Сперва я хотел обсудить сложившуюся курьезную ситуацию в разделе юридического юмора, но поскольку в  принципе тема «адвокатской доброты» сама по себе достаточно серьезная, я  решил подготовить на эту тему отдельную публикацию.

Еще в начале своей адвокатской практики я неоднократно получал от более опытных коллег советы о нежелательности каких-либо проявлений альтруизма в работе, и в целом мне удавалось отбиваться от соседей и знакомых, которым было нужно «просто спросить». Но в этот раз что-то пошло не так…

О бесплатном причинении добра.

9 мая, когда я находился в прекрасном праздничном настроении в окружении близких, в моем телефоне булькнул «WhatsApp», и я увидел в нем сообщение следующего содержания (орфография сохранена):

«Добрый день, Александр. С праздником! Нашёл на сайте Праворуб вашу статью о получении полностью оплаченного товара от ДНС с неустойкой. У меня такая же ситуация — ДНС уже месяц меня игнорирует и при этом продаёт этот товар. Сайт не даёт посмотреть ваш образец претензии за 600 рублей в месяц (именно столько стоит про аккаунт, но для него ещё что то нужно подтвердить). Вопрос такой — по чем выйдет ваша услуга по написанию претензии ?»

Речь шла о моей публикации на тему получения от DNS оплаченного товара и неустойки. Сославшись на свою занятость, я вежливо сообщил потенциальному клиенту об отсутствии у меня возможности заняться его вопросом, я действительно давно не берусь за то, что не связано с уголовными делами, работы мне вполне хватает.

И тут я совершил ошибку, решив «бесплатно причинить человеку добро», направив ему «для образца» такую недоступную для него без уплаты 600 рублей претензию, при этом я полагал, что «от меня не убудет», а человеку для образца сойдет, в конце концов там могли быть копеечные наушники, ради которых может и нет смысла платить за процессуальный документ эти 600 рублей.

Это даже юридической помощью не является, ну переработает человек мой старый документ «под себя», вроде ничего страшного… Прочтя в ответ слова благодарности, я о данном собеседнике по переписке и думать забыл.

Благими намерениями вымощена дорога в ад.

А вот сегодня несостоявшийся доверитель меня изрядно удивил. Наслаждаясь в полной мере воскресным днем на беговой дорожке в спортзале, я услышал в наушниках знакомое бульканье «WhatsApp», и с удивлением обнаружил в смартфоне следующее сообщение:

«Добрый день. В продолжении к вопросу о днс. Подскажите пожалуйста мои действия для взыскания пени за неустойку. Претензию отправил по почте. Они получили, но не ответили — ни по электронной ни по стандартной почте. Но зато прислали смс что товар задерживается и будет в моем городе сегодня. Мне от моего в городе отделения потребовать пени при получении товара или как оно происходит?»

То есть какой-то совершенно посторонний человек, перед которым я не имею никаких обязательств, в мой выходной день, не выяснив предварительно не в отпуске ли я, не занят ли, и вообще хочу ли я забивать себе бесплатно голову чужими проблемами, поставил передо мной конкретные задачи и задал кучу вопросов.

Полагаю, что уважаемые коллеги не осудят меня за то, что я безо всяких раздумий, заблокировал данный контакт. Чем же вызвано желание незнакомого мне человека получить от меня бесплатный рецепт к решению его проблем?

А вызвано оно отнюдь не отсутствием у незнакомца воспитания, и не столько жаждой «халявы», сколько моей беспечностью и проявленным непрофессионализмом. Именно я, поделившись с человеком бесплатно своим старым документом, создал у него иллюзию возможности получения бесплатной юридической помощи.

Ответив бесплатно на вопрос, дав бесплатно какой-нибудь свой документ «для образца», юрист невольно создает о себе впечатление, как о бескорыстно сочувствующем чужим проблемам человеке, что в конечном итоге и вызывает подобные обращения.

Псевдодоверитель просто не видит ничего предосудительного в том, чтобы «спросить у хорошего человека». Именно поэтому юристу и не стоит делать ни для кого исключений.

Картинка сгенерирована нейросетью под моим чутким руководством)

Автор публикации

Адвокат Безуглов Александр Александрович
Москва, Россия
Эффективная помощь по уголовным делам, исправление ранее допущенных ошибок защиты. Помощь потерпевшим и свидетелям. Проверенная методика, 22 года опыта по уголовным делам.
МОСКВА И СЕВЕР ОБЛАСТИ.

Да 89 89

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Более 20 участников...
  • 23 Июля 2023, 21:38 #

    Уважаемый Александр Александрович, очень знакомая ситуация, я до сих пор не могу искоренить в себе подобный альтруизм, видимо сказывается прежняя прокурорская практика, но тогда мы получали зарплату...

