В прошлых публикациях «Гололед судебный, гололед...» за 2016-й год и «Гололед судебный, гололед — 2» за 2024 год мною была затронута проблема судебной практики возмещения ущерба, связанного с недостатком дорожных условий в виде гололеда.

Как видно из публикаций, с годами правоприменение претерпело явные изменения, причем не в пользу водителей, чьи автомобили получали повреждения в результате заноса на гололеде.

Новшеством стал принимаемый судами довод представителей ДРСУ о том, что коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078 (п.5.2.2 ГОСТ Р 50597-2017). Акты же выявленных недостатков в содержании дорог применительно к приведенным положениям нормативных актов, устанавливают, что замеры коэффициента сцепления дорожного покрытия на месте ДТП не производились, что наличие скользкости на проезжей части в зимний период само по себе не свидетельствует о ненадлежащем содержании данного дорожного покрытия дорожными службами, поскольку до определенного предела в соответствии с вышеуказанными правовыми актами наличие скользкости является допустимым.

Поэтому по new логике не было замеров – не было и недопустимого гололеда.

Что произошло…
Со случаем явно гололедного ДТП ко мне обратился водитель пострадавшего Туарега.
В октябре 2020 г. а/м Ниссан осуществлял транспортировку на гибкой сцепке а/м Тойота. Шли на спуск.
На некотором расстоянии во встречном направлении также на спуск осуществлял движение а/м моего доверителя, за которым ехал Мерседес Бенц (далее фура).
В какой-то момент буксирующий и буксируемый автомобили стали совершать хаотичное вращение  по проезжей части, биться об отбойники.
Водитель а/м Туарег предпринял меры для снижения скорости, но произошло столкновение с буксируемой Тойотой, которую от удара откинуло на полосу встречного движения, на которую выехала фура, объезжающая Туарег.
После контакта с Фурой Тойота оказалась позади Туарега.
Фура проконтактировала с Ниссаном на полосе движения Ниссана, от чего Ниссан оказывается перед Туарегом.

В сухом остатке имеем:
— труп водителя Тойота;
— телесные повреждения пассажира Туарега, пассажира и водителя Ниссана;
— полный Тотал Туарега, Ниссана, Тойота;
— незначительные повреждения фуры.

А что полиция?
Полиция г. Юрги возбудила уголовное дело по ч.3 ст. 264 УК РФ, судьба которого спустя четыре с половиной года – очередное приостановление предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Гениально! Не правда ли?!

Ниссан идет в суд!
Водитель Ниссана обращается к страховщику водителя Фуры с заявлением о получении страховой выплаты по ОСАГО, мотивируя тем, что совершая по полосе встречного движения объезд Туарега, водитель фуры допустил
контакт с Ниссаном на полосе движения последнего.
Получив отказ от страховщика и в последующем от финансового уполномоченного, водитель Ниссана обратился в суд с иском о взыскании страховой выплаты по ОСАГО.

Первая судебная автотехника – эксперт Чагин С.Ю.
В ходе судебного разбирательства дела по первой инстанции была проведена судебная автотехническая экспертиза экспертом ООО «Губернский долговой центр» Чагиным С.Ю, согласно ответам которого:
— Действия водителя фуры не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 10.1 ПДД РФ;
— Действия водителя Тойота не соответствуют требованиям ч. 1 п. 1.5 и ч. 1 п. 10.1 ПДД РФ;
— В действиях водителя Ниссана несоответствий требованиям ч. 1 п. 10.1 и раздела 20 ПДД РФ не усматривается;
— В данной дорожной ситуации действия водителя Тойота являются необходимым и достаточным условием для возникновения данного происшествия и находятся в причинной связи с данным ДТП;
— Какие повреждения образовались у а/м Ниссан в результате столкновения с а/м Фура не представляется возможным, соответственно, не представляется возможным определить и стоимость восстановительного ремонта повреждений, образовавшихся в результате контакте с фурой.

