В моей практике несколько лет назад пришлось столкнуться с одним довольно занимательным случаем в сфере долевого участия многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Суть дела такова: Иностранный гражданин, имеющий одновременно гражданство Украины и гражданство Польши, приобрел в 2014 году в Крыму, точнее – в городе Севастополь, квартиру в строящемся доме по договору купли-продажи имущественных прав. Поясняю – договор купли-продажи имущественных прав на Украине соответствует договору уступки прав требований в Российской Федерации. Как ему удалось это осуществить 24.03.2014 г. на основе украинского, а не российского законодательства, учитывая воссоединение Крыма с Российской Федерации с 21.03.2014 г.? Скорее всего, дело в неразберихе на тот момент.
Наступает 2016 год и выясняется, что строить на данном участке по российскому законодательству, в отличие от украинского, нельзя. Соответственно, ещё в 2014 году должна была быть прекращена стройка, а дольщикам должны были вернуть денежные средства.
Застройщик обещает вернуть уплаченные денежные средства до 30.04.2016 г. и не уплачивает в срок данные денежные средства. Затем отодвигает срок выплаты денежных средств до 25.05.2020 г. И снова сдвигает срок выплаты, уже до 25.07.2016 г. Иностранный гражданин, находясь на тот момент («помню как сейчас») в Калининградской области, обращается на один из сайтов за помощью в разрешении ситуации в целях получения денежных средств от застройщика. И соглашается с моим предложением о составлении претензии и в дальнейшем искового заявления к застройщику.
Была составлена претензия, согласно которой подлежало уплате в пользу дольщика 5 422 243 рубля 50 копеек вместо предложенных застройщиком 3 797 960 рублей 00 копеек.
После получения претензии, видимо, желая сохранить свою репутацию, застройщик добросовестно незамедлительно выплатил по дополнительному соглашению дольщику 7 миллионов рублей. К сожалению, окончание переписки с клиентом, в которой он указал эту сумму и дополнительное соглашение, не сохранились. Но, тем не менее, факт остаётся фактом.
Было довольно много случаев в моей практике, связанных с договорами долевого участия в строительстве, как до, так и после, но данный случай наиболее запомнился.
Завершая сказанное, можно резюмировать: Участники долевого строительства (да и не обязательно они) очень многое теряют, не обращаясь своевременно за помощью к специалисту – юристу или адвокату. Не желая потратить несколько десятков тысяч рублей (с учетом гонорара в случае успеха), в итоге теряют миллионы.