    +23
    • 23 Июля 2023, 21:51 #

      Уважаемый Ильдар Салихьянович, здравствуйте! Вот видимо мой альтруизм из той же серии:D Правы те коллеги, которые считают, что это непрофессиональное поведение.

      +10
      • 23 Июля 2023, 22:37 #

        Уважаемый Александр Александрович, мне кажется профессиональный подход — это подход, который выбрал сам адвокат. Это был Ваш выбор, и мне кажется Вы поступили, как профессионал!

        +10
        • 23 Июля 2023, 22:45 #

          Уважаемый Игорь Иванович, здравствуйте! Позвольте с Вами не согласиться, ведь иллюзия  о возможности решить свои вопросы «на халяву» появилась у человека не на ровном месте.

          +6
          • 23 Июля 2023, 23:54 #

            Уважаемый Александр Александрович,
            ведь иллюзия о возможности решить свои вопросы «на халяву» появилась у человека не на ровном местеЧуть раньше Вы указывали, что этот же человек при первом обращении предлагал Вам оплату за составление претензии. Полагаю, что относить его к числу халявщиков будет несправедливо. Сделав бескорыстно доброе дело для человека не нужно ждать, что он в следующий раз будет предлагать Вам оплату. По моему скромному мнению следовало мягко напомнить ему о том, что в настоящее время Вы не занимаетесь гражданскими делами, а ответы на его вопросы требуют ознакомления с документами по этому конкретному делу, необходим  анализ действующего законодательства и актуальной судебной практики, на что у Вас нет времени. Кроме того, не лишним было бы указать ему на то, что все вышеуказанное, в том числе и консультация адвоката без предварительной оплаты не осуществляются. При обращении к другому адвокату/юристу он будет готов к тому, что ответы на вопросы будут считаться консультацией и должны быть оплачены.

            +21
    • 24 Июля 2023, 13:40 #

      Уважаемый Ильдар Салихьянович, прокурорской практики нет, а вот альтруизмом иной раз грешу и сама себя потом ругаю…

      +9
  • 24 Июля 2023, 00:07 #

    Уважаемый Александр Александрович, как всегда с удовольствием знакомлюсь с Вашими мемуарами. И это очередная интересная публикация на злобу дня.
    Читаю и понимаю. Как много есть общих одинаковых проблем.
    В самом начале своей карьеры я много помогал практически бесплатно, но со временем понял, что это не правильно. Мы идём в магазин и платим. Мы идём в парикмахерскую и платим. Заправляем бензин и платим. Нам ни кто не желает сделать что-то бесплатно.
    Был у меня случай, когда вроде бы хорошему знакомому я помог несколькими профессиональными советами и не взял с него ни рубля. Он мне сказал простое спасибо. Когда я к этому знакомому обратился за помощью в ремонте автомобиля, то услышал от него сколько это будет стоить. Деньги я заплатил. С этого момента я пересмотрел своё отношение к бесплатной работе. Каждый труд должен быть оплачен.
    И вот это «просто спросить» отбивается простым вопросом и ответом:
    Вам совет или консультация?
    в чем отличие?
    Совет бесплатный. Консультация платная.
    Тогда совет.
    Запишитесь на консультацию.

    +23
    • 24 Июля 2023, 00:24 #

      Уважаемый Андрей Викторович, благодарю Вас за интерес к моим публикациям и за хороший отзыв!(handshake) Вы совершенно правы, можно просто угостить мышь сыром, без всякой мышеловки, просто от любви к природе, но зачем?:)

      +8
      • 24 Июля 2023, 00:34 #

        Уважаемый Александр Александрович,
        можно просто угостить мышь сыром, без всякой мышеловки, просто от любви к природе, но зачем?
        (muscle)

        +7
        • 24 Июля 2023, 10:55 #

          Уважаемый Андрей Викторович, я давно заметил — как только берешься за дело значительно снижая стоимость своих услуг, как проблемы не заставляют себя ждать. И не только от доверителя, но и вероятность успешного судебного решения резко падает. 
          Один старый адвокат говорил мне, что берясь за дело бесплатно, адвокат теряет удачу...
          Собственно, я с ним согласен. Все, что делает адвокат до «результативного подхода доверителя к кассе» может навредить самому адвокату...
          Стремление нанести пользу бесплатно вредит не только нам, но и нашим клиентам.

          +15
    • 26 Июля 2023, 05:25 #

      Уважаемый Андрей Викторович, именно так и буду говорить. Отличный совет!