Всё бы ничего, но особый восторг вызвала исследовательская часть заключения эксперта Чагина С.Ю., из которой следовало, что:

«первопричиной опасной ситуации являлся выезд буксируемого а/м Тойота из занимаемой полосы и увод а/м Ниссан посредством буксирующего устройства от первоначального направления движения.

То есть водитель а/м Тойота, увеличив скорость движения по отношению к скорости движения буксирующего а/м Ниссан и сменив траекторию движения своего а/м, придал а/м Ниссан боковое вращение, тем самым изменив его траекторию движения». 

Такой вывод, конечно, замечателен, но из показаний самого истца, которые процитированы в заключении эксперта Чаганиа С.Ю., следует, что: «А/м тойота НЕ ЗАВОДИЛСЯ, и нас попросили его отбуксировать».
Ловко! Не правда ли?!

Однако для эксперта как-то оказалось весьма непостижимым, что по причине неработающего двигателя водитель Тойота не мог увеличить скорость движения своего автомобиля.
При буксировке скорость буксируемого транспортного средства зависит от скорости буксирующего транспортного средства, поскольку буксирующий Ниссан тянет за собой буксируемую Тойоту.

Вторая комплексная судебная автотехника – эксперты Сиворонов, Портянников, Адоньева.
В целом и по большому счету заключение первой судебной экспертизы было в пользу ответчика страховщика АО «СОГАЗ», ибо истец не доказал размер исковых требований.
Однако представитель страховой организации заявил ходатайство о назначении по делу комплексной судебной автотехнической экспертизы, проведение которой суд поручил Сибирскому межрегиональному центру «Судебных экспертиз».

Для экспертного исследования истец предоставил вдруг откуда-то взявшуюся видеозапись со своего видеорегистратора.
Выводы заключения комиссии судебных экспертов кардинально отличались от выводов эксперта Чагина С.Ю.:
— Действия водителя Туарега и водителя фуры соответствовали требованиям ПДД РФ;
— Действия водителей Ниссана и Тойоты требованиям ПДД РФ не соответствовали;
— Столкновения Ниссана и Туарега не происходило;
— С технической точки зрения действия водителя Ниссан по невыполнению требования п. 20.4 ПДД РФ (запрет буксировки на гибкой сцепке в гололед) находятся в причинно-следственной связи с ДТП и имевшими место
столкновениями, в частности со столкновением Ниссан и фура;
— Повреждения Ниссана от столкновения с фурой приведены в таблице;
— Стоимость восстановительного ремонта Ниссан превышает его рыночную стоимость (тотал).

В ходе судебного разбирательства был допрошен эксперт Сиворонов, достойно державший натиск адвоката истца, пояснивший, что сам механизм ДТП говорит о наличии гололеда.

Будучи недовольным заключением комиссии экспертов, истец заявил ходатайство о назначении третьей судебной экспертизы. Суд отказал.
Понимая, что Титаник идет ко дну, адвокат истца заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика дорожной организации, допустившей наличие гололеда.

Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, мотивировав, что предметом спора является взыскание страховой выплаты по ОСАГО, а не суммы ущерба в связи с ненадлежащим состоянием дороги.

В том же судебном заседании в иске водителю а/м Ниссан было отказано полностью со взысканием с него же судебных расходов за проведенную экспертизу в сумме 60 000 рублей.

Ниссан идет в апелляцию

Не согласившись с решением суда, истец подал на него апелляционную жалобу, приводя нелепые доводы об отсутствии гололеда и также ссылаясь на отсутствие замеров коэффициента сцепления.

