В адрес нашего экспертно-технического центра «Авто-тест» поступило апелляционное определение областного суда о назначении судебной автотехнической экспертизы.
Суть дела. Страховая компания обратилась районный суд с иском к владельцу автомобиля, под названием Ока, о взыскании страхового возмещения в порядке суброгации.
В обоснование иска компания указала, что произошло ДТП с участием автомобиля Ока и магистрального автопоезда Scania.
Полагала, что причиной столкновения автомобилей явилось нарушение водителем Оки правил дорожного движения, в результате чего автомобиль Scania получил механическое повреждение на 1.5 млн руб.
Водитель автомобиля Ока с иском не согласился и пояснил, что у прицепа встречного автомобиля Газель оторвалось колесо и ударило его автомобиль.
От этого удара автомобиль Ока потерял управление и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автопоездом.
Допрошенный в суде работник ГИБДД пояснил, что такого не может быть — колесо прицепа (прицеп для легкового автомобиля) слишком маленькое, чтобы его удар изменил направление движения автомобиля.
Районный суд согласился с позицией специалиста (работника ГИБДД), и вынес решение — исковые требования страховой компании удовлетворить.
Выезжаем на осмотр автомобиля (Оки).
Встречает нас мужчина, на которого приходится смотреть несколько снизу-вверх (и как он в Оку вмещался?).
Показывает машину.
Впечатляет – той части автомобиля, где должен быть двигатель –почти нет.
Спрашиваю: «А кто был в машине?» Мужчина потупился: «Ну я».
— И?
— Машину жалко.
— А сам?
— Сам ничего.
Пусть после этого кто-нибудь попробует меня убедить, что российские автомобили самые небезопасные.
Трасологическими исследованиями было установлено, что Ока наехала на лежащее или скользящее плашмя колесо.
А как определить, как это может повлиять на дальнейшее движение автомобиля?
Я- то в принципе это знал, у нас был такой случай при испытаниях автомобильного прицепа. А как убедить в этом суд?
В программе PC –Crash есть блок –«много-массовые системы» (мультибоди), который позволяет моделировать столкновение автомобиля с готовыми моделями (человека, велосипеда, мотоцикла, животного). А вот колеса там нет.
Ближе всего к колесу – мотоцикл.У него их два.
А что если отрезать от одного колеса мотоцикл?
Ура!
Получилось!
Но рано радовались.
Слабо реагирует автомобиль на наезд на колесо.
Ошибку нашли.
При расчетах вначале обратили внимание только на геометрические размеры колеса, а то, что по прочности мотоциклетное колесо значительно уступает колесу прицепа – забыли. И только тогда, когда исправили эту ошибку, получили результат, соответствующий всем зафиксированным следам — на дороге, повреждениям автомобилей и, как оказалось, объяснениям водителя Оки — автомобиль сталкивается с колесом, колесо ложится плашмя на дорогу, автомобиль наезжает на колесо.
Попавшее под автомобиль колесо, упершись в детали днища автомобиля, встает вертикально и подбрасывает автомобиль, который после этого теряет управляемость.
И, главное - суд отказал страховой компании в иске к водителю автомобиля Ока. А машину – жалко.
И еще – водитель Оки должен благодарить своего адвоката, который сумел дать возможность экспертам сделать свою работу и сделал так, что эта работа не пропала зря.
Эксперт С. Е. Хоменко