Пример для разбора – ДТП, в котором интересы одного из участников защищал адвокат Александр Эльмартович Клявин, уже знакомый праворубцам по статье «Дело было в Лыскове». Это – опытнейший адвокат, который никогда не боится вступать в неравный бой с судебно-следственной машиной. И побеждает. Побеждает потому, что находит простые и веские аргументы, опровергнуть которые тяжело даже самому кривому кривосудию.
Что случилось?
Это ДТП случилось в 2009 году около г. Азнакаево в Республике Татарстан. Сначала автомобиль Рено Лагуна столкнулся по касательной с двигавшимся во встречном направлении автомобилем Шевроле Авео, а потом в лоб со следующим за Шевроле Авео автомобилем ВАЗ-232900-014-41 «Нива».На месте ДТП
В «Ниве» водитель и одни пассажир погибли, второй пассажир спал и ничего не видел, водитель машины Рено Лагуна получил тяжкие телесные повреждения и был увезен на «Скорой помощи». Поэтому на месте ДТП «рулили» владелец Шевроле Авео с сыном.Как водится, на место ДТП понаехали сотрудники РОВД, ГИБДД, МЧС, их начальники, замы и помы, различного рода ответственные от руководства, полуответственные и совсем безответственные лица, беспрепятственно пинающие осколки и затаптывающие следы. Ситуацию на месте ДТП достаточно точно передает этот ролик и пара фотографий.
http://youtu.be/UmBGeevepbs
Главное действующее лицо в такой сцене – это, всегда, гаишник. Именно он, специалист по маханию полосатым жезлом и написанию административных протоколов (спросите хоть Герду Романовну), принимает решение, которое практически всегда (если никто не позвонит, конечно) реализуется следователем. На ролике – владелец Шевроле Авео с сыном рассказывают обстоятельства ДТП гаишнику, а тот, потом, своему начальству. Да что тут говорить или обсуждать, и так все ясно – Рено Лагуна вскочила на встречку и протаранила две машины с законопослушными и свято блюдущими ПДД водителями.
http://youtu.be/EVuEXQmoAGU
Правда, потом, у адвоката Александра Эльмартовича Клявина возникла другая версия. Возле места ДТП – пригорок, ограничивающий видимость. Навстречу Рено Лагуне двигалась ВАЗ-2109, которую обгонял Шевроле Авео. А за Шевроле Авео, не убедившись, что нет встречных, пошла на обгон Нива. И столкновение произошло на полосе Рено Лагуны. Но не будем торопить события, это – пока версия адвоката.
Официальная же версия – выезд на встречную полосу автомобиля Рено Лагуна. И какое же расследование без автотехнической экспертизы? Ее и произвел эксперт их Казани А.Р.Гафаров (страна должна знать своих героев). Собственно, там ничего особенного – эксперт, исследовав фотографии с места ДТП и схему ДТП (в приложении) по расположению осколков и так увидел, что столкновение Рено Лагуны и Нивы произошло на полосе движения Нивы. Вот и все.
Ну а мы, читатель, вернемся на место ДТП. Там еще не все закончено. Бригада специалистов во главе с дознавательницей из РОВД еще должна составить схему ДТП. Это сложная геометрическая задача, так как следы Рено Лагуны – кривые.
http://youtu.be/rUviUtZMbV4
Не зная татарского языка, зритель может подумать, что специалисты (люди в погонах) у машины Рено Лагуна оживленно обсуждают между собой законы движения Ньютона или теорию движения автомобиля. Ведь несомненно, что данные, собранные ими на месте ДТП, будут являться неопровержимыми доказательствами. Чтобы немного развеять сомнения зрителя, посмотрим с переводом на русский язык последний эпизод этой сцены. Не подумайте чего плохого – в титрах буквами «М» и «Ж» переводчик обозначил лишь гендерную принадлежность актеров.
http://youtu.be/_PXMFe51mR4
Адвокатский осмотр места ДТП со специалистом
Хотя схема ДТП, с которой можно познакомиться в приложенных документах, была неплохая, тем не менее, отсутствие некоторых привязок и деталей могло повлиять на выводы или сделать невозможным категоричные выводы. Для установления истины нужно было провести два мероприятия: 1) осмотр места ДТП, и 2) осмотр автомобилей на штраф-стоянке.Естественно, что следователь спецотдела из Набережных Челнов Мустафин отказался осматривать снова место ДТП, поэтому адвокат Александр Эльмартович Клявин решил не тянуть время и осмотреть место ДТП самостоятельно, пока дожди и прочие напасти не уничтожили следы.
Адвокатский осмотр места ДТП был произведен 30.07.2009 года. Во время осмотра велась непрерывная видеосъемка, которая, с некоторым сжатием качества изображения (реальный размер фильма более 5Гб), предлагается читателю, в том числе, как учебное пособие. Масштабная схема ДТП с учетом данных адвокатского осмотра и ее фрагмент есть в приложенных документах.
http://youtu.be/w1pF-BweOE0
Через несколько дней после адвокатского осмотра дорожники положили новый асфальт на место ДТП (случайно уж или нет понадобилось чинить именно эту стометровку, асфальт-то был неплохой), и тем самым все следы были окончательно уничтожены. Но позднее протокол этого адвокатского осмотра, схема к нему, масштабная схема ДТП с учетом данных адвоката и видеосъемка вместе с осмотром автомобилей и заключением специалиста стали настоящей непробиваемой крепостной стеной, цитаделью, надежно защитившей водителя автомобиля Рено Лагуна.
Осмотр автомобилей на штраф-стоянке
Следователь Мустафин, после ряда жалоб адвоката Александра Эльмартовича Клявина в суд в порядке ст.125 УПК, в ГСУ в Казань, в прокуратуру, в МВД РФ не устоял и в конце октября 2009 года сам провел осмотр автомобилей на штраф-стоянке с участием меня, как специалиста.Понять Мустафина можно – ну что там еще можно обнаружить такого, чего нет в руках защитника после видео с места ДТП и многочисленных фотографий. Пусть смотрят …
Что мы искали? А вот что – вмятина на правой части передней кромки капота Рено Лагуны, откуда она взялась?
Это виды спереди и изнутри, при отрытом капоте. Видите красную краску Нивы?
Откуда краска? С левой передней стойки лобового окна Нивы.
Теперь абсолютно доказан механизм столкновения Нивы и Рено Лагуны. Они столкнулись с перекрытием около 50% ширины, а далее, в сцепке, до разделения развернулись так, что Рено Лагуна правой частью своего капота уперлась в левую стойку Нивы.
Заключение специалиста
Адвокат Александр Эльмартович Клявин, как говорится, не «первый год замужем». Никогда не надо торопить специалиста. Но и «выжимать» из него сразу всё тоже не следует, всегда лучше оставить «фигу в кармане». Поэтому заключение специалиста и появилось только после осмотра следователем машин на штраф-стоянке. И, возможно, после его прочтения, у читателя возникнет чувство недосказанности. Это – действительно так.
Что доказывает заключение специалиста? То, что столкновение Рено Лагуны и Нивы было на полосе движения Рено Лагуны. А это полностью противоречит версии водителя Шевроле Авео.
Какие детали остались за бортом, и зачем? Адвокат дал возможность следователю сделать ход, умный или неумный, все равно.
На рисунках ниже показаны варианты движения Рено Лагуны в конечной фазе – после разделения с Нивой, с разными начальными углами ориентации.
Чтобы найти фактический вариант и поставить точку, не хватало одного размера. Вот он, на этом кадре – расстояние от осевой линии до следов выгнутой вперед левой части автомобиля. И мерный объект в кадре есть – туфелька дознавательницы. А какая ее длина?
Бои за осмотр этой туфельки между следователем и адвокатом шли в суде, ГСУ, МВД, прокуратуре. Думаю, что боясь Клявина, который вполне мог разложить в коридоре РОВД линейки и сфотографировать туфельку, дознавательница несколько недель ходила на работу в кирзовых сапогах :)
Наконец, следователь Мустафин сделал ход – назначил экспертизу в Москву, в РФЦСЭ (в документах). Даже, вроде, не поленился, на своем горбу оттащить туда колеса. Но получил полный облом – НПВ.
Допрос специалиста и судьба дела
Более трех месяцев следователь Мустафин врал адвокату Клявину, что заключение из Москвы еще не пришло, хотя уже было у него. А зря. А то бы не получил инфаркт.Новый следователь Буракшаев 2 июня 2011 года все-таки вяло допросил меня (в документах).
А дело? А дело пропало. Вроде оно ушло на проверку в ГСУ и там сгинуло, то ли почта потеряла …
Владелец Шевроле Авео и потерпевшие попытались установить виновность в гражданском суде, но без успеха.
Стоит, и крепко стоит, цитадель, построенная адвокатом Александром Эльмартовичем Клявиным. А на любой «выстрел» с той стороны сразу следует адекватный ответ: «Туфельку дайте!».