Введение.
Иногда к написанию той или иной статьи для участников и гостей нашего Праворуба стимулирует не пыльная папка из моего архива с интересным делом или с экспертизой и не обращение конкретного доверителя с интересным вопросом, а просто совпадение ряда обстоятельств.
Так, совсем недавно, прочитав вопрос пользователя и гостя нашего сообщества на тему, которая знакома всем, но не всеми открыто обсуждаема, мне пришлось отметить, что как раз месяц назад в Законодательстве Германии произошли существенные изменения, которые пусть косвенно, но всё же относятся к вопросу нашей гостьи.
Начало.
Думаю, что данный материал моей сегодняшней статьи будет интересен не только нам, коллегам и интересующимся немецким правом профессионалам, но и автору вопроса, нашей посетительнице, а так же её профессиональному сообществу.
Надеюсь так же, что материал моей статьи найдёт своё место и практическое применение и обсуждение в профессиональном сообществе на портале, который представляет автор вопроса и в среде тех, кто собирается применять свои профессиональные навыки из этого сообщества на территории Германии.
И так, речь о новом законе, который вступил в силу в Германии с 01.07.2017 и называется он сокращённо ProstSchG (Prostituiertenschutzgesetz) то есть Закон о Защите Проституции.
При этом следует заметить, что и работники т.н. сопутствующих сфер деятельности, например эскорт-услуг могут частично подпадать под те или иные нормы этого закона, в зависимости от обстоятельств и конкретной ситуации.
«Порядок должен быть и в этой сфере», — решил немецкий законодатель и упорядочил все права и обязанности носителей самой древней — где уважаемой, а где не очень — профессии, а так же возложил ряд обязанностей на тех, кто лишь пользовался чужим трудом в виде организатора или посредника.
И так, по порядку.
Общее.
Закон состоит из 8 Разделов и 38 параграфов, а значит относится к небольшим и легко обозримым нормативным актам. Весь текст Закона для любителей почитать в оригинале и из первых рук — в приложении и разумеется для обладателей PRO.
Прежде всего, следует знать о том, что закон возлагает целый ряд обязанностей на данную профессиональную категорию лиц и соблюдаться эти обязанности должны уже с 01.07.2017.
Для тех, кто уже давно в профессии и имеет соответствующие допуски и разрешения в виде коммерческого предприятия или предпринимательства Закон предусматривает т.н. переходный период для соблюдения всех новых обязанностей например для регистрации и получения новых разрешений до 31.12.2017
Всё это урегулировано в положениях § 37, иными словами мы начали разбор норм, что называется «с конца».
1. Уже в первых разделах Закон даёт определение целому ряду видов предпринимательства, построенного на предоставлении интимных услуг.
Так в § 2 устанавливается круг лиц, получающих и предоставляющих услуги за плату, а так же дается определение услуге и исключениям, которые не относятся к определению и применению всех последующих норм закона.
К тому же даётся определение коммерческому предпринимательству на основе этих услуг, которое ведётся третьим лицом, организовывающим предприятие и виды т.н. «промышленных площадей», которые часто используются для предоставления этих услуг.
Не обошел закон и посредника, с помощью которого осуществляется сделка между «заказчиком и исполнителем».
2. К основным обязанностям того, кто предоставляет интимные услуги относится обязанность к регистрации этого вида деятельности до момента начала деятельности и предоставления услуг. При этом ведомство варйируется в зависимости от Федеральной Земли Германии, в которой предполагается ведения этой предпринимательской деятельности.
Какие документы необходимо предоставалять для такой регистрации указано дополнительно в § 4.
Кроме того, для граждан, которые не являются гражданами Германии или ЕС следует так же иметь разрешение на предпринимательскую или коммерческую деятельность на территории Германии.
При успешной регистрации предприниматель получает специальное удостоверение, которое должно быть при нём на случай проверок, а так же при устройстве на работу в организованные предпринимательские объединения или компании, которые присутствуют на рынке интимных услуг. К таким относятся в Германии и компании по эскорт-сервису.
В качестве защиты заявителя или носителя данной профессии или предпринимателя Законом предусматриваются целый ряд условий и ограничений для выдачи такого разрешения претенденту например при наличии обстоятельств, указывающих на внешнее воздействие по принуждению к получению такого разрешения или по причинам указывающим на иное воздействие вопреки желанию заявителя или по результатам ознакомления с документами о состоянии здоровья заявителя.
Срок действия такого разрешения для заявителей до 21 года — 1 год, а для заявителей старше 21 года — на 2 года.
Интересным фактом для обеспечения безопасности и социального статуса заявителя является положения § 5 Абз. 6 Закона, который даёт право заявителю, по желанию получить разрешение на т.н. «псевдоним», что более известно в современном сообществе как «аватар», а у военных — «позывной».
Ну как тут не вспомнить сюжет из фильма «Место встречи изменить нельзя»: Колыванова, она же Манька Облигация, она же... или сюжет о том, где может оказаться наша «Манька»...
