В свете последних публикаций о сделках с недвижимостью вспомнилась давнишняя история, поучающая, почему нельзя соглашаться на сделки с лицами, действующими по доверенности от собственника, и что риелторское агентство должно быть проверенным, рекомендованным и иметь положительную репутацию.
Много лет назад ко мне обратилась женщина, которая рассказала мне одну туманную историю.
В наследство от мамы ей досталась квартира, но она в ней не проживала, жила с дочерью в ее доме, а квартиру сдавали, получая ежемесячно приличный дополнительный доход.
И случайно заехав в квартиру, в один из дней 2013 года она обнаружила, что в квартире живет неизвестная ей девушка, пояснившая, что она собственница квартиры, и приобрела она квартиру в ипотеку еще 3 месяца назад...
Примечательно, что все это время на карту моей клиентки переводилась арендная плата.
Клиентка была женщина деревенская, малообразованная, расстроилась и уехала к себе домой. Но ее дочь стала искать юриста, которым и был заявлен иск о признании договора купли-продажи недействительным. Одновременно женщиной было подано заявление в полицию о привлечении к уголовной ответственности неустановленных лиц, совершивших мошеннические действия в отношении ее квартиры.
Каким-то образом женщина вышла на меня, поведала эту печальную историю и сказала, что имеет стойкое убеждение, что нанятый ею юрист работает на ответчиков. И такие основания в последующем подтвердились: и исковые требования были заявлены не корректно, и активности какой-либо по делам юрист не проявлял, и общался очень лично и панибратски с ответчиками- риелторами. С юристом был расторгнут договор, но сдаваться он не собирался и стал представлять интересы… ответчиков.
В качестве ответчиков были заявлены: руководитель риелторского агентства, через которое сдавалась в аренду квартира, его сын- риелтор, покупательница, и последний арендатор.
Уголовное дело возбуждать не спешили, впрочем, как всегда. Посещения следователя, проводившего проверку по заявлению о преступлении, вызывали не просто чувство гнева, а чувство тупой безысходности.
Следователь вместе с оперуполномоченным, собрав минимальный пакет документов по делу, выяснили, что квартира продана по доверенности, доверенность выдана от имени клиентки. Опрошенный нотариус пояснил, что лицо явившейся женщины не помнит, но паспорт проверял, паспорт был «настоящий». После этого в адрес моей клиентки посыпались обвинения в том, что она сама организовала эту аферу, передала свой паспорт третьему лицу, а теперь «мешает спокойно работать».
Паспорт моя доверительница не теряла, никому не передавала, по старой привычке носила в мешочке в… бюстгальтере, «ну, чтоб не потерять». Признаюсь, сама была несколько обескуражена, когда при заключении договора попросила у нее паспорт, а она стала расстёгивать кофточку.
Несколько жалоб во все инстанции взбодрили следствие, дело было возбуждено, обвинения в адрес доверительницы прекратились. Следователь была молодой, амбициозной, но обучаемой, и предлагаемую мной помощь принимала охотно.
В рамках уголовного дела по моему ходатайству (и на основании мной подготовленных постановлений) были проведены почерковедческая и техническая экспертиза документов. В ходе почерковедческой установили, что в реестре нотариуса и в копии доверенности, изъятой в Росреестре, записи (подпись и запись) выполнены не моей доверительницей, техническая экспертиза паспорта показала, что в нем отсутствуют следы клея, фотографии в него не вклеивались. То есть с каким документом и кто приходил к нотариусу за выдачей доверенности для нас так и осталось тайной.
Гражданское дело также велось ни шатко, ни валко. В срочном порядке пришлось заявлять ходатайство о запрете регистрационных действий с квартирой, так как на сайте Фарпост я обнаружила объявление о ее новой продаже. И именно этот факт в последующем повлиял на решение судьи об истребовании имущества из чужого незаконного владения, не признала она покупательницу добросовестным приобретателем.
Копии экспертиз из уголовного дела предоставили в гражданское, вместе с протоколами допросов, уточнили заявленные исковые требования, после чего суд принял решение в пользу моей доверительницы: признать недействительными: доверенности на продажу квартиры от имени моей клиентки, договор купли-продажи квартиры и истребовать квартиру из чужого незаконного владения.
Решение Ленинского районного суда
Решение оспаривалось ответчиками, но Приморский краевой суд оставил его без изменений. Решение было оставлено в силе.
Чем закончилось уголовное дело мне не известно, так как после восстановления своего права на квартиру клиентка потеряла интерес к нему. Но по последней информации, полученной от следователя, ими была установлена барышня, представившаяся собственницей квартиры, она была объявлена во всероссийский розыск. Естественно, действовала она не одна, а по инициативе директора риелторского агентства и его сына, риелтора по совместительству, но информацию о их привлечении к уголовной ответственности на сайте суда я не нашла.
К сожалению моих документов по данному делу не сохранилось, поэтому могу прикрепить только ссылки на решения суда.
И это еще один пример, почему нельзя приобретать недвижимость у продавцов по доверенности, а услугами риелторских агентств пользоваться с очень большой осторожностью!