      +2
  • 24 Июля 2023, 05:21 #

    Уважаемый Александр Александрович, большинство из нас не единожды попадали в похожие ситуации, походя «причиняя добро» неизвестным вопрошающим, и давая им повод считать, что мы им что-то должны, причем в любое время, в неограниченном количестве, да ещё и бесплатно... (smoke) 
    Что поделать — и через это тоже нужно пройти, чтобы сформировать собственный иммунитет на таких «толькоспросителей» и научиться отказывать, или попросту игнорировать просьбы дать что-то только посмотреть для образца.

    +15
    • 24 Июля 2023, 11:05 #

      Уважаемый Иван Николаевич, здравствуйте! Благодарю Вас за интерес к моей публикации! Коллеги совершенно правильно отметили, никто нас бесплатно не лечит, не кормит, не греет и даже не хоронит. И вряд ли представители других многочисленных профессий испытывают по этому поводу муки совести.

      +7
  • 24 Июля 2023, 05:46 #

    Уважаемый Александр Александрович, Вы подняли очень интересную тему и каждый из нас может достаточно много и долго рассказать о наболевшем и здесь дело, наверное не в профессии, просто наше хорошее воспитание и объективное понимание профессионального вопроса, за решение которого как то неловко брать деньги, даже совсем небольшие позволяют людям делать неверные выводы и грубо говоря садиться на шею. 

    P.S. может не зря и стоит ограничение 600 рублей на документы? Ведь это же Ваш труд и Ваши знания, которые не с неба упали, а заработаны годами, ценою ошибок, бессонных ночей :?

    +12
    • 24 Июля 2023, 08:03 #


      просто наше хорошее воспитание и объективное понимание профессионального вопроса Уважаемая Ксения Евгеньевна, не обижайтесь, но я бы назвал это недальновидностью и явно не умным поступком.

      Ладно, когда так поступает студент юрфака, но когда речь идёт о взрослом человеке?! 

      Считаю, что от таких поступков юридическому сообществу наносится гораздо больший вред, чем от всего произвола госорганов, всех вместе взятых.

      А причина — неразвитые т.н. «мягкие навыки», в т.ч. в области психологии и маркетинга. 

      Нам всем нужно быть гораздо более прокачанным в этом направлении, ибо пилим сук, на котором сидим.

      +10
      • 24 Июля 2023, 08:22 #

        Уважаемый Андрей Владимирович, в Вашем ответе есть рациональное зерно и мне бесконечно импонирует Ваша манера называть вещи своими именами, однако посыпать главу пеплом коллеге в данном случае мы не должны, потому как на эти грабли наступали все и исключительно из христианских побуждений.

        +8
        • 24 Июля 2023, 08:38 #

          Уважаемая Ксения Евгеньевна, автор публикации Александр Александрович, на мой взгляд, прекрасный специалист в области уголовного права и процесса, это видно даже мне, цивилисту.

          Я думаю, он  уже сам себе везде посыпал:)

          Дело не в том, что мы все (или не все) совершаем эти ошибки и дело не в наших побуждениях. 

          Дело в том, что это нельзя оправдывать и надо жесточайше клеймить.

          Это вода, которая точит камень фундамента любого частно практикующего юриста или адвоката.

          +10
      • 24 Июля 2023, 11:23 #

        Уважаемый Андрей Владимирович,
        ибо пилим сук, на котором сидим.Совершенно справедливо!

        +4
    • 24 Июля 2023, 11:09 #

      Уважаемая Ксения Евгеньевна, здравствуйте! Спасибо Вам за интерес к публикации и за отзыв! О том, как клиент умеет «садиться на шею» можно написать отдельную монографию:D Здесь также превалирует иллюзия того, что адвокат — это очень сочувствующий человек, а сочувствовать он может и за гораздо меньшие деньги, или вообще бесплатно.

      +7
  • 24 Июля 2023, 06:37 #

    Уважаемый Александр Александрович, выход из дома начинается с оплаты за проезд: машина, такси, метро, автобус и т.д. Магазин — оплата, Платная медицина — оплата, хотя бесплатная — тоже. При наборе услуг  могут дать скидку. Бесплатно  могут проконсультировать и даже угостить чаем с бубликом в бесплатных юрконсультациях, после которых надо будет посещать уже платных адвокатов и юристов, которые будут возвращать всё бесплатное, которое встало в разы дороже платных.

    +15
  • 24 Июля 2023, 07:57 #

    Уважаемый Александр Александрович, да, вы правы.

    Этому халявщику не стоило помогать, нельзя было отсылать ему документ.

    Если бы у этого человека была совесть, он бы все равно постфактум вам на карту (которая, скорее всего, привязана к номеру телефона) скинул бы денег. 

    Дорога в ад вымощена благими намерениями.