Поскольку разрешение содержит фото предпринимателя, а в ведомстве хранится все данные заявителя, то идентификация при проверках по разрешению с именем «аватара» и фото вполне соответствует желанию заявителя остаться для контрольных и иных служб, авторизированных для контроля полностью анонимным.
3. К обязанностям ведомства, которое осуществляет выдачу разрешения относится например проведение информационно-разъяснительной беседы с заявителем.
Содержание беседы так же регулирует отдельная норма этого закона (§7 — 10), что указывает на определённую обязанность работника ведомства дать заявителю целый ряд нужной информации. Так, к обязательным темам относится информация
— об общих правах и обязанностях заявителя,
— об инстанциях, которые могут оказать поддержку в экстренных ситуациях,
— о сроках и учреждениях для прохождения медицинского обследования,
— об общих понятиях относительно налоговых обязательств заявителя.
Значимое место в нормах закона отводится и обеспечению здоровья заявителя, которая обязана в определённые сроки осуществлять медицинское освидетельствование, в зависимости от возраста и длительности пребывания в профессии.
Разумеется от наличия медицинских документов зависит и возможность продления действия разрешения.
4. Как и любой другой Закон, направленный на защиту той или иной категории граждан в данном Законе предусмотрены нормы для контроля и санкционирования несоблюдения обязанностей заявителя и осуществления деятельности без наличия предусмотренных Законом разрешений или при несоблюдении ряда условий.
В этой части забота законодателя относится так же и к пользователям интимных услуг и предусматривает целый ряд мер против предпринимательниц, которые не обеспечили прохождение и подтверждение медицинского освидетельствования.
Санкции могут относится так же и к нормам по защите несовершеннолетних, по защите от негативных, например шумовых воздействий на окружающий социум в месте оказания услуг, к нормам по соблюдению общественному порядку и спокойствию в общественных местах или нормам о защите от распространении инфекций согласно ISG (Infektionsschutzgesetz).
5. Отдельным разделом регулируется организация коммерческого предприятия с множеством работников в сфере интимных услуг, включая осуществление массовых или локальных мероприятий или событий с услугами такого характера.
Регистрация такого вида деятельности связана с особенностями конкретного заявителя и планируемых им мероприятий, которые могут носить как разовый, так и регулярный характер, что обуславливает и вид разрешения.
К условиям предоставления разрешения относятся например условие предоставления т.н. «коммерческой концепции» и «наличия общественной безопасности» в проекте заявителя.
Ведомство может контролировать содержание мероприятий и вносить изменения, ограничения, определять дополнительные условия или запрещать отдельные части предоставленной концепции.
Разумеется, при таком виде разрешения определяется и круг «исполнителей» концепции в качестве работников или предпринимателей на основе трудовых или иных видов договоров.
К благонадёжности заявителя такого рода предприятия Законом предъявляются особые требования. Так, существуют ограничения и запреты для выдачи разрешения например в случаях, если заявитель имеет судимость, а перечень преступлений, которые запрещают выдачу разрешения прямо указаны напр. в § 15 Закона.
В рамках организации предприятия по оказанию интимных услуг Закон чётко ограничивает права организатора относительно исполнителей. Иными словами, организатору запрещается давать указания исполнителям, а их отношения с заказчиком регулируются полностью и без участия организатора.
Выражаясь более житейским языком: в условия договора между клиентом и исполнительницей организатор вмешиваться не вправе.
При этом организатору вменяется в обязанность точно и в письменной форме изложить заранее определённые с исполнителем виды услуг для предоставления клиентам и для последующего исполнения этих услуг (см. § 26).
6. Отдельно следует отметить тот факт, что несмотря на возможность получения разрешения на оказание услуг интимного характера в принципе, закон регулирует полный запрет активной и общественной рекламы таких услуг в любом виде на письменном, видео или аудионосителях, а так же в других видах и формах, которые указаны в § 32 Закона.
Ну и на конец, самое приятное регулирование, которое присутствует в любом законодательном акте, что является хитом всех вопросов к практикующему адвокату и чем всегда в первую очередь интересуются фигуранты правоприменения в виде: «А что мне будет если я...».
Санкционные меры за несоблюдение тех или иных обязанностей участников рынка интимных услуг установлены в отдельном «каталоге нарушений» § 33 и варьируются размерах от 1 до 50 тысяч евро, в зависимости от вида нарушений, а так же сочетания с другими нормами и с возможностью различного рода изъятий, конфискаций (напр. транспортных средств), лишения прав или разрешений.
Окончание.
Надеюсь моя статья уже самим указанием на наличие Закона и кратким описанием самого основного его содержания поможет представительницам прекрасного пола, которые попытаются предлагать свои услуги за пределами России и стран русскоговорящего пространства, в Германии, а так же их «организаторам».
И тем и другим желаю правильного и эффективного применения «трудового ресурса» в новой правовой среде и разумеется, в готов оказать любую информационно-разъяснительную и практическую поддержку, рамках платной работы над вопросами нормирования в данной сфере услуг.
______________________________________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.