На какие только ухищрения не идут муниципальные чиновники, чтобы не заниматься вопросами переселения жильцов из аварийных домов.
И если в большинстве городов такие ухищрения сводятся к признанию фактически аварийных домов пригодными для проживания, и эти решения соответствующих комиссий успешно обжалуются самими гражданами, и по этому вопросу существует множество положительной судебной практики, то администрация городского округа Лобня избрала совершенно гениальную тактику – не проводить обследования межведомственной комиссией вообще, как будто Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 – не существует.
И бьются несчастные граждане головой об стену, заваливают администрацию обращениями и жалобами, на которые в лучшем случае получают реакцию в виде косметического ремонта фактически аварийных помещений.
Но выход есть – это административное исковое заявление в порядке КАС.
Моя доверительница, в то время молодой ученый-ботаник, в 1995 году приехала с семьей в г. Лобню, для того, чтобы работать в одном из ВНИИ, где ей было предоставлено служебное жилье.Между тем, институт не мог в силу известных причин отказался содержать ведомственный жилой фонд, и он был передан администрации города.
Всё бы хорошо, но жилой дом, в котором она проживает, построен в 1916 году, а его последний капитальный ремонт выполнен в 1940 году.Сам дом одноэтажный бревенчатый, обшитый доской, разделенный на 4 квартиры, расположен непосредственно на рубеже обороны Москвы, и каким-то чудом он выстоял в 1941 году, но время берет свое…
В 2002 г. при обследовании указанного жилого дома, комиссией ВНИИ установлено, что дом в связи с аварийным техническим состоянием ремонту не подлежит. Степень износа в 1965 году – 100%. Углы дома осели. Стены рубленые бревенчатые, более 70% венцов требуют замены. Чердачное перекрытие – дощатый настил по деревянным балкам. Балки прогнили и прогнулись, что создает угрозу их обрушения.
Полы дощатые, уложенные на деревянные балки, которые близки к обрушению. Электропроводка открытая, находится в аварийном состоянии и создает угрозу пожара. Трубопроводы водопровода и отопления требуют замены. В целях предотвращения несчастных случаев (пожара, обрушения перекрытия потолка, провала полов и т.д.) всех проживающих комиссия сочла необходимым выселить.
Но после передачи этого «памятника русского деревянного зодчества» городу, аварийный дом стал чудесным образом регенерировать, так согласно акту технического состояния от 2008 г., составленного МП «Жилкомсервис» степень износа указанного жилого дома по состоянию на 2006 год составляла уже не 100%, а лишь 72 %.
В 2019 г. доверительница обратилась в адрес Администрации г.о. Лобня с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания,
и комиссией, назначенной постановлением Главы городского округа Лобня было принято решение, оформленное в виде Акта, о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, и принято решение за счет бюджетных средств городского округа Лобня организовать проведение ремонтных работ дома в надлежащее состояние.
В октябре 2020 г. подрядной организацией, по муниципальному контракту начаты работы по ремонту кровельного покрытия дома, в ходе ремонтных работ были обнаружены сгнившие концы потолочных балок, отсутствие их опирания на стену.Руководитель подрядной организации заявил, что балки менять не будет, так как это не включено в смету.
После вскрытия в ходе ремонта пола в средней комнате стало очевидно, что стена висит в воздухе, лаги и нижние венцы сруба сгнили; стены туалета без опор висят в воздухе.
Доверительница в 2020 году пыталась самостоятельно обжаловать действия (бездействие) администрации города, «юристы» одной из многочисленных псевдоюрфирм услужливо подготовили ей якобы административный иск на 19 страницах, который она и подала в суд.
В общем обычная ошибка русского интеллигента – сначала уповая на свою ученую степень ищем в интернете подсказки, идем в сомнительную фирму, и просим написать бумажку, чтобы было красиво, просим у суда всё, что только можно. И только потом идем за юридической помощью к профессиональному юристу.
Когда я увидел, что наваяли мои псевдоколлеги, у меня буквально зашевелились волосы, там было всё… и признать незаконным несуществующее заключение межведомственной комиссии (был всего лишь составлен сомнительный акт), и обязать администрацию признать дом аварийным, и признать доверительницу нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обязать администрацию предоставить новое жилое помещение… Всё в одном флаконе.
Все, что я мог сделать в данной ситуации, это уточнить исковые требования.
Несмотря на то, что первое судебное решение было не в нашу пользу, оно установило очень важный факт – доверительница не обращалась в Администрацию г. Лобня с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Положением, и соответствующее решение по вопросу о соответствии занимаемого истцами помещения установленным требованиям Администрацией г. Лобня не принималось.
Суд пришел к выводу, что судебная защита нарушенных прав истцов возможна только после подачи ими соответствующего заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и при условии нарушения ответчиком установленного порядка его рассмотрения и принятия решения.
После этого, уже с моим участием был разработан план, обратиться к Межведомственной комиссии в установленном порядке, получить отказ, который затем обжаловать в порядке КАС. Мы подготовили обращение к Председателю межведомственной комиссии Администрации г.о. Лобня о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как мы и ожидали, в нарушение п.п. 42-44 Положения указанное заявление не было рассмотрено межведомственной комиссией, а ответы даны заместителем главы Администрации не по существу обращения.
В связи с ненадлежащим рассмотрением заявления мы написали обращение к Администрации г.о. Лобня с обращением, в котором потребовали устранить допущенные нарушения, на которое заместителем главы Администрации дан ответ от 16 апреля 2021 г., в котором содержится суждение о невозможности обследования специалистами межведомственной комиссии технического состояния несущих конструкций здания и помещения квартиры до завершения в полном объеме работ.
Так и не получив ответа от межведомственной комиссии мы подали повторное заявление Административному ответчику — межведомственной комиссии Администрации г.о. Лобня для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, данное заявление зарегистрировано 13.05.2021г.
В нарушение п.п. 42-44 Положения указанное заявление также не рассмотрено межведомственной комиссией для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а заместителем главы Администрации г.о. Лобня дан ответ от 01 июля 2021 года, в котором также содержится суждение о невозможности обследования специалистами межведомственной комиссии технического состояния несущих конструкций здания и помещения квартиры до завершения в полном объеме работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
Фактуру для обращения в суд с административным исковым заявлением мы получили, что дало нам основания просить суд возложить на Администрацию г.о. Лобня обязанность организовать обследование многоквартирного жилого дома межведомственной комиссией для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании заявления доверительницы от 13 мая 2021 г. и в порядке, предусмотренном Положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В ходе рассмотрения иска Администрация заявила, что Комиссионное обследование дома уже было произведено 08 ноября 2019 г., составлены акт обследования и заключение в которых изложены выводы (замечания) обследования, и предмет иска отсутствует.То есть, «задними числами» к ранее изготовленному акту обследования было изготовлено заключение якобы межведомственной комиссии.
Вот тут-то и пригодилось первое судебное решение, которым было установлено, что межведомственная комиссия в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ создана лишь 14.04.2020, когда главой г.о. Лобня принято постановление № 432.
Таким образом, мной было доказано, что доводы Администрации г.о. Лобня о том, что Межведомственной комиссией, созданной в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 в 2019 году дом уже был обследован– не соответствуют действительности.
Судом наш административный иск был удовлетворен в полном объеме и это решение вступило в законную силу.Выстроенная администрацией бетонная стена бездействия проломлена, алгоритм наших дальнейших действий ясен и понятен.
З.Ы. Фото к публикации настоящее.