    +14
    • 24 Июля 2023, 11:21 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, здравствуйте! Я благодарен Вам за интерес к моей статье и за отзыв! 
      Этому халявщику не стоило помогать, нельзя было отсылать ему документ.Конечно не стоило, но был праздник, хорошее настроение, как-то накатило пойти навстречу.

      +6
  • 24 Июля 2023, 09:29 #

    Уважаемый Александр Александрович, дело не в непрофессионализме, а в непонимании того, о чем еще писал О`Генри — благотворительность, поставленная на коммерческие рельсы способна принести немалый доход;) Кстати, это правило, правда, в извращенном виде, с нарушениями всех представлений о допустимом, используют разные околоюридические мошенники. 
    Мы же, как люди творческие и высоконравственные, можем поставить перед потенциальным клиентом дилемму — использовать нашу бесплатную рекомендацию самому, или, после того, как станет понятно, что, даже, почитав учебник по физике синхрофазотрон сделать самому не получится, обратиться к специалисту, который специализируется на этом вопросе:)

    +7
    • 24 Июля 2023, 11:34 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич, приветствую! (handshake) В данном случае псевдоклиенту просто было достаточно в готовое уравнение вставить свои переменные, и вопрос показался мне мелким. А с Вашими тезисами о высоком КПД благотворительности в нужных случаях я согласен полностью, при консультации даешь клиенту «рецепт» и ставишь перед выбором: делайте сами или я помогу. Так что понимание-то есть, просто вот в данной ситуации как-то сглупил:)

      +6
  • 24 Июля 2023, 09:31 #

    Уважаемый Александр Александрович, так халявщиков и среди нашего брата-адвоката полно. Вот, например, один из недавних диалогов в личных сообщениях-


    16 Января 2023
     
    Здравствуйте, Александр Витальевич. В моей практике предстоит первый суд с участием присяжных, хотел приобрести Вашу книгу в эл. варианте, как это сделать?14:32
     
    Уважаемый Сергей Васильевич, дайте свой электронный адрес, я Вам пришлю.15:25
     
    18 Января 2023
     
    Здравствуйте, Александр Витальевич. Благодарю Вас за ответ. Мой адрес: s.mikulov@yandex.ru18:06
     
    Уважаемый Сергей Васильевич, выслал18:12

    Ну ладно, предположим человеку жалко тех 5-10 рублей которые стоит книга на любой из электронных площадок (я предоставил ее для публикации всем желающим без каких либо ограничений), предположим что человеку жалко потратить пять минут времени на поиск бесплатных вариантов книги (в сети эту книжку и бесплатно найти можно). Но хотя -бы сказать спасибо за полученную книжку вполне можно было. Но нет, господин халявщик либо сильно занят, либо сильно горд для того, что бы опускаться до каких-то благодарностей. 

    Впрочем, несмотря на таких вот персонажей все равно стараюсь относится к коллегам максимально деликатно и в помощи при наличии возможности- не отказываю.

    +10
  • 24 Июля 2023, 10:59 #

    Уважаемый Александр Александрович, в моей практике тоже случаются подобные ситуации.
    В одно воскресное утро мне  звонит дама , с  целью решить ее финансовые  проблемы (речь идет о сотнях тысяч рублей 8-|) 
    Диалог :
    -Здравствуйте! Извините, что звоню  в воскресенье, побеспокоила .  Мне дали ваш номер телефона. У Вас как первая  консультация бесплатно?
    - Здравствуйте. Консультация проводится на платной основе. 
    - Мне просто нужно узнать, сможете Вы мне помочь или нет? Идти мне к Вам или нет? 
    -  Пожалуйста, запись на понедельник (время), возьмите документы , консультация платная.
    - Но мне же только спросить… у меня документы у юриста.
    -  При всем уважении!  Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо время.  Изучить ваши документы -время. Задать дополнительные вопросы -время.
    - Все, спасибо.
    -До свидания.

    P.S.  Моя работа для меня не является хобби, следовательно я не работаю бесплатно!

    +14
    • 24 Июля 2023, 11:53 #

      Уважаемая Ирина Викторовна, здравствуйте! Всё именно так...
      Если человек не понимает, что каждая ситуация уникальна, что юристу нужно найти уникальный рецепт к решению не менее уникальной проблемы, пусть он идет к псевдоюристам, у них на все вопросы ответы есть. Таких и не жалко, и хорошо, что такой клиент «не состоялся» как таковой:)

      +7
      • 26 Июля 2023, 08:32 #

        Уважаемый Александр Александрович, здравствуйте ! Полностью согласна с Вами. Я для себя уже определила, что если человеку реально нужна юридическая помощь, он приходит на консультацию и есть понимание того, что труд юриста должен быть оплачен и что  нужно разбираться в каждой ситуации индивидуально и искать «подходящий ключ» .:)

        +3
    • 24 Июля 2023, 17:28 #

      Уважаемая Ирина Викторовна, Как мне один раз заявил потерпевший от работодателя(вопрос по увольнению). Говорю:
      — на словах по таким вопросам не консультирую, пришлете запрашиваемые документы — помогу.
      — конечно, пришлю.
      — Но консультация будет платной. Если продолжим работать, вычту её стоимость из договора по оказанию помощи в суде.
      — спасибо, если платно, то я и сам знаю.)))

