Главное действующее лицо в этой истории – адвокат Александр Эльмартович Клявин. Его просто необходимо представить праворубцам подробнее.
Сайт российских бардов пишет о нём, что он коренной сибиряк, в 1978 году переехал в Башкирию, был корреспондентом газеты «Белорецкий рабочий». Учился на юрфаке, и вскоре перешел на службу в милицию, где вырос до старшего следователя по особо важным делам и заслужил редкую для мирного времени медаль «За отвагу».
Подполковник юстиции в отставке, а ныне адвокат Башкирской республиканской коллегии адвокатов, Александр Клявин – автор нескольких сборников стихов, лауреат многих фестивалей бардовской песни, лауреат Грушинского фестиваля 1996.
Про медаль Александра Эльмартовича «За отвагу» написано на сайте МВД Республики Башкортостан. В тот день он был с женой на рынке, по своим делам. Обнаружил преступника. Тот во время преследования кинул в Клявина гранату, но не ушёл.
А вот и сам бард Александр Клявин поёт
http://youtu.be/IGqzNXxt8fk
и читает стихи
http://youtu.be/7QYxzaGOhRA
В общем – уважаемый человек. Уважаемый всеми, только не современными «доблестными» следователями и прокурорами, жизненным кредо которых истина отнюдь не является. Но о них чуть позже.
Фабула дела
18 июля 2010 года на трассе М7 около нижегородского городка Лысково столкнулись две груженые фуры – одна из Уфы, вторая из Санкт-Петербурга. Водитель уфимского автопоезда погиб. Перед ДТП на повороте прошел дождь. Уфимская фура была загружена кафельной плиткой, а питерская – гранулами типа сухой кислоты, которая высыпалась на дорогу. Естественно, МЧС сразу, до приезда следователя (как водится) вычистило дорогу, потому что шины машин и подошвы обуви плавились в этой среде.Уже осенью ко мне обратилась транспортная компания «Транстерминал». Из заключения минюстовского госэксперта (читатель ещё не забыл, где у нас самые квалифицированные эксперты?) Конова следует, что установить, на какой полосе движения столкнулись два автопоезда, не представляется возможным. Поэтому в возбуждении уголовного дела попеременно отказывают лысковские следователи Киселев и Голышев. Юристы компании в отчаянии.
Выслушав приехавших мужиков, посмотрев их фотографии и копии некоторых материалов КУСП я понял, что это – классический затяг, и переливать из пустого в порожнее следователи будут бесконечно. Поэтому порекомендовал адвоката А.Э. Клявина. Если он возьмется, то вцепится зубами, как бульдог, и похоронить дело не даст.
Схема ДТП, заключение эксперта Приволжского РЦСЭ МЮ РФ Конова и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а таких далее было ещё десяток, приложены к статье. На двух страницах исследовательской части эксперт кратко изложил содержание протоколов осмотра места ДТП и транспортных средств, схемы ДТП (поэтому я их не прилагаю) и на стр.5 «анализируя вещно-следовую обстановку … с учетом локализации механических повреждений» пришёл к выводу (?!) о том, что место столкновения установить не представляется возможным.
НПВ подразумевает сообщение о невозможности дать заключение. Но это – не для госов-основоположников. Вот и эксперт Конов расписался не только за себя, блаженного, но и за всех, кто будет после него – сделал вывод! Что же это напоминает? Ах, вот что:
Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну.
А.П. Чехов. Письмо к ученому соседуОднако, есть многое на свете, друг
Знакомимся со следователями из Лысково Киселевым и Голышевым, или физкультура и тайны следствия
Итак, поздним вечером 24 октября 2010 года с востока, со стороны деревни Крестьянка, в уездный город Лысково на Тойоте с водителем въехали два немолодых человека. Один — с бородкой, второй – седой и с усами. Всю дорогу один из них подшучивал над вторым, над его подполковничьими погонами, грамотами, медалями, званиями и наградным кортиком, предполагая, как завтра его действующие коллеги выкатят ему полагающийся по штату тазик с нечистотами. Второй держался стойко, отшучивался, надеясь, как обычно, что статус «свой» среди чужих и богатый жизненный опыт коммуникации сСледующим утром мы были в РОВД. Адвокат Клявин, после вручения верительных грамот, намеревался ходатайствовать об осмотре следователем транспортных средств на штраф-стоянке в присутствии специалиста, и о повторном осмотре места ДТП. Я благоразумно занял удобное место на скамейке в коридоре, с которого просматривались дверь кабинета следователей Киселева и Голышева, их начальника Белянина и его зама Гребневой. А Клявин ринулся в бой!
Пока из-за двери кабинета следователей глухо раздавался то жеребячий хохот, то нарастающий голос адвоката Клявина, что говорившего молодым про Закон, доказательства, научность, специалиста, познакомимся ближе ещё с двумя персонажами – следователями Киселевым и Голышевым. Страна должна знать своих героев!
Максим Киселев сначала год проработал в Летневской школе, где преподавал физическую культуру и ОБЖ. А потом - в милицию. Сейчас он преимущественно расследует дела по дорожно-транспортным происшествиям с гибелью людей и пострадавшими. Это не только кропотливые, дотошные осмотры мест происшествия, допросы, проведение других следственных действий, но и работа с массой документов, вещественных доказательств, результатами экспертиз.
Николай Голышев в милицию пришел в 2004 году. Тайны следствия постигал под началом Е.В. Белянина и А.В.Гребневой. Каждое уголовное дело – головоломка, а наша с вами позиция «стучать» на соседей и знакомых не буду» сильно осложняет работу.
Откуда я это взял? Отсюда, с лысковского сайта. Пока мы, читатель, знакомились с лысковскими пинкертонами, из их кабинета с воплем «Где ваш начальник?» вылетел адвокат Клявин. Вслед за ним раздавался гогот с издёвочкой «А может Вы нас ещё и уволите?!». Минут за пять до этого в кабинет зама начальника следствия вошла худая, бальзаковского возраста и с большим конским хвостом дама, и закрылась изнутри. Затем из её кабинета раздалось жужжание, похожее на звук электродвигателя. Может в делах дырки сверлит, подумал я.
Убедившись, что начальника следствия Белянина нет на месте, Клявин ринулся в кабинет гражданки Гребневой. Закрыто. «Стучите, сударь, и Вам воздастся», – посоветовал я. Выслушав претензии адвоката о том, что следователь Голышев отказывается принять ходатайство (взять бумагу), Гребнева быстро разрешила вопрос. «Прими и откажи», – приказала она Голышеву. Вот она, очередная тайна нашего следствия, которую постиг молодой следователь под началом многоопытной Гребневой!
Адвокатский осмотр
План «А» не сработал, что и ожидалось с вероятностью 99%. Не теряя времени, адвокат Клявин приступил к реализации плана «Б» – проведению адвокатского осмотра транспортных средств на штраф-стоянке и осмотру места ДТП. Почему «не теряя времени»? А потому, как позже стало известно, после прочтения моего заключения следователь Киселев без какого-либо кропотливого и дотошного осмотра вернул питерскую фуру законному владельцу. Это как вернуть окровавленный нож из трупа его владельца только потому, что ему, бедному, нечем резать колбасу. Воистину гуманное решение! А главное, в очередном отказе возбудить уголовное дело можно с чистой совестью писать, что нет доказательств.В присутствии двух свидетелей и специалиста адвокатом Клявиным были осмотрены питерский тягач и полуприцеп. Уфимский тягач был зачехлен, да и не было необходимости в его осмотре.
Установлено, что контакт со вторым автопоездом у питерского автопоезда был в двух местах – в районе заднего левого колеса тягача и в районе задней части полуприцепа под углом около 20 градусов к его продольной оси. Резина на полуприцепе – лысая. В моем заключении всё описано подробно.
На передней части синей кабины питерского тягача слева в почти вертикальном направлении была содрана краска. Этого, как выяснилось потом, нигде в материалах дела не было. Но это обстоятельство и сыграло затем решающую роль в установлении механизма ДТП.
На месте ДТП с помощью навигатора были установлены его географические координаты, измерен радиус закругления дороги. Осмотрен, измерен и сфотографирован столбик дорожного знака, поврежденный питерской фурой. Зафиксированы высота и размеры синей краски на этом столбике.
Вот это место. Питерский тягач ехал с пригорка слева. Уфимский тягач ушел в кювет перед знаком «Направление поворота» — там еще видны осколки кафеля.
Позже эти осмотры станут одним из ключевых доказательств. В частности, сразу стало ясно, что дугообразный след питерской фуры на схеме ДТП – это след правого переднего колеса тягача. Тягач по пути к столбику опрокидывался на правый бок, а у столбика дорожного знака окончательно на него лёг, наследив левой передней частью на знаке. Значит след – след от правого колеса.
Заключение специалиста
Во время подготовки заключения специалиста я обнаружил фотографии с места ДТП на сайте МЧС, которые адвокат Клявин, съездив в Нижний Новгород, получил у МЧС официально.В заключении специалиста показано, что есть два возможные крайние положения автопоездов в момент столкновения – от начала следов уфимского полуприцепа до начала дугообразного следа правого переднего колеса питерского тягача. Как видно из масштабного рисунка ниже, автопоезда не могли столкнуться на полосе движения питерского автопоезда, а потом «перепрыгнуть» на другую полосу оба сразу.
Получается, что питерский полуприцеп занесло влево на повороте на мокром асфальте, а от удара уфимского тягача в зад полуприцепа питерский автопоезд развернуло против часовой стрелки.
Механизм ДТП был исследован и в динамике, с помощью моделирования. Показано, что контакт уфимского тягача с питерским автопоездом в двух местах, около заднего колеса тягача и в задней части полуприцепа, имеет место при отвороте питерского автопоезда вправо.
Так же установлено, что в условиях дождя безопасная скорость автопоезда по условию заноса в повороте составляет 65-67 км/ч.
Заключение специалиста приложено, и дальнейшие комментарии в статье излишни.
Механизм ДТП иллюстрируется следующими видеороликами. Они достаточно точно показывают, что произошло с момента первого контакта автопоездов. Эти же ролики обозревались позже судом и приобщены к материалам дела.
http://youtu.be/ZjBxPz26gJo
http://youtu.be/8NeWxAoNrgU
http://youtu.be/vYBKrvJcKH0
http://youtu.be/p187ORBJjlU
Борьба со следствием
Пока я занимался подготовкой заключения, Александр Эльмартович занимался лысковским следствием. А всего за время следствия им в различные инстанции было подано 96 жалоб. В том числе, по 125 ст. УПК в Лысковский суд.Надо сказать, что Лысковский суд оказался действительно судом, а не филиалом следствия. Помнится, что первая же жалоба адвоката Клявина была судом удовлетворена. И даже более того, в решении суд указал, что усматривает в фокусах следствия коррупционную составляющую.
Однако следователь Киселев и слышать не хотел про заключение специалиста, протоколы адвокатских осмотров и прочую самодеятельность адвоката. Есть заключение эксперта Конова – этого достаточно. Да и на каком основании принимать в качестве доказательства заключение специалиста? На основании ст. 74 УПК? Нет там этого!
Клявин достает свой УПК, Киселев – свой. У Клявина есть в качестве доказательства заключение специалиста, у Киселева – нет. «У тебя какого года УПК, знаток?» – спрашивает Клявин, – «1937-го?». Киселев с какой-то досадной яростью выбросил свой УПК в корзину для мусора.
Тогда адвокат Клявин жалуется в ГСУ на процессуальные нарушения. Какое может быть заключение эксперта, с его предупреждением по ст. 307 УК, без уголовного дела? Где вещдоки – питерский тягач и полуприцеп, которые ушли без экспертного осмотра? К жалобе Александр Эльмартович приобщил протоколы адвокатских осмотров и моё заключение.
Постановление начальника ГСУ приложено. Он предписал удовлетворить ходатайство адвоката Клявина в полном объёме, назначить комплексное исследование, признать назначение судебной экспертизы в рамках доследственной проверки незаконным.
Адвокату А.Э.Клявину так же было сообщено, что всему лысковскому следствию поставлен «неуд» – Киселев, Голышев, Белянин и Гребнева получили взыскания.
Взыскание, да еще от своих, бьёт по мозгам. Киселев – не исключение. И он рожает постановление о назначении комплексного исследования, в котором проявляет свои надежды и чаяния. Смотрим документ.
В ходе исследования специалист Никонов обнаружив повреждение от дорожного знака на левой передней части кабины, сделал вывод, что след колеса, обнаруженный следователем на месте происшествия, оставлен правым передним колесом тягача РЕНО, сместив в результате своего ошибочного вывода место движения автопоезда РЕНО на 2.5м, как выгодно заказчику Клявину А.Э.
Вот как! Адвокат вроде уже не адвокат, а «заказчик»! А физкультурник из Летневской школы при назначении экспертизы (исследования) априори объявляет, что нашел ошибку у доцента и указывает где!
Эмоциональный абзац. Сразу видно, что
Исходные данные. Вот оно – «величина радиуса закругления дороги 300 м. Плюс мелочи – скорости обоих автопоездов по Киселеву – 70-75 км/ч.
Кто измерил радиус дороги? Где протокол, или, на худой конец, справка дорожников? Кто установил скорости автопоездов? Позже на эти вопросы Киселев в суде отвечал что-то нечленораздельное, жаловался на плохую память, и, вообще выглядел изможденным (от многочисленных проверок – спасибо заказчику Клявину А.Э.?).
Заключение ООО «Эксперт Союз» приложено в документах. Надежды заказчика Киселева не оправдались. Эксперты обосновали место столкновения на полосе движения уфимского автопоезда. Ну а безопасная скорость 110 км/ч – это результат фальсификации исходных данных заказчиком. Радиус поворота отнюдь не 300 м.
Заказчика Киселева заключения ООО «Эксперт Союз» и моё не убедили, поэтому 02 января 2011 года вновь появляется Постановление об отказе в возбуждении уголовного дала, где нет ни слова про эти заключения. Оно вновь отменяется начальником Беляниным, и так далее по ежемесячному кругу, пока стараниями Александра Эльмартовича 04 мая 2011 года ГСУ не передало дело в спецотдел в Нижнем Новгороде. Правда, в последний момент уголовное дело все-таки (с перепугу, что ли?) возбудил сам Киселев.
Заключение эксперта ЭКЦ ГУ МВД подтвердило два предыдущих исследования о том, что фуры столкнулись на полосе движения уфимского автопоезда (приложено в документах), и дело ушло в суд.
Суды
Судов было два. В первом судил судья Песков. Водитель питерского автопоезда получил 2 года условно, с его транспортной компании в пользу вдовы и двоих детей было взыскано 1.5 млн рублей. Но Песков где-то ошибся с 73 статьей, и дело вернули на новое рассмотрение.Судья Кириллов осудил виновного водителя тоже на 2 года условно, но взыскал с его транспортной компании в пользу вдовы и двоих детей уже 3.0 млн рублей, как и просил адвокат Клявин. Приговор судьи Кириллова кассации устоял, определение кассационной инстанции можно прочитать на сайте РосПравосудия. Деньги вдова уже получила.
Эффект взаимодействия адвоката и специалиста
За счет чего это дело выиграно? Да, это, несомненно, напористость, знание законов и кухни следствия адвокатом Александром Клявиным, его упорство и упрямство. Роль специалиста – это, прежде всего, не дать обмануть, и, во-вторых, направить технические исследования в правильное русло. Присутствие специалиста в суде – это хорошая страховка от необоснованных или неверных показаний других специалистов или экспертов.Так и в этом суде. Подсудимый представил заключение специалистов из Санкт-Петербурга, с учеными степенями, из которого следовало, что невозможно установить, на какой полосе произошло столкновение автопоездов. Правда, это заключение было представлено в копии. Подлинник, якобы, идет по почте. Поэтому судья Песков отказал в приобщении копии, да и живьем хоть одного специалиста надо бы все-таки допросить.
Двое на одного? Ну что же … Заключение, назовём его «якобы из Петербурга», приложено в документах. В нем нет ни слова про адвокатский осмотр, терминология витиеватая. Тем не менее, я приготовил для адвоката анализ заключения и примерный список вопросов для допроса (приложено). Ну а дальше Клявину палец в рот не клади, но специалисты не явились, и подлинника заключения до суда не дошло.
Вот так прошло это дело в Лыскове. Адвокат А.Э. Клявин наездил туда около 40000 километров, то есть обогнул экватор. Заказчик Киселев защиту питерского водителя провалил полностью и показал, кто на самом деле работает в следствии. Правосудие восторжествовало, в том числе благодаря беспристрастности и справедливости судей Лысковского районного суда Анатолия Владимировича Кириллова и Вячеслава Владимировича Пескова.
Про защиту молчу. Мало того, что защитница произносила дежурные фразы типа «Защита считает, что заключение эксперта доказательством не является», но когда я услышал, что «Защита считает, что гибель мужа не является основанием для взыскания морального вреда», я разочаровался в лысковской адвокатуре. Это уже слишком, перебор.
Вывод: в условиях, когда следствие «играет в одни ворота» в делах по ДТП просто необходимо взаимодействие адвоката и специалиста.