С большим интересом прочитал публикацию А.В. Стрижака «Как растопить недопустимый гололед». Еще больший интерес вызвали комментарии к этой публикации.
Большая часть публикации посвящена экспертным заключениям, их оценке и сопоставлению, но в приложениях к публикации они отсутствуют, поэтому можно лишь догадываться об их содержании. Приходится ограничиваться анализом данных, приведенных в публикации.
Как следует из описания происшествия, автомобиль Ниссан осуществлял транспортировку на гибкой сцепке а/м Тойота. Перед началом буксировки оба водителя – Тойоты и Ниссана должны были руководствоваться требованиям п. 20.4. ПДД РФ:
Буксировка запрещается: в гололедицу на гибкой сцепке.Именно в гололедицу, а не при наличии зимней скользкости.
Как определить, была ли гололедица?
Ответ на этот вопрос содержит «ГОСТ Р 59434-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля». В Приложении А «Виды снежно-ледяных отложений (зимней скользкости) и условия их образования» указано — гололедица – тип зимней скользкости в виде стекловидного льда.
Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. (Руководство по борьбе с зимней скользкостью на дорогах. Отраслевой дорожный методический документ) .
Пункт 11.3. ГОСТ Р 59434-2021 устанавливает методы контроля:
11.3.1… наличие на покрытии снежно-ледяных отложений (зимней скользкости), наледи или оледенения определяют по 11.1.3.
11.1.3 На поверхностях конструктивных элементов, где не допускается появление снежно-ледяных отложений, наледей, УСП и снежных валов, их наличие определяют путем визуального осмотра.
Так что наличие гололеда определяется только органолептическим методом, все приборы для измерения коэффициента сцепления колеса с дорогой работают только при положительных температурах (от +50 С до +400 С – ГОСТ 33078—2014) и требовать их применения для установления наличия гололеда неправомерно. Поэтому, наличие гололеда должно устанавливаться при осмотре места происшествия без измерения коэффициента сцепления.
п. 10.4. ПДД РФ вводят ограничение скорости при буксировке:
Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.Очевидно, что скоростной режим движения определяется водителем автомобиля-тягача, водитель буксируемого автомобиля повлиять на скорость буксировки практически не может. При этом, следует отметить, что состояние дорожного покрытия в процессе движения автомобилей может меняться — автомобили могут, двигаясь по снежному накату, выехать локальный на участок гололеда. Как следует из описания происшествия, при движении на спуске буксирующий и буксируемый автомобили стали совершать хаотичное вращение по проезжей части, биться об отбойники.
Не вижу оснований не соглашаться с экспертом Чагиным С.Ю. Вполне технически состоятелен вариант, при котором в результате подтормаживания на скользком (наличие зимней скользкости) спуске произошел занос буксируемого автомобиля Тойота, которого был выключен двигатель, не работал усилитель тормозов, АБС, система стабилизации (ESP), что отрицательно сказывается на устойчивости. А у Ниссана все это работало, но при заносе автопоезда прицеп, как правило, обгоняет тягача.
Таким образом, в данной ДТС опасность для движения возникла в результате потери контроля над движением со стороны водителей автомобилей Тойота и Ниссан. Какие действия и какого водителя – Ниссана или Тойоты послужили причиной заноса- не установлено. Причина потери контроля над движением ТС не установлена. При движении на прямолинейном участке дороги ни наличие гололеда, ни скорость движения не являются причиной заноса, а могут являться лишь необходимыми условиями для его возникновения.
Устойчивость автомобиля ограничена пределами сил сцепления колес с дорогой в поперечном направлении. Потеря курсовой устойчивости автомобиля возникает только при возмущающих воздействиях, превышающих силы сцепления колес с дорогой. При этом, в ряде случаев, у водителя может сохраниться возможность стабилизировать движение автомобиля, используя определенные алгоритмы применения управляющих воздействий, а также всегда есть возможность и усугубить ситуацию неверными действиями. Следовательно, причиной потери устойчивости автомобиля, скольжения колес является не низкое сцепления колес с дорогой и скорость движения, а внешние воздействия, неправильные приемы управления. Низкое сцепление колес с дорогой и повышенная скорость являются необходимыми условиями, а не причиной заноса.
В данной ситуации до момента заноса Ниссан с Тойотой двигались достаточно длительное время без потери устойчивости со скоростью до 78.9 км/ч, что весьма сомнительно, но так следует из материалов дела. Несмотря на запрет буксировки и превышение скорости, их водители сохраняли контроль над движением ТС. Следовательно, сам факт буксировки и превышение допустимой скорости не являются причиной ДТП.
А был ли гололед?
Факт возникновения заноса не может служить доказательством наличия гололеда. В данной ситуации Мерседес (фура) маневрировал и одновременно тормозил, тем не менее, сохранял контроль над движением. Ниссан с Тойотой двигались со скоростью 78,9 км/ч. Сомнительно, что это возможно в условиях гололеда. Кроме того, в условиях гололеда находятся все автомобили на данном участке, а занесло только два. При расчете выполненного маневра можно определить используемый коэффициент сцепления, но даже в этом случае надежно установить состояние дорожного покрытия не представляется возможным. Приводимые в различных таблицах диапазоны коэффициентов сцепления не является нормативным параметром для состояния дороги. Их значения находится в определенных диапазонах, близким к значениям для другого состояния дорожного покрытия, зависит от модели шин, установленных на автомобиль.
Обледенелая дорога – к-т сцепления 0,1-0,2, покрытая укатанным снегом – 0,2-0,3. Граница весьма зыбкая. Из этого следует, что наличие гололеда методами автотехнической экспертизы установить не представляется возможным. Можно только сделать вывод о наличии зимней скользкости.
Действия водителя Туарега — торможение при движении по своей полосе – соответствует п.10.1. абз. 2. Водителю фуры ПДД предписывают такие же действия – снижение скорости с момента обнаружения опасности для движения. Выезд на полосу встречного движения оправдан только в аварийной ситуации.
Таким образом, не удалось установить, какими действиями какого из водителей (Тойоты или Ниссана) создана опасность для движения. Не установлена правомерность выезда автомобиля Мерседес на полосу встречного движения. А для подтверждения наличия гололеда достаточно фиксации в Акте выявленных недостатков наличия гололеда, обнаруженного путем визуального осмотра проезжей части дороги.
В комментариях к статье много внимания уделяется компетенции экспертов-автотехников, в том числе – оценке соответствия действий водителей требованиям конкретных пунктов ПДД. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 114, организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений возложено на РФЦСЭ имени А.Р. Шляхова при Минюсте России.
На сайте РФЦСЭ приведены задачи, решаемые экспертами-автотехниками специальности 13.1, в том числе:
- определение требований Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ), которыми в данной дорожно-транспортной ситуации (далее – ДТС) должны были руководствоваться участники дорожного движения;
- определение, соответствовали ли действия участников дорожного движения требованиям ПДД РФ, которыми в данной ДТС они должны были руководствоваться;
- определение причинной связи между несоответствиями действий участников дорожного движения требованиям ПДД РФ, которыми в данной ДТС они должны были руководствоваться, и фактом ДТП.
При этом эксперт рассматривает водителя ТС как оператора, выполняющего предписанные Правилами технические действия по управлению ТС. Оценка носит технический, а не юридический характер. Так что, оценка соответствия действий водителей требованиям конкретных пунктов ПДД находятся в компетенции экспертов-автотехников.