      +9
  • 24 Июля 2023, 12:33 #

    Уважаемый Александр Александрович, знаете, не вижу никакого «греха в альтруизме». И тут, ну как всегда, есть две стороны одной медали.
    Альтруизм вообще-то возникает ещё до появления человека на земле. Любому сообществу живых существ необходимо так или иначе взаимодействовать — это и является основой альтруизма. Несложные математические модели показывают, что альтруизм выгоден. Скажем: живая скотинка может обследовать площадь в 3 км.кв. в поисках пищи. Две живых скотинки обследуют 6 кв.км. Три — 9 кв.км. и т.д. Если только одна найдёт пищу и не известит остальных, то всё сообщество, а потом и весь их вид проиграет конкуренцию тем, которые извещают. Ведь, пищевой ресурс может быть по факту больше, чем можно освоить за раз. Да и размножаться надо, а для этого надо кушать, и не факт, что именно твои детки будут самыми передовыми… И вот чайка нашла рыбу на пляже и кричит, чтобы позвать других чаек. Прилетают другие, они дерутся. И, кажется, чайка зря позвала товарок. Ан нет. Те, кто не зовёт быстрее вымирают. 
    Понятно, что люди не чайки должны бы взаимодействовать ещё эффективнее.
    Адвокаты живут в правовом поле. По факту — это тот же пищевой ресурс, точнее. возможности доступа к нему. И вот, кто-то на уровне законов запрещает принимать корабли, страховать их, перевозить зерно, а потом с высоких трибун кричит, мол «это Россия сорвала зерновую сделку». Но всем понятно, что и законы глупые, и обман тут в виде попыток извлечь прибыль, и уже научились обходить эти глупые законы.
    Очевидна потребность двигать товары, услуги, работы… Очевидно, что любой блок или запрет вызывает обращение к юриспруденции и попытки обхода, либо просто поиск полезных сценариев.
    На фоне всего этого спокойно помогаю людям, передаю их другим коллегам, не жалею тратить время на это… Но! Обязательно говорю, что «адвокатская деятельность в принципе некоммерческая, потому и помогаю, когда могу. Жаль, что не всегда могу это делать бесплатно. Вы же понимаете, зарабатывать тоже надо. Потому пределы моей бескорыстности ограничены.». Пусть люди знают и не забывают.

    +12
    • 24 Июля 2023, 12:53 #

      Уважаемый Владислав Александрович, спасибо Вам за высказанную точку зрения!(handshake) Если Вы можете себе позволить помогать бескорыстно, то почему бы и нет? Но как определить критерии, кому помочь бесплатно, а кому нет? Вот помогли Вы одному человеку, а он про Вас такому же бедолаге рассказал, он также пытается обратиться к Вам за бесплатной помощью, но подпадает под категорию: «Вы же понимаете, зарабатывать тоже надо, пределы моей бескорыстности ограничены». И здесь возникает сложный этический момент… Вот этот мне понравился клиент, а тот нет… Сложно всё и неоднозначно…

      +7
    • 24 Июля 2023, 17:19 #

      ДОРОГОЙ коллега Владислав Александрович!

      «передаю их другим коллегам»
      (ОВАЦИИ, БУРНЫЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ!!!)

      +3
  • 24 Июля 2023, 14:29 #

    Уважаемый Александр Александрович, однажды я победила собственную страсть к бесплатному «причинению добра» и прочей профессиональной безвозмездности. Победа над собой далась достаточно легко, всего-то нужно было начать вести учет доходов и расходов от своей адвокатской деятельности. Регулярно вношу в свой финансовый блокнот все суммы полученных доходов и понесенных расходов. И что я хочу сказать, быть адвокатом достаточно дорого, поэтому «безвозмездно» что-то делать у меня нет возможности. Мои знания, навыки и уделенное чужой проблеме время, должны быть оплачены.

    +12
    • 24 Июля 2023, 14:37 #

      Уважаемая Софья Ароновна, здравствуйте! Спасибо Вам за интерес к публикации! Я вообще полностью солидарен с Вашим тезисом, который Вы озвучили на прошлогодней апрельской конференции, о необходимости устанавливать для себя какую-то нижнюю планку дохода, это действительно  очень хорошо работает. Доходы действительно можно и нужно планировать.

