15 лет назад в 2002 году был принят федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в дальнейшем – закон).
Всех адвокатов РФ объединили в региональные палаты (статья 29 закона), которых объединили в федеральную палату (статья 35 закона).
Адвокаты, не являясь членами федеральной палаты, обязаны её содержать (через свои палаты) и исполнять её решения (пункт 7 статьи 35 закона). Странная правовая конструкция, когда адвокаты обязаны исполнять решения некоммерческой организации, членами которой они не являются.
Если по закону адвокатура действует на основании принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (пункт 2 статьи 3 закона), то по факту никаких равных прав у членов адвокатской корпорации нет.
Высшим органом региональной палаты является собрание (конференция) адвокатов (пункт 1 статьи 30 закона).
Однако если члены палаты, в лице делегатов конференции, вправе избирать членов квалификационной и ревизионной комиссий палаты (пункт 2 пункта 2 статьи 30 закона), то они не вправе выдвигать и избирать членов совета палаты.
Первоначально делегатам конференций закон разрешил избирать совет палаты тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты (пункт 2 статьи 31 закона), но на этом их права закончились. Затем члены совета подлежали лишь ротации одним только членом палаты — президентом.
При очередной ротации президент палаты вправе вносить на рассмотрение совета кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты (абзац 2 пункт 2 статьи 31 закона).
То есть, лишь один член палаты, по своим субъективным понятиям, решает, кто будет включён в совет палаты, а кто будет выведен из него, а те, из кого он формирует подобный совет, затем решают, кто из них будет президентом и вице-президентом – это замкнутый круг, определяемый только одним членом палаты, который зачастую становиться «вечным» президентом адвокатской палаты (иногда с перерывом).
Остальные 99% членов палаты вообще не имеют никаких прав ни в выдвижении и избрании президента и вице-президента палаты, ни в выдвижении и избрании членов совета палаты.
По закону делегаты могут не утвердить внесённые президентом кандидатуры на ротацию, но это «мёртворождённая» норма, так как за 15 лет существования закона в нашей палате она ни разу не действовала (абзац 3 пункт 2 статьи 31 закона).
Почему члены адвокатской палаты, действующие на основании принципов независимости, самоуправления и равноправия, лишены права выдвижения и избрания прямым тайным голосованием президента и вице-президентов своей палаты (которых они содержат за свой счёт), выдвижения и избрания прямым тайным голосованием всех членов совета палаты, являющегося коллегиальным исполнительным органом палаты, не известно.
Кто автор нормы, по которой существенные (определяющие основные направления деятельности палаты) права отданы лишь одному члену палаты (президенту), а не всем равноправным членам палаты.
В итоге, многие президенты региональных адвокатских палат десятилетиями сидят в своих креслах, всеми правдами и неправдами, защищая свою несменяемость.
15 лет деятельности закона показали порочность некоторых его норм, которые следует изменить, так как они напрямую влияют на авторитет адвокатуры в стране, как независимой и самоуправляемой корпорации.
Региональные палаты и федеральная палата адвокатов РФ должны стать инициаторами в принятии депутатами ГД РФ изменений ряда статей закона.
Считаю необходимым изменить следующие статьи закона:
Изложить подпункт 1 пункта 2 статьи 30 закона в следующей редакции:
(2. К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:)
1) Принятие решений о досрочном прекращении полномочий совета в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также утверждение решений совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращён или приостановлен.
Изложить подпункт 2 пункта 2 статьи 30 закона в следующей редакции:
(2. К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:)
2) избрание президента, вице-президентов, членов совета, квалификационной комиссии, ревизионной комиссии палаты прямым тайным голосованием из числа адвокатов палаты один раз в четыре года.
Изложить подпункт 2 статьи 31 закона в следующей редакции:
Совет палаты избирается собранием (конференцией) адвокатов прямым тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты.
Изложить подпункт 1 пункта 3 статьи 31 закона в следующей редакции:
(3. Совет адвокатской палаты:)
1) Определяет полномочия президента и вице-президентов палаты. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента и/или вице-президентов адвокатской палаты более двух сроков.