В делах о ДТП защитники, как правило, в первую очередь стараются породить у суда или следствия сомнения в достоверности заключения эксперта, указывая на настоящие или мнимые ошибки и прозрачно намекая на недобросовестность эксперта. Эта тенденция просматривается и при обсуждении дел на «Праворубе».
На мой взгляд, такой подход, за исключением наличия грубых ошибок в заключении эксперта, непродуктивен. Адвокат в этом случае воюет не на своем поле. В области специальных познаний у эксперта всегда найдутся более убедительные аргументы в защиту своей позиции.
При этом часто упускают из виду, что выводы эксперта, с которыми выражает несогласие защита, базируются на исходных данных, которые предоставляются следствием или судом. Эксперт далеко не всегда внутренне согласен с ними, но изменять, собирать исходные данные он не вправе. Если защитник находит такое слабое место в исходных данных, то эксперт становится его союзником. Приведу пример из судебной практики.
Обстоятельства дела.
29.08.2…4 г. около 22 часов 40 минут на … км автодороги «Иртыш» Л-н Г.В., управляя автомобилем Рено допустил столкновение с прицепом автомобиля ЗИЛ-4331 под управлением К-ва Г.В., двигавшегося а попутном направлении. В результате ДТП пассажиру Рено Ф -ву Д.М. причинены тяжкие телесные повреждения.
Согласно показаний подозреваемого Л-на Г.В., в момент ДТП движение он осуществлял со скоростью около 85 км/ч, в это время во встречном ему направлении двигался легковой автомобиль, поэтому он переключился на ближний свет, затем увидел красный светящийся треугольник, подумав, что это дорожный знак, значения этому не придал, практически сразу впереди своего автомобиля увидел заднюю часть грузового автомобиля и произошел удар, затормозить он не успел. Также Л-ин Г.В. пояснил, что автомобиль ЗИЛ с прицепом двигался со скоростью не более 20 км/ч.
Согласно показаниям К-ва Г.В., управлявшего автомобилем ЗИЛ с прицепом, в момент ДТП он осуществлял движение со скоростью 60-70 км/ч. Габаритные огни прицепа находились в нерабочем состоянии, он установил на задний борт прицепа аварийный знак.
Один из вопросов, поставленных на разрешение эксперта:
«Располагал ли водитель Л-ин Г.В. технической возможностью избежать наезда на прицеп с момента возникновения опасности для движения — видимости прицепа при установлении экспертным путем наиболее вероятных скоростей движения автомобилей Рено и ЗИЛ-4331 с прицепом ГКБ-8350 ?»
Исходные данные:
— видимость с места водителя — ограничена темным временем суток;
— конкретная видимость объекта из автомобиля Рено с включенным ближним светом фар за 31.75 м -виден объект, находящийся на проезжей части; за 18,47 м. объект отчетливо воспринимается как прицеп грузового автомобиля.
— общая видимость проезжей части из автомобиля Рено с включенным ближним светом фар- 39,70 м.
— максимально допустимая скорость движения автомобиля Рено в данных дорожных условиях при общей видимости 39,7 м. — 69,9 км/ч.
В процессе исследования в программе PC- Crash был выполнен расчет столкновения автомобиля Рено с автопоездом (рис.1., Видео 1-3)
Рис.1.Расчет столкновения транспортных средств.
Расчетом установлено:
— скорость движения автомобиля Рено перед столкновением определяется равной около 85 км/ч;
— скорость автопоезда в составе автомобиля ЗИЛ и прицепа ГКБ определяется равной 53,4 км/ч.
В ходе дальнейших расчетов установлено, что при скорости движения автомобиля Рено 85км/ч, его водитель не располагает возможностью предотвратить столкновение. При допустимой скорости по условиям видимости в направлении движения (70 км/ч), он такой возможностью располагал.
Если бы прицеп был исправен, этот вывод был бы достаточен для принятия решения по делу. Но у прицепа в темное время суток не работали задние фонари и отсутствовали световозвращатели. Нет необходимости говорит о том, какое это имеет значение для конкретной видимости транспортного средства. В тем-ное время суток движение транспортного средства с такой неисправностью запрещено. В соответствии с пунктом 2.3.1. ПДД:
Запрещается движение при … негорящих (отсутствующих) задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
В заключении эксперта указано:
На задней части прицепа ГКБ – 8350 должны быть установлены (Технический регламент ТР ТС 018/2011) и работать в установленном режиме (п.2.3.1. ПДД) :
— задний габаритный огонь — два;
— заднее светоотражающее устройство треугольной формы — два
Кроме того, сзади устанавливается фонарь освещения номерного знака.
Сила света испускаемого задним габаритным огнем – не менее 4 кд.
Указанные параметры при условии прозрачности воздуха (отсутствии дыма, тумана и т.п.) гарантируют видимость светотехнических устройств и распознавание транспортного средства в темное время суток на достаточном расстоянии.
С технической точки зрения, действия водителя автомобиля Рено не соответствовали требованиям п.10.1. абз.1. ПДД в части направленной на обеспечение движения транспортного средства в соответствующей полосе (общая видимость), а действия водителя автомобиля ЗИЛ не соответствовали требованиям п.2.3.1. ПДД, направленных на предотвращение попутного столкновения в тем-ное время суток (конкретная видимость).
Причинную связь между несоответствиями действий водителей и фактом ДТП можно установить только при разрешении вопроса о возможности предотвращения столкновения с исправным прицепом при работающих габаритных огнях и исправных световозвращателях. Почему-то и следствие и суд и защитники не увидели нарушение ПДД водителем автопоезда, которое критическим образом могло повлиять на юридическую оценку действий водителей.
В данной ситуации защитнику следовало настаивать на неполноте исследования ситуации, указать на необходимость установления видимости прицепа автопоезда с исправными задними светотехническими устройствами и ставить вопрос перед экспертом о причинной связи неисправности прицепа с фактом ДТП. Очевидно, что видимость задних габаритных огней на трассе в темное время суток далеко превышает 40 м. Соответственно и выводы эксперта были бы иными.
Но защита не обратила внимание на эту часть «заключения», не смотря на то, что она была выделена жирным шрифтом. Все ее усилия были направлены на то, чтобы доказать недостоверность выводов эксперта, в процесс были включены авторитетные специалисты, которые в своих заключениях пытались оспорить рассчитанные значения скоростей движения автомобиля и автопоезда — «не существует научно-обоснованных методик расчета скорости с учетом затрат энергии на деформацию».
В результате экспертное заключение устояло, но удовлетворения от проделанной работы не было – на мой взгляд была допущена судебная ошибка.