      +7
    • 24 Июля 2023, 17:22 #

      ДОРОГАЯ коллега Софья Ароновна!

      «Бесплатный труд — это рабский труд»
      (кажется, Карл Маркс).

      P.S. Хотя бывают исключения.
      Скажем в отношении пришельцев, вдов и сирот
      (если не ошибаюсь — неоднократно повторялось у Пророка Исайи и у Иисуса Христа).

      +5
  • 24 Июля 2023, 15:03 #

    Поддерживаю автора в том, что халявщиков нужно «отшивать». Некоторых помечаю в телефоне таким словом.  Но вспомните себя, когда Вы оказывались некомпетентными в какой-то сфере и просили совет,  удивлялись, что он был бесплатным. Если совет оказывался полезным, то впоследствии Вы с большим уверенностью пойдете к тому же специалисту. Могу ошибаться по отношению к крупным городам.
    Много раз ловил себя на том, что по телефону подсказываю незнакомым мне людям простые юридические действия для решения их проблемы. Замечаю, что большая часть их возвращается для платной консультации или для заключения полноценного соглашения.

    Вывод. Документ — бесплатно. Вот повторный звонок — захватываем клиента и предлагаем очную встречу и переводим разговор в коммерческое русло. Сами, не дожидаясь предложения оплаты.

    +8
    • 24 Июля 2023, 15:13 #

      Уважаемый Владимир Юрьевич, здравствуйте! Спасибо за отзыв к публикации!(handshake)
      Вывод. Документ — бесплатно. Вот повторный звонок — захватываем клиента и предлагаем очную встречу и переводим разговор в коммерческое русло. Сами, не дожидаясь предложения оплатыНаверное, можно было попробовать поступить и так, но в данном случае сам тон (если так можно высказаться про письменное сообщения) поставленных вопросов, заставил меня интуитивно заблокировать этот контакт, не было там ни намека на взаимовыгодное сотрудничество.

      +2
    • 25 Июля 2023, 10:55 #

      ДОРОГОЙ коллега Владимир Юрьевич!

      Это всё дискуссионная тема.
      Опасность состоит ещё и в том, что при устной дистанционной консультации
      гражданин часто слышит не то, что ему говорит профессионал, а то, что ему хочется. Такова уж человеческая природа...
      При письменной — совсем другое дело.
      Есть ещё один вариант — предложить вкратце (и желательно в хронологии) изложить письменно фабулу дела, свои пожелания, — и выслать на ящик адвоката.
      О! А тут далеко не все на это идут.
      Но и здесь имеется подводный камень.
      Иногда, очень редко, и как правило не к начинающим адвокатам, -
      гражданин обращается специально. Чтобы потом заявить в суде о невозможности участия адвоката в качестве защитника/представителя своего процессуального противника.
      Но это очень редкие случаи. И для этого гражданин должен знать о намерении своего оппонента обратиться именно к конкретному адвокату за квалюрпомощью.

      0
  • 24 Июля 2023, 15:32 #

    Уважаемый Александр Александрович, баланс «добра» и «зла» надо устанавливать и брать за него на себя ответственность. Для себя я его установил. 

    Цены у меня высокие и будут повышаться беспощадно и без комментариев. Здесь я злой(devil)

    При этом всегда готов ответить бесплатно на простые вопросы, не требующие подготовки (изучения материалов или законодательства), о чем прямо указал в разделе «Услуги» на своей странице. Здесь я добрый(angel)

    Такое небольшое добро не обременительно(hi)

    +10
    • 24 Июля 2023, 16:01 #

      Уважаемый Олег Витальевич, приветствую! Дай Вам волю, Вы всех бабушек через дорогу переведете!:D  Может оно и правильно в чем-то, но вот совсем просто так — так наверное редко бывает. Многие профессионалы ведут блоги с ответами на простые вопросы, некоторые коллегии устраивают дни бесплатной юридической помощи, но здесь видимо присутствуют элементы саморекламы. Благодарю за интерес к публикации!(handshake)

      +4
      • 24 Июля 2023, 16:20 #

        Уважаемый Александр Александрович, саморекламы в моем случае нет, потому что (опять же в моем случае) замечено, что эти две категории людей не пересекаются. Люди, звонящие с простыми вопросами, в категорию платных клиентов не переходят (ну, разве что иногда копеечку кинут на карту из благодарности). То есть, это чистой воды благотворительность и развлечение:)

        +5
  • 24 Июля 2023, 17:32 #

    ДОРОГОЙ коллега Сан Саныч!

    Если кратко:
    NON NOCERE (до нас же в Древнем Риме, и не только там, жили умные люди).
    И в первую очередь — самому себе (этому меня научили на повышении квалификации АП города Москвы).

