При оказании различных услуг всегда возникают споры между заказчиком и исполнителем, исключением не стала и туристическая отрасль. Споры в сфере туризма возникают систематически и по разнообразным вопросам.
Когда турист приобрел туристическую поездку непосредственно у туроператора, такой вопрос у него не возникает, так как есть только одна сторона в договоре– туроператор, и все претензии турист направляет именно к нему, это верно.
Но с большей вероятностью туристы заключают договор через посредника — турагентство.
Некоторые туристы могут подумать, что раз стороной по договору указан турагент, то и все претензии необходимо адресовать именно ему.
Как правило, все претензии туда и направляются туристами в первую очередь.
Законодательство о защите прав потребителей не проясняет данной ситуации.
При этом, согласно пункта 2 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года N 452, под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для однозначного разрешения данного вопроса любой юрист по турспорам обязан обратиться к правоприменительной практике.
Так, необходимые разъяснения можно найти в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Так, в пункте 50 данного Пленума, указано: «Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.». Данная позиция применяется судами в настоящее время, что подтверждается Апелляционным определение Московского городского суда от 26.10.2017 по делу N 33-43662/2017.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что досудебную претензию и иск в суд следует адресовать именно туроператору. О том, кто является вашим туроператором вы можете узнать из приложений к договору или у своего турагента.