В ходе апелляционного рассмотрения дела по ходатайству истца была назначена третья судебная автотехническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту Московского автомобильно-дорожного
государственного технического университета (МАДИ) Вздыхалкину В.Н., выводы которой вбили последний гвоздь в крышку гроба позиции стороны истца:
— Не представляется возможным установить, располагал ли водитель фуры технической возможностью избежать столкновение с Ниссан и Тойота;
— Средняя скорость движения а/м Ниссан до момента столкновения составляла 78,9 км/ч при разрешенной скорости не более 50 км/ч (п. 10.4 ПДД РФ).
— Для установления объема повреждений а/м Ниссан и определения стоимости восстановительного ремонта необходим осмотр всех транспортных средств;
— Среди предоставленных истцом видеограмм с его видеорегистратора отсутствуют четыре видеограммы общей длительностью 12 минут, предшествующих заносу а/м Ниссан и Тойота. Последняя видеограмма длительностью 17,7 секунд фиксирует непосредственно занос автомобилей.
— Сам факт возникновения заноса автомобилей Ниссан и Тойота указывает на обледенение дорожного покрытия и образование гололеда.

На проведение  третьей Московской экспертизы истец заплатил 100 000 рублей.

Ниссан идет в кассацию.
После поражения в апелляции истец решил попробовать удачу на стадии кассационного обжалования, полностью повторив доводы апелляционной жалобы.
05 03 2025 г. кассационным определением в удовлетворении жалобы истцу было отказано, все судебные постановления оставлены в силе.

Таким образом, настоящее дело, благодаря предоставленной стороной истца видеозаписи с его же видеорегистратора наглядно продемонстрировало: наличие гололеда можно установить экспертным путем, для чего вовсе необязательно производить замер коэффициента сцепления колеса с дорогой.

Хочу искренне поблагодарить всех судей первой, апелляционной, кассационной инстанции, принявших участие в рассмотрении этого дела, и пожелать им крепкого здоровья!

В одной из следующих публикаций я расскажу о судьбе иска водителя Туарега к водителю Ниссана о взыскании суммы ущерба, в удовлетворении которого суд первой инстанции отказал полностью. Впереди апелляция...

Берегите себя!!!

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Решение суда262 KB
2.Апелляционное опреде​ление164.5 KB
3.Возражения на кассац​инную жалобу370.9 KB
4.Кассационное определ​ение135.2 KB
5.ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ЛИК​ВИДАЦИЯ ГОЛОЛЕДНЫХ А​ВАРИЙ - ВЛИЯНИЕ МЕТЕ​ОУСЛОВИЙ НА ПРОЦЕСС ​ГОЛОЛЕДООБРАЗОВАНИЯ227.5 KB
6.Кассационное определ​ение от ДРСУ144.7 KB
7.МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ СЦЕ​ПЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМО​БИЛЯ С ПОКРЫТИЕМ248.6 KB
8.Требования к уровню ​зимнего содержания214.3 KB
9.Методика по гололеду738.2 KB
10.Методика прогнозиров​ания гололеда740.8 KB
11.Как читать судебную ​эксперизу и видеть о​шибкиPrezentaciya1.2 MB
12.Метод. указания Чуми​чева1.9 MB
13.Методика определения​ гололедных нагрузок5.2 MB

Автор публикации

Адвокат Стрижак Андрей Валерьевич
Кемерово, Россия
ДТП, ущерб, семейные, жилищные, договорные споры, уголовные дела, другое.
тел.+7-950-273-3649

Да 30 30

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Стрижак Андрей, steeler1975, Сиротина Ольга, Мануков Михаил, Вилисова Елена
  • 04 Апреля, 17:44 #

    Уважаемый Андрей Валерьевич,
    В ходе судебного разбирательства был допрошен эксперт Сиворонов, достойно державший натиск адвоката истца, пояснивший, что сам механизм ДТП говорит о наличии гололеда.а тов. Сиворонов просто пояснял, или на основании конкретной методики (т.е. пруфно)? Если да. то можно в общих чертах?

    +5
    • 05 Апреля, 11:25 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, на конкретную методику установления гололеда ссылки не было. Но: сами обстоятельства ДТП говорят о наличии гололеда.
      Истец не смог ответить на вопрос суда: если не было гололеда, по какой причине Ваши авто пошли в такой пляс?!