    P.S. Хотя, конечно, бывают исключения из правил (об этом я написАл коллеге Софье Ароновне выше).
    А вообще в таких случаях я лично поступаю одним из двух способов:
    либо предлагаю приехать на консультацию (с размером гонорара ХХ.ХХХ за 1 час);
    либо предлагаю обратиться к коллеге (как об этом написАл выше коллега Владислав Саныч).

    +3
    • 24 Июля 2023, 17:41 #

      Уважаемый Юрий Борисович, здравствуйте! Спасибо Вам за интерес к моей публикации и за комментарий!(handshake) Совершенно правильно Вы отметили, нужно было просто переадресовать этого человека к свободному коллеге.

      +3
  • 25 Июля 2023, 14:26 #

    Уважаемый Александр Александрович, это еще хорошо отделались, а то могла быть жалоба в Палату или гражданский иск :D А доказать фактическое оказание юридической помощи, выразившейся в отправлении проекта претензии, вполне возможно. Особенно в наших судах.

    +4
    • 25 Июля 2023, 15:48 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, здравствуйте! спасибо, что прочли публикацию! В данном случае я в отношении DNS защищал свои собственные права, и права малолетнего сына, поэтому здесь я просто гражданин, никому юрпомощи не оказывал. Вот тут эта история…

      +1
  • 25 Июля 2023, 16:04 #

    Уважаемый Александр Александрович, 23 июля прочитал Вашу публикацию, вспомнил свои случаи, подумал, что я уже себя приучил не работать бесплатно, в последнее время даже, вроде, научился говорить — «нет». К тому же, очень заинтересовал комментарий Уважаемого Ермоленко Андрея Владимировича о «мягких навыках», даже погрузился в эту тему. Теперь подбираю необходимую литературу для изучения.
    И на следующий день заявляется человек — «я только спросить», по поводу как бы получить от почти бывшего работодателя документы связанные с работой. Ну, думаю, вопрос максимально простой — объяснил на пальцах.
    Он: «Может поможете мне всё это написать, а я в долгу не останусь».
    Написал пару соответствующих абзацев, оформил красиво, направил ему с тем умыслом, что он же в долгу не останется, тем более за язык не тянул его, спросит сколько он должен и переведет названную сумму.
    В итоге, после этого он мне ещё позвонил вечером раза 3 с уточняющими вопросами, а я из интереса ждал его вопрос о стоимости, но последняя фраза его была такая: «Спасибо! Спасибо огромное!...Я в долгу не останусь».
    Вот теперь сижу и думаю, как понимать эту фразу? (rofl)

    +6
    • 25 Июля 2023, 16:15 #

      Уважаемый Станислав Георгиевич, здравствуйте!  Мне что-то подсказывает, что он действительно не остался в долгу, т.к. считает, что не должен ничего… Это я тоже проходил, когда на 5 тыров проконсультируешь, пришлешь проект чего-то, и тут человек просто остается благодарен

      +2
    • 25 Июля 2023, 22:51 #

      Уважаемый Станислав Георгиевич, 

      но последняя фраза его была такая: «Спасибо! Спасибо огромное!.. Я в долгу не останусь».
      Вот теперь сижу и думаю, как понимать эту фразу? (rofl)
      Понимать надо следующим образом — кому должен, всем прощаю(rofl)

      +3
  • 25 Июля 2023, 16:05 #

    Уважаемые коллеги! Я просто предположить не мог, что затронутая тема найдет у вас такой живой отклик… Я благодарен всем за суждения относительно моей публикации, очень много интересного я увидел в них. Но все-таки, будем или не будем мы помогать бесплатно? Я не берусь сейчас обсуждать ситуации, когда Вы помогаете, если человек вызывает Вашу искреннюю симпатию (наверное у каждого адвоката это было, и дай Бог будет), но вот именно, когда человек из другого города и Вам чужой...?

    +1
    • 25 Июля 2023, 16:46 #

      Уважаемый Александр Александрович, 
      будем мы помогать бесплатно?да поднимется подобный вопрос в сообществе предпринимателей(giggle)

      я как-то пытался для себя обосновать самую минимальную стоимость часа работы и рабочего дня 8-часового.

      Вот, что из этого вышло:
      1 час работы компьютера = 200 ВТ (0,2 кВТ) = 5 руб.
      1 распечатанный лист = 25 руб.

      Обучение (при условии, если обучение было платным, если бюджет, то расходы равняются на быт, существование):

      200 000/год. 200 тыс * 5 лет = 1 млн.

      1 млн./60 мес. = 16 тыс/мес.

