления как правило, от уполномоченных органов ДЖО МО РФ приходит отказ, в котором говорится, что они ставят на учет только военнослужащих.
Поэтому уволенные военнослужащие, оставшиеся проживать в служебных жилых помещениях, не признанные нуждающимися в период военной службы, в том числе уволенных по льготным основанием или с выслугой более 20 лет (абз. 3, 12 ч. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») но которые также не были признаны нуждающимися в период прохождения военной службы, признаются нуждающимися в обычном порядке, т.е., согласно положений ст. ст. 49, 51 ЖК РФ.
Признание нуждающимся в получении жилого помещения или наличие такого права предполагает соблюдение требований п. 1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ за весь период проживания в служебном жилом помещении, как самим нанимателем так и членами его семьи, проживающим совместно с ним и ведущими совместное хозяйство и бюджет. В противном случае они подлежат выселению после прекращения отношений с работодателем.
При этом нужно иметь в виду, что
— замена нанимателя жилого помещения в договоре не свидетельствует о возникновении новых правоотношений по пользованию жилым помещением (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 94-КГПР14-2) (2)
На сегодняшний день перевести, лицевой счет на другого члена семьи в служебном жилье стало практически невозможно, даже в случае смерти ответственного квартиросъемщика. Делать этого не позволяют, причину отказа внятно объяснить не могут В итоге — ответственными квартиросъемщиками, которые платят коммунальные платежи, значатся граждане, умершие несколько лет назад. Чем не Северная Корея в миниатюре? Сравнение так и напрашивается.
Также нужно учитывать, что в соответствии с ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, являющиеся малоимущими, или иные категории граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения (ч.3 ст. 49 ЖК РФ).
Судебная коллегия Верховного суда РФ недавно высказалась по этому поводу:
Сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан являющиеся малоимущими (Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 № 59-КГ16-32) (3)
Таким образом, первоначальным этапом в построении возражений против требования о выселении необходимо выяснение :
- времени начала возникновения жилищного правоотношения (до 01.03.2005 г. или после) и длящийся характер жилищного правоотношения.
- принадлежность к одной из перечисленных категорий граждан;
- наличие дополнительных гарантий;
- нахождение на жилищном учете или наличие права состоять на учете;
- признание малоимущими в установленном порядке.
Дополнительные гарантии должны быть в наличии на 01.03.2005 года, а не на момент предъявления иска, как это часто себе представляют потенциальные ответчики.
Кроме того, необходимо разрешить ещё один вопрос — как быть, если занимаемое служебное жилое помещение будет признано аварийным или непригодным для проживания, например, после пожара? Можно ли в таком случае требовать переселения в другое жилое помещение, опираясь на положения п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ?
Ответ на это дает судебная практика, и это ответ — отрицательный.
В этом случае договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению (ч.1 ст. 102 ЖК РФ).
В подобных случаях закон не предусматривает обеспечение жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 85-КГ16-12). (4)
«Предоставление жилого помещения по договору социального найма обусловлено другими основаниями, а именно, гражданин должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилье, состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставление такого жилья осуществляется только при наступлении очередности".
Единственное исключение, когда в подобной ситуации можно рассчитывать на получение другого жилья, указано в определении Свердловского областного суда:
»Переселение в другое жилое помещение возможно, при условии, что договор найма служебного жилого помещения между нанимателем с одной стороны и администрацией с другой стороны не расторгался в установленном законом порядке, истец и члены ее семьи также в установленном законом порядке утратившими право пользования спорной квартирой не признавались, а также к указанным лицам не предъявлялись требования о выселении из спорного жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, и данном случае наниматель и члены ее семьи не лишены возможности требовать от администрации предоставления им иного жилого помещения взамен снесенного жилья". (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.04.2015 по делу № 33-5881/2015) (5)
3. Подтверждение права собственности и «служебного» статуса жилого помещения в момент его предоставления
Обязанность доказывать нахождение в собственности спорного служебного жилого помещения и его служебный статус возложена на истца.
Как правило, жилые помещения, расположенные на территории военных городков, находятся в собственности РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
После вступления в силу ЖК РФ Распоряжениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом жилищный фонд военных городков передавался в оперативное управление КЭЧ районов.
После реорганизации ФГУ КЭЧ районов путем их присоединения согласно приказу Министра обороны № 1871 от 17 декабря 2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан по передаточным актам соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений ДИО МО РФ.
Например, по Ивановскому региону принадлежность спорного жилья подтверждается приказом МО РФ от 12.06.2012 года № 1714 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а также выписками из Росреестра.
В период действия ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР). В этом случае подтверждением служебного статуса является наличие постановления главы администрации об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации, которым жилое помещение по адресу признается служебным.
Некоторое время назад судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда были вынесены решения по ряду дел о приватизации служебных жилых помещений в г. Буденновске в пользу граждан. Удовлетворяя иски, судебная коллегия указала, что местные Советы (соответствующие правопреемники) не имели права управлять и выдавать ордера на ведомственные жилые помещения в закрытых военных городках Министерства обороны РСФСР, потому что данные жилые помещения не находились в собственности, в хозяйственном введении или в оперативном управлении у этих административных органов.
В одном из решений суд указал, что постановление главы администрации г. Буденновска Ставропольского края от 03.12.2001 г. № 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28.04.2015 по делу № 33-2251/15).
Верховный Суд РФ это судебное постановление отменил, указав в решении следующее:
Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда. С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе. (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № 19-КГ15-42) (6)
Т. о. местные органы власти имели все полномочия признавать служебными любые жилые помещения, независимо от их ведомственной принадлежности, которые находились на территории этих муниципальных образований.
После открытия военных городков ведомственными приказами МО РФ их жилые фонды стали передаваться в собственность муниципальных образований, за исключением служебного жилья. В приказах о передаче имущества имеется перечень квартир, которые передаче не подлежат в связи с их служебным статусом. Поэтому при рассмотрении иска о выселении статус спорного жилого помещения подтверждается в том числе, таким приказом и суд на него в своем решении, как правило, ссылается. Отсутствие в приказе адреса спорного жилого помещения может означать его передачу в собственность муниципального образования и выбытие из специализированного фонда. Что в свою очередь, ведет к расторжению договора найма служебного жилого помещения (ч.2 ст. 102 ЖК РФ).
Кроме того, в ряде случаев при изучении Постановлений глав администраций, (местных исполкомов), копий протоколов заседаний комиссий по жилищным вопросам выясняется, что в них отсутствуют сведения о спорном жилом помещении. либо представлены их незаверенные копии.
Но это вовсе не означает, что суд признает жилищные отношения отношениями социального найма при наличии этого обстоятельства. Это всего лишь нарушение порядка отнесения жилого помещения к служебному фонду, которое никаких правовых последствий не несет. Хотя иногда бывает и обратное. Например, недавнее решение Тейковского районного суда по иску о выселении:
Стороной истца в обоснование заявленных исковых требований в качестве доказательства имеющегося у спорного жилого помещения статуса «служебное» представлена не заверенная надлежащим образом копия ходатайства начальника КЭЧ войсковой части 28173 к главе администрации г. Тейково от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартир (в т.ч. спорной квартиры) служебными (л.д. 26), которая не может быть принята судом в качестве достоверного, допустимого доказательства по делу.
Кроме того, согласно архивной выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам (утвержденного постановлением главы администрации г, Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ) списки квартир, переведенных в статус «служебные» в деле отсутствуют (л.д. 70), согласно архивной справке администрации г.о. Тейково документов, подтверждающих признание жилого помещения служебным по адресу: <адрес> не обнаружено (л.д. 151). Также в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р военный городок «Красные Сосны» исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у спорного жилого помещения статуса «служебное». (Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 20.01.2017 г. № 2-12/2017) (7)
Приведенное решение в настоящее время обжалуется истцом — МО РФ. Несмотря на благополучное для ответчика разрешение спора, впереди апелляция, да и кассация, скорее всего. И у автора статьи имеются большие сомнения в том, что при дальнейшем рассмотрении дела решение устоит в этой части. Почему? В этой публикации уже говорилось, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду в силу позиции Верховного суда правовых последствий не несет. Кроме того, в деле имеются другие доказательства принадлежности этого жилого помещения к специализированному фонду и санкций за это нарушение закон не содержит.
После вступления в силу ЖК РФ решение об использовании жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения принимается органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч.2 ст. 90 ЖК РФ), которые определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42.
Из содержания п.п. 12,14 указанного Постановления следует, что
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. «м» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 )
Порядок отнесения жилого помещения в Министерстве обороны определялся Указаниями начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 01.03.2006 года № 155/3/3241 «О порядке отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду », изданными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42. На основании этих Указаний, решение об отнесении жилья к специализированному жилищному фонду принималось начальниками КЭЧ и утверждалось по подчиненности квартирного органа соответствующим начальником управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования вида (рода) войск Вооруженных Сил РФ.
Указанием начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 года № 155/4/694 (8) вышеуказанный документ признан утратившим силу и в настоящее время в МО РФ действует другой порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.
Согласно действующим Указаниям, под участниками процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда понимались:
— «заявитель» — КЭЧ района, отделение морской инженерной службы, воинские части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления;
— «орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны РФ»,
— Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ (УРЖП МО РФ).
Таким образом, после 01.03.2005 года подтверждением служебного статуса жилого помещения является наличие в материалах дела решения уполномоченного органа о включении его в специализированный жилищный фонд.
Решение о включении жилого помещения в специализированный жилой фонд, в течении 3 дней направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в Росреестре часто преподносится как доказательство того, что спорное жилое помещение не является служебным. Как правило, этот довод заявлялся в делах о приватизации служебного жилого помещения.
Но и в делах по искам о выселении неподтверждение регистрации тоже можно представить как доказательство отсутствия служебного статуса. В Интернете полно решений с такой формулировкой. Но сейчас все изменилось.
Если в процессе производства по делу о выселении выяснится отсутствие регистрации спорной квартиры в качестве специализированного жилого помещения, это ровным счетом ничего не меняет, так как, и я об этом писал выше, санкций за подобное нарушение не предусмотрено. Варианты непризнания нарушением отсутствия регистрации могут быть различны. К примеру, такой:
Неисполнение требований Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ», согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.
В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.05.2015 по делу №11-4953/2015) (9)
Непосредственное управление жилищным фондом МО РФ осуществляют ФГУ — региональные управления (Западное, Южное, и пр.) жилищного обеспечения Минобороны РФ, у которых аккумулируются сведения о составе жилищного фонда, находящегося в ведении МО РФ, в том числе о наличии и использовании специализированного жилого фонда.
В связи с реорганизацией органов военного управления, упразднения КЭЧ и передаче имущества в оперативное управление территориальным управлениям Департамента имущественных отношений МО РФ не определены участники процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда.
Отсутствие в материалах дела решения уполномоченного органа об отнесении жилого помещения к специализированному фонду также не может являться доказательством, подтверждающим, что данное помещение имеет статус служебного. потому что:
В случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 16-КГ15-31) (9)
И хотя в этом решении рассматривается вопрос приватизации служебного жилого помещения, не сомневаюсь, что в споре по выселению из служебного жилья аргументация Верховного суда РФ по данному возражению будет аналогичной.
Продолжение в следующей части
Добавлено: 12:17 27.05.2017