      +7
  • 05 Апреля, 12:38 #

    Уважаемый Андрей Валерьевич, Вы проделали огромную работу но полученный результат получился отличным! (Y) В заключениях всех экспертов-автотехников меня удивляет одно — все они делают выводы о соответствии или несоответствии действий водителей конкретным пунктам ПДД, а на мой взгляд, это вообще не входит в их профессиональную компетенцию, поскольку давать правовую оценку событиям — дело суда, а вовсе не технического эксперта, которому ленивые юристы ставят юридические, а не только технические вопросы.

    +10
    • 05 Апреля, 14:41 #

      это вообще не входит в их профессиональную компетенцию,Уважаемый Иван Николаевич, полностью и абсолютно с Вами согласен. Однако эта мода давно устоялась и всегда имеет место по всем делам.
      К вопросы и ответу делают приписку «с технической точки зрения», поэтому считают, что вопрос не правовой. :D 
      Примечательно, что даже страховщик Ниссана выплатил Туарегу страховку без суда и следствия, что, полагаю, нонсенсом. Но судья Килина решила нам отказать по первой инстанции, но об этом в будущей публикации.

      +5
  • 08 Апреля, 07:21 #

    Уважаемый Андрей Валерьевич, поздравляю Вас с отличным результатом!(Y)
    Экспертные заключения, как всегда строятся только на цитировании норм ПДД, которые и без помощи и мнения экспертов можно прочесть в соответствующих источниках. Но даже не смотря на это, Вы смогли добиться нужного результата в этом деле! (handshake)
    С интересом жду публикацию, как судья Килина Вам отказала в первой инстанции! ;)
    Но судья Килина решила нам отказать по первой инстанции, но об этом в будущей публикации.

    +3
    • 08 Апреля, 10:33 #

      С интересом жду публикацию, как судья Килина Вам отказала в первой инстанции! ;)Уважаемая Елена Анатольевна, благодарю. Но публикация будет о том, как мы восстали из пепла, чтобы победить вновь. С Божьей помощью!  А отказали нам, что называется, по беспределу, даже не дождавшись ответа на судебный запрос из о/п г. Юрги, также объяснив, что гражданское дело не истребуется из других судов, и что по копиям ничего не устанавливают. Спаси и сохрани!!! (angel)

      +2
    • 08 Апреля, 09:12 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, большое спасибо за публикацию. Сложное дело, огромная работа. Не уверена, что когда-нибудь видела решение по гражданскому делу на 25 листах!
      Отдельное спасибо за приложенные методички и презентации. Добавила статью в избранное (*)

      +2
      • 08 Апреля, 10:30 #

        Уважаемая Ольга Ивановна, благодарю.
        Да, с годами количество листов в постановлениях стало больше. Храню свой еще 2004г. постановления нашего областного Президиума (надзор, который сейчас кассация), крайне всё кратко.

        +3
    • 09 Апреля, 11:14 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, прочитал с большим интересом! Поздравляю! Да и судьи молодцы, а ведь могли сделать вид, что «все хорошо-обосновано»:)

      Работа вполне в Вашем стиле, тонко, кропотливо, с акцентом на незаметные мелочи для других!

      Удачи в будущих спорах!

      +4
      • 09 Апреля, 11:37 #

        Уважаемый Михаил Меликович, благодарю! (handshake)
        Есть еще Судьи в России! Есть!
        Дело — яркий пример, что кроме выводов, нужно еще исследовательскую часть заключений экспертов читать.

        +4

    Да 30 30

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Как растопить недопустимый гололед» 5 звезд из 5 на основе 30 оценок.
    Адвокат Гулый Михаил Михайлович
    Ставрополь, Россия
    +7 (962) 452-8980
    Персональная консультация
    Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
    https://michailgulyy.pravorub.ru/
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/
    Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
    Владивосток, Россия
    +7 (914) 342-9220
    Персональная консультация
    компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
    Консультации, дела.
    Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
    https://urmanwin.pravorub.ru/

    Похожие публикации