      16 тыс/30 дней = 533 руб/день

      Инфляция: 1 млн * 16% = 1,6 млн = 15 руб/день

      Итог: Обучение (533 +15) + час ПК (5) + 1 лист (25) = 578 руб. (необлагаемая налогом)

      МРОТ север (при условии работы в РКС: 16 242 руб (2023г.) * 2.3 (Север) = 37 356-13%= 32 500.

      32 500/21 рабочий день = 1548

      1548+578=2 126. Округление = 2 200 за 8 часов работы

      2200/8=275 час

      275 + (стаж и опыт) примерно 30% = 357 в час – 25 лист = 332 чистыми в час (+ по 25 за лист)

      332 час * 8 час = 2656 за день работы.

      Где-то может быть ошибка, скорее всего в расчете инфляции, но суть от этого не особо меняется. И это старт стоимости.

      +2
      • 25 Июля 2023, 18:00 #

        Уважаемый Станислав Георгиевич, очень много ошибок. И не в Вашу пользу. Стоимость того самого компьютера, на работу которого Вы рассчитали расход электроэнергии, цену профессиональных программ, налоги, взносы, оплату PRO на Праволрубе и участия в его конференциях… И этот список можно продолжать и продолжать. Согласны?

        +2
        • 25 Июля 2023, 20:42 #

          Уважаемый Андрей Владимирович,  конечно согласен, я же уточнил, что это самый минимум, самый старт. К тому, что «бесплатные консультации» вообще не могут быть оправданы.

          +2
      • 25 Июля 2023, 22:54 #

        Уважаемый Станислав Георгиевич, плата за один день работы, должна быть выше минимум в четыре раза от заявленных 2 656.

        +3
      • 26 Июля 2023, 22:52 #

        Уважаемый Станислав Георгиевич, я стоимость одного дня своей работы считаю от 10 тыров, это если рядом с домом. Физически невозможно (для меня) качественно работать более, чем по 4-5 делам. Я от этого принципа не отхожу ни на йоту. Можно, как подработку, взять какое-то разовое поручение, но не более того.

        +1
  • 25 Июля 2023, 18:05 #

    Уважаемый Александр Александрович, со всем согласен, но один аспект остался неохваченным. Мы ценим время и наши знания, без которых не можем оказывать квалифицированную юридическую помощь, но забываем про ответственность за свои консультации. Первый, к кому попрошайка придёт в случае неправильной реализации подсказки, это Вы.
    А оно нам нужно, слушать или читать от других граждан, как поверхностно и неверно мы советовали, хоть и бесплатно, разрешать юридические вопросы? Так что, если помогать, то за деньги, полно и ответственно!

    +3
    • 26 Июля 2023, 22:54 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, здравствуйте! Вы совершенно правы! Не стоит рисковать даже так, ведь в случае чего не факт, что квалификационная комиссия встанет на мою сторону.

      +2
  • 26 Июля 2023, 08:23 #

    Уважаемый Александр Александрович, яркий пример " не хочешь получить зла — не делай добра". Перефразируя этот пример получаем: «хочешь помереть с голоду — исполняй работу бесплатно».

    Также вспоминается роль Георгия Вицина и его слова в диалоге при погоне двух персонажей за стульями:

    — Утром деньги, вечером стулья. Вечером деньги, утром стулья.

    — А можно наоборот — утром стулья, вечером деньги?

    — Можно. Но деньги вперёд!

    +3
  • 26 Июля 2023, 10:41 #

    Уважаемый Александр Александрович, добро должно быть!, в ежовых рукавицах.

    +1
  • 29 Июля 2023, 21:07 #

    Уважаемый Александр Александрович, я около часа потратила на одного умника с Праворуба прочитавшего мою публикацию  Праворуб: Как адвокаты в Челябинске добились возбуждения уголовного дела .... Я объяснил ему коротко что изучать его дело я безвозмездно не собираюсь и вопрос, стоит ли писать жалобу аж в ГЕНЕРАЛЬНУ ПРОКУРАТУРУ (при проигранном и просуженном до ВС гражданском деле) это вопрос риторический. Еще час моего времени он отнял пытаясь убедить меня что мне должно быть интересно его дело хотя я прямо указал ему стоимость моего часа работы который я фактически потратил на переписку с ним.  И вишенкой на торте стало его сообщение спустя неделю о том что он ценит мою честность и прямоту и обратится ко мне обязательно после того как поработает с девочкой юристкой которая готова взяться за дело исключительно за процент в случае успеха. Внимание вопрос? Как вы можете охарактеризовать указанного гражданина?  В каком направлении ему стоит направиться и направить свои усилия?

    +1

Да 89 89

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «К вопросу об «адвокатской доброте»» 5 звезд из 5 на основе 89 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации