Итак, дважды на этой неделе пообщался с представителями ФНС РФ. Доверители получают вот такие уведомления в рамках проведения мероприятий утвержденных Приказом ФНС от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), и по прошлому опыту совсем не рады предстоящей беседе с налоговыми инспекторами, потому как и беседой это мероприятие не назовешь.
По факту происходит следующее. Заходит доверитель (руководитель юр.лица) в кабинет налоговой инспекции, в котором находятся не менее трех человек- строгий руководитель контрольно-ревизионного отдела и несколько налоговых инспекторов-аналитиков.
Включается аудиозапись совещания, все участвующие лица представляются, составляется протокол. Далее участвующая троица налоговиков организует психологический наезд на доверителя. Само психологическое давление начинаются с содержания уведомления (с которым, надеюсь, читатель внимательно ознакомился).
От допроса следователя — по-сути, отличий нет. Ан нет есть, следователь-то ведёт допрос один, а здесь с тобой беседуют три инспектора одновременно и по-очереди))).
Суть всех подобных совещаний сводится к тому, что налоговики жестко внушают вызванному руководителю, что определенный контрагент, по которому был заявлен вычет НДС, не мог выполнить работу (поставить товары) в определенный квартал. Якобы контрагент не обладает для этого ресурсами и возможностями, создан лишь для транзита «разрывного НДС», в отношении его руководителя есть информация о возбуждении уголовного дела и т.д. и т.п., фирма-контрагент имеет признаки «однодневки», участвует «в схеме» и так далее и тому подобное.
Далее инспекторы предлагают внести уточненные декларации по НДС, и взять на себя НДС, который не уплатил «проблемный контрагент». И тогда к вам не придет выездная налоговая проверка со штрафами и пенями.
Отмечу, что мало кому хочется отвечать "за дядю" и брать дополнительную налоговую нагрузку на организацию, при тех обстоятельствах, что затраты реально были понесены.
Сами доверители отмечают, что присутствие адвоката на таких «совещаниях», довольно-таки поддерживает доверителя в вышеописанной ситуации и сдерживает пыл налоговых инспекторов, которые не прочь директора разложить по «атомам и молекулам».
Поверьте мне, уровень мастерства налоговых инспекторов повышается. Они и лучше работать стали, и умеют очень и очень неплохо допрашивать.
Бывают ситуации, когда руководитель предприятия-налогоплательщика попадает в ступор от психологического прессинга налоговиков. Для таких случаев я разработал примерный ответ на уведомление, в котором обосновываю и заключение спорной сделки со спорным контрагентом, и основания для выбора именно этого контрагента, и описываю суть сделки, и её деловую цель, и достигнутый положительный экономический эффект.
Также ответ содержит вежливый отказ от предложения налогового органа об уточнении декларации по НДС, с приведением ссылки на постановления Конституционного Суда; отказ обосновывается в том числе реальностью спорной хозяйственной операции и проявлением должной осмотрительности со стороны вызванного директора при выборе контрагента. Поэтому руководитель вообще может отмолчаться, сказав лишь: «я все изложил в письменном виде, ознакомьтесь, пожалуйста».
В настоящее время программный комплекс АСК НДС-2, который использует ФНС, может выявлять разрывы НДС по многостадийной цепочке поставщиков. Позавчера опер из ОБЭПиПК даже заявил, мол, сейчас есть возможность отследить цепочку поставщиков вплоть до 15-го контрагента (!). Круто, конечно. Прогнозирую увеличение подобных мероприятий, о которых написано выше.
И конечно же, качественная подготовка к указанному мероприятию, наличие защитника, будут являться надежным подспорьем для руководителя организации.
Благодарю за внимание.