Ко мне обратился за помощью гендиректор Торгового дома со следующей историей.
Доверитель являлся гендиректором и учредителем Торгового дома. У ТД был единственный поставщик продукции – Завод. Закупаемую у Завода Продукцию Торговый дом перепродавал в торговые сети. ТД задолжал почти 14 млн. рублей Заводу за поставленную продукцию, поэтому Завод обратился в суд с иском о взыскании долга. Первая инстанция взыскала долг в полном объеме. Меня привлекли на стадии «подали апелляцию, прошло первое заседание в суде апелляционной инстанции», поэтому стояла задача выиграть время и договориться о приемлемых условиях мирового соглашения.
Факт поставки доверитель не отрицал, но утверждал, что часть из поставленной продукции была некачественной.
Фактическая структура поставок
Завод поставлял продукцию на условиях отсрочки платежа в Торговый дом в опечатанных паллетах. Торговый дом проводил приемку только по количеству паллет. После чего перепродавал продукцию в торговые сети. Сети вскрывали паллеты и проводили полноценную приемку продукции по количеству, ассортименту и качеству. Если приемка не выявляла проблем, то сети оплачивали поставку Торговому дому, а тот рассчитывался с Заводом.
Если приемка выявляла неассортиментную или некачественную продукцию (что имело место со слов доверителя), то Торговый дом за свой счет выкупал обратно объем неассортиментной/некачественной продукции. Долг перед Заводом образовался как раз по причине обратного выкупа продукции.
Договор поставки между Заводом и Торговым домом
Доверитель, не глядя, подписал проект договора поставки. Проект договора, конечно, предложил Завод, который себя обезопасил за счет двух нюансов:
- «Покупатель производит приемку товара в соответствии с Инструкциями Госарбитража СССР №6-П и 7-П».
Эти инструкции описывают шаблон действий и составление перечня документов при приемке любой продукции по количеству, качеству, ассортименту, комплектности. В частности, предполагается проверка покупателем кол-ва товара, его качества и комплектности, ассортимента; вызов представителя поставщика при обнаружении дефектов, некомплектности или недостатка кол-ва товаров; актирование недостатков; отбор проб некачественной продукции и направление ее на исследование. Каждое из указанных действий совершается строго в сроки, установленные Инструкциями.
Если этот порядок нарушен, например,
- документы не составлены или
- составлены с нарушением сроков, или
- составлен не полный комплект документов, то суды не признают факт нарушения обязательств поставщика: «Поскольку надлежащих документов, подтверждающих наличие дефектов в спорной партии товаров и составленных в соответствии с требованиями Инструкции N П-7, в материалы дела истцом представлено не было, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности факта поставки товара ненадлежащего качества».[1]
В нашем случае Торговый дом производил только приемку по количеству паллет, а не полную проверку качества, количества и ассортимента продукции и установленные Инструкциями претензионный порядок не соблюдал.
2. В договоре отсутствовало условие, что фактическая приемка продукции производится торговыми сетями и их претензии имеют юридическую силу для Завода
Формальное прочтение инструкций 6-П и 7-П дает основание говорить, что претензии к продукции может предъявить только непосредственный покупатель — Торговый дом, а не его покупатели – торговые сети.
В договоре поставки не было «моста», связывающего поставку в Торговый дом с поставками в торговые сети и приемкой продукции сетями. Под «связью» имею в виду, что составленные розничными сетями документы о приемки продукции имели юридическую силу для Завода. Такое «упущение» переложило риски покупки некачественной продукции на Доверителя, лишило его шансов использовать документы о приемки продукции со стороны торговых сетей и доказывать за их счет факт некачественной поставки.
В суде апелляционной инстанции
К чести судей 1 ААС отмечу их терпение и желание разобраться в деле.
Увы, Доверитель категорически отказался от мирного урегулирования спора. В апелляции он заявил новый довод, что существует эл. переписка, в которой Завод признает факты некачественной поставки и готовность компенсировать убытки. Переписка велась через почту, открытую на сервере Завода. К дате подачи иска Завод успел заблокировать доступ к эл. почте Доверителю. Однако данная переписка не приобщалась в суде первой инстанции, а ходатайство об истребовании ее с серверов Завода не заявляли.
Итог дела был предсказуем: суд апелляционной инстанции справедливо оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании долга с Доверителя.
P.S. Один мой коллега говорит: «Слова — это все, что у нас есть». От себя добавлю, что слова в договорах стоят миллионов, в буквальном смысле. Поэтому уважаемые Доверители. Ваше обращение к специалистам на стадии «за столом переговоров» спасет Ваши деньги, время и нервы. Помните об этом....
[1] Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 N 10АП-9251/2016 по делу N А41-107911/15


Уважаемый Иван Геннадьевич, это ваш первый опыт именно в 1 ААС?
Уважаемый Андрей Владимирович, не первый.
Уважаемый Иван Геннадьевич, есть пословица, к чему приводит жадность. Договор подписан в отсутствие юриста/адвоката, суд первой инстанции прошел в отсутствие представителя. А ведь прими участие адвокат/юрист на подготовительном этапе и всех этих проблем можно было бы избежать.
Уважаемый Евгений Алексеевич, представитель в первой инстанции был. Но позицию не доработали и доказательственную базу не представили. Поэтому результат вполне ожидаем.
Уважаемый Евгений Алексеевич, мины были уже заложены при подписании документа.
Представители завода только маскируются под простачков, типа мы такие рабочие люди, трудяги, не побоюсь этого слова, а коммерсант повелся как лопух. Причем владелец бизнеса, еще самоуверенный и жадина. Чую, приманкой была «хорошая цена», тогда владельцу ТД вообще «башню снесло».
Уважаемый Иван Геннадьевич, ответчику еще придется договорную неустойку платить. Если размер этой неустойки за период с 05.05.2017 по 26.07.2017 составил более 1,1 млн. руб, то за период с 26.07.2017 по настоящее время это еще более 4 млн. руб будет. И проценты продолжают капать.
Уважаемый Игорь Михайлович, будет пища для нового процесса.
Уважаемый Иван Геннадьевич, и новый процесс сделает из владельца ТД голодранца.
Уважаемый Иван Геннадьевич, да уж юристы в этом деле без работы не останутся?
Уважаемый Игорь Михайлович, наоборот. Одним участником оборота стало меньше. С другой стороны, судите сами, кто виноват.
Уважаемый Игорь Михайлович, если так дальше пойдет, заводчане своего «партнера» до банкротства доведут.
Боже мой, Инструкции Госарбитража СССР №6-П и 7-П», были написаны в шестидесятых годах прошлого века, одна Инструкция по количеству, другая по качеству, еще при царе Горохе.
Заводу при таком положении дел — вообще лафа.
Их выполнить в современных условиях весьма хлопотно, (временные сроки, выезд представителя, совместно подписанный акт) время изменилось, а главное, люди изменились, да и было тогда все имущество — государственное. Атавизм прошлого.
ТД брать продукцию на комиссию не захотел ( по видимому решил сэкономить на налогах), а зря.
Уважаемый Вадим Иванович, могу сказать, что до сих пор многие в договорах поставки включают условия о приемке товара именно со ссылкой на эти Инструкции. Просто многим лень устанавливать в договоре условия приемки товара и по традиции предусматривают, что эти правила определяются Инструкциями.
Почему дело проиграет в апелляции мне понятно.
Трудно реанимировать труп. Но как можно было так безмерно проиграть первую инстанции?
Действительно, «жадность фраера сгубила». Экономия на юриста дала свои плоды.
Уважаемый Андрей Владимирович, думаю, потому что не было вообще никаких доказательств фактов некачественных поставок. Со стороны истца, наоборот, представили даже налоговую отчетность ТД, переписку с гендиректором ТД, акты сверок, т.е. бремя доказывания истец исполнил на 100%.
Уважаемый Иван Геннадьевич, я по ряду споров о поставках представлял интересы машиностроительного завода, который был поставщиком. Могу сказать, что по всем спорам, где покупатель не соблюдал Инструкции о приемке мы выиграли, несмотря на то, что техника была действительно некачественная.
Работали мы в старые «добрые» времена по этим инструкциям 6-П и 7-П. Там способ «отключить» их на практике очень простой.
Уважаемый Владислав Александрович, данные Инструции практически ушли в забытие, но не отменены, и как видим еще используются. Поделитесь своим опытом «отключки», это был бы интересный материал.
Уважаемый Вадим Иванович, там три «фокуса» применяется.
1) Вызов на приёмку представителя поставщика;
2) Передача на хранение до приёмки;
3) Составление акта приёмки так как нужно покупателю.
Конкретные механизмы можно посмотреть в инструкции.
Уважаемый Владислав Александрович, заинтриговали.…
Уважаемый Иван Геннадьевич, смотрите выше.
Уважаемый Владислав Александрович, многие покупатели вовсе не смотрят в эти Инструкции и в результате иногда допускают непоправимые ошибки, когда не могут выиграть спор. Я как-нибудь напишу, как по некоторым безнадежным делам защищал производителя тракторов, и выигрывал только потому, что покупатели даже не заглядывали в эти Инструкции.
Ну что тут скажешь. Переписка — это конечно «сильный» аргумент. А вот розничные сети можно было бы красиво расписать в договоре. Странно, что клиент не захотел договориться. Исполнительное производство может быть стремительным.
Уважаемый Иван Геннадьевич, немного странная позиция завода к своему постоянному контрагенту? Эдак кто с ними работать то будет?
Уважаемый Дмитрий Николаевич, нормальная позиция для «красного директора». Ведь дело в том, что Завод после разрыва с ТД сам заключил договоры поставок с розничными сетями. Розница отвечала доверителю: «Извини, у нас план поставок. Мы его нарушить не смеем».
Одно можно сказать: всегда надо смотреть какой договор подписываешь и консультироваться у опытных юристов спецов по поставкам (там столько тонкостей, мама не горюй!). Уважуха юристам завода после этого, которые такие тонкости в договоре предусмотрели с отсылкой на нормы СССР!
Как говорил один БЫВШИЙ директор одной фирмы: «юрист нам нафиг не нужен, все в яндексе найдем»… яндекс судью потом не впечатлил…
все в яндексе найдем»Уважаемый Андрей Александрович, всё, кроме денег. :D
Уважаемый Андрей Александрович, а к субсидиарке его привлекли?
Уважаемый Иван Геннадьевич, если только жена… штукой такой из специального семейного магазина...:D, фирма его была, а я был привлечен на стадии апелляции, но… все прям как в текущей статье. Бизнес потерял.