О знакомстве с юной доверительницей и ее благополучном возвращении из приюта в семью, я рассказывала в публикации Тетива. Возвращение ребенка в семью. Установление опеки над несовершеннолетним
Дети не являются собственностью родителей, усыновителей или опекунов. Они живые, у них есть душа и их нельзя просто и безболезненно переместить из одной семьи в другую, как в арифметической задаче для начальной школы, где из пункта А пункт Б по прямому одноколейному пути определенной протяженности, без происшествий и остановок двигается поезд с неизменной скоростью и нужно всего лишь вычислить время, требуемое поезду для прохождения всего маршрута.
Да и в судебных актах по делам о лишении родительских прав, либо восстановлении в родительских правах указаны сухие фразы об «интересах и законных правах несовершеннолетнего», а то что чувствует ребенок и как он проживает свою трагедию на сложном жизненном маршруте из семьи в семью, нигде не описывается. Мне это показалось несправедливым. Поэтому во второй части – глазами ребенка.
Точка бифуркации
Спустя год после установления опеки над Соней, ее мама, прожившая несколько лет в одном из сельских поселений Ростовской области, сумела вернуться. Сильная женщина на самом деле, сумевшая пережить предательство мужа, бросившего ее в съемном жилье с маленьким ребенком и сбежавшего в другую страну с новой и упругой женой.
Тысячи женщин проходят похожий путь – оставшись с ребенком на руках, без собственного жилья и особых средств к существованию, пытаются выбраться из депрессии и нищеты, работают на трех работах, стараясь заработать лишнюю копейку, чтобы обеспечить себя и ребенка необходимым минимумом. Выживают, вгрызаясь в жизнь и уезжая на заработки, пытаясь накопить на первый ипотечный взнос, оставляя детей на попечение бабушек или иных родственников, способных позаботиться о чужом ребенке, пока мать тратит годы жизни и пытается преодолеть непреодолимое своим честным трудом.
У Сони не было бабушек, так получилось. Родственников способных о ней позаботиться в тот период времени также не было рядом. И как быть, если есть возможность зарабатывать, пусть и нелегким физическим трудом, но в собственном фермерском хозяйстве, выращивая на продажу овощи, но ребенка с собой не взять и оставить не с кем?
Выход показался простым и понятным. У Сони уже была няня, которая присматривала за ней пару лет, пока мама с утра до ночи работала на трех работах. С этой же няней и договорились о полном пансионе для ребенка за вполне достойную оплату.
Сначала все было очень даже неплохо, а потом у няни созрел адский план – взять Соню под опеку. План это оказался достаточно прост в реализации, мама не особо владела письменной русской речью (с устной, кстати, тоже было не очень) и безгранично доверяла няне. А как иначе, если доверяешь человеку свое самое дорогое, пусть и платишь за услугу присмотра за ребенком с полным пансионом?
Чем руководствовалась няня в своих действиях уже не узнать, то ли опекунские выплаты и льготы вскружили голову, то ли привязалась к ребенку настолько сильно, что посчитала мать лишним звеном в этой семейной цепи, но факт остается фактом – объяснив маме, что ей, как няне, не достаточно полномочий при сопровождении ребенка в поликлинику, да и в школу уже вот-вот Соне надо идти, посетили совместно органы опеки и попечительства, где мама проставила свою подпись под отказом от ребенка.
А дальше закрутилась государственная машина, которую не так-то просто остановить. Няне установили предварительную (временную) опеку над Соней, а вот с постоянной опекой не вышло, из справки от психиатра-нарколога, в виде диагностированного алкоголизма, внезапно вылезло нянино прошлое. Расчет оказался небезупречным. Соню забрали в приют.
После этого в жизни Сони было еще много приютов и приемных семей, ни одна из которых по различным причинам не смогла или не захотела установить постоянную опеку на ней. Все это время няня была крайне настойчива, прошла обследование, какое-то время наблюдалась у психиатра-нарколога и добилась снятия диагноза из прошлого.
Соня как раз в очередной раз оказалась в приюте и была рада тому обстоятельству, что няня о ней не забыла и все же забрала в семью, в которой к тому времени было уже трое опекаемых детей. Спустя четыре года няня-опекун умерла. То ли возмездие настигло, то ли срок вышел, то ли точку бифуркации не прошла.
Восстановление в родительских правах
Оценив все обстоятельства дела и определив стратегию для успешного восстановления в родительских правах, мы приступили к ее реализации, используя правила действий с отрицательными числами, и из нескольких имеющихся минусов, получили вполне устойчивые плюсы.
Это позволило показать суду весь тот трудный путь, который пришлось пройти матери для того чтобы восстановиться в родительских правах и устойчивость ее намерений, подтвержденную фактическими действиями и документальными доказательствами.
Подготовка к судебному процессу по восстановлению в родительских правах заняла чуть больше года и вот как из минусов мы сделали плюсы:
1. Отсутствие паспорта гражданина РФ. В 2015 году у матери был изъят паспорт, как выданный в нарушение действующего законодательства. В судебном порядке был установлен факт проживания матери на территории Российской Федерации с 1999 по 2018 год. Мать была документирована новым паспортом и это открывало остальные двери, а также в последующем позволило оправдать бездействие по не обращению в суд за восстановлением в родительских правах с 2013 по 2019 год.
2. Отсутствие собственного жилья. Имея на руках паспорт, официальный доход и денежные средства на первоначальный взнос, был оформлен ипотечный кредит на трехкомнатную квартиру в спальном районе. В квартире был сделан ремонт, одна из комнат была полностью оборудована для проживания ребенка, что было отмечено органом опеки и попечительства в Акте обследования жилищно-бытовых условий, как положительный момент для восстановления в родительских правах.
3. Отсутствие контакта с ребенком. Здесь было сложно, со стороны Сони были вполне обоснованные обиды, укрепляемые языковым барьером. Имеющийся конфликт нужно было проговорить, но как это сделать, если один говорит по-русски, а второй на каком-то другом языке. На помощь пришла диаспора, они сумели организоваться и поговорить, переводя в обе стороны, важное и нужное, и даже сумели донести какие-то вещи, которые в подобных ситуациях люди говорят друг другу приватно.
В переговорах Соня вела себя, как заправский шантажист, не желая прощать предательство матери и отказываясь верить в истинную роль и намерения няни, которая представлялась ей ангелом, посвятившим свою жизнь спасению чужих деток.
Процесс усвоения новых ориентиров занял несколько месяцев, понемногу Соня с матерью начали общаться. На русском. Языковой барьер пришлось преодолевать маме, Соня помогала, учила мать русскому языку, поставив условие – «хочешь со мной общаться, говори на русском». А маме что делать? Пришлось учить язык. В конце концов это ее незнание языка замешанное на чужом злом умысле, привело к подписанию отказа от ребенка.
Не без труда, но эмоциональный контакт между матерью и дочерью был налажен, отношения начали выстраиваться, пусть на тот момент они были больше партнерскими, нежели связка «родитель-ребенок». Но это дело времени и доверия, и при обоюдном желании вполне преодолимо. В любом случае, взвешенное и обдуманное согласие Сони на восстановление матери в родительских правах у нас было.
На данном этапе мы посчитали подготовку к процессу оконченной, и руководствуясь положениями ст. 70 СК РФ и ст. 72 СК РФ, зашли в суд с исковыми требованиями о восстановлении в родительских правах.
Суд изучив обстоятельства дела, представленные нами документальные доказательства, опросил Соню, подтвердившую свое намерение жить с матерью, выслушал позицию прокурора и органа опеки и попечительства, установил существенное изменение образа жизни матери и удовлетворил наши исковые требования о восстановлении в родительских правах в полном объеме.
***
С уважением, адвокат С.А. Матлис, г. Ростов-на-Дону.
Реестровый № 61/4813.
+79185401580


Уважаемая Софья Ароновна, я и не ожидал другого результата. Поздравляю! Семейные дела — особая категория дел. Многие адвокаты именно поэтому не берутся за подобные дела. Вы, как ангел-хранитель.
Уважаемый Игорь Иванович, в нашей работе случаются разные результаты, бывает по закону, бывает по совести, бывает просто мимо всего обозначенного.
Эмоционально в этом деле даже для меня было сложно, хотя я не особо эмоциональный и достаточно закрытый человек. Наверное, потому всё и получилось так как надо, профессионализм возобладал над состраданием и не давал отвлечься от цели.
Уважаемый Игорь Иванович, прямо с языка сняли — «ангел-хранитель»!!! Софья Ароновна, как всегда на высоте!!!
Уважаемая Софья Ароновна, тронут историей и счастливым её окончанием. Вы все три части держали меня в напряжении в ожидании трагичного завершения. Рад ошибке в своих прогнозах!
Вами красиво и душевно изложена обыкновенно-необыкновенная жизненная ситуация!
Уважаемый Андрей Владимирович, благодарю за внимание к публикации, но всё же считаю завершение этого дела не счастливым окончанием, а хорошо сделанной работой, которая помогла девочке не оказаться в очередном приюте.
Но там такие травмы остались у нее, что психотерапевту не на один год работы хватит. Сильно поломало психику, хотя девчонка очень целеустремленная и стала выживальшицей поневоле, но очень хочется, чтобы устояла и не скатилась вникуда.
Уважаемая Софья Ароновна, Ваша история трогает до глубины души своим драматизмом, есть пара моментов внутреннего протеста с позицией матери к той матери, однако единой морали нет, а вот Ваша работа вызывает только чувство глубокого уважения и желание подражания мастерству. Спасибо за практику и эстетическое удовольствие от прочтения!
P.S. как и предыдущие части читала уже поздно ночью, умылась слезами, не смогла уснуть от появившихся мыслей/воспоминаний и пошла стряпать блины во 2 ч. ночи:) Вроде слова в русском языке едины, а вот комбинацию из них делать да так, чтобы вытаскивать все незакрытые гештальты с вектором на профессию можете только Вы, спасибо.
Уважаемая Ксения Евгеньевна, душа моя, Вы очень тонко чувствующий человек. И вам нет никакой необходимости кому бы то ни было подражать, Вы сама мастер, но пока находитесь в начале пути. В апреле на конференции я вам кое-что объясню, если уделите мне десять минут своего внимания (F)
Уважаемая Софья Ароновна, я теперь вообще не усну до апреля:)Куда блины девать :)
Уважаемая Ксения Евгеньевна, до апреля надо спокойно спать, слушать себя и заменить блинное хобби на что-то менее калорийное:) Я вот вышиваю крестиком, сидишь себе иголочкой тык-тык делаешь, что-то навроде медитации получается:) найдите что-то свое, тот тык-тык, который поможет вам расслабиться:)
Уважаемая Софья Ароновна, значит мы коллеги по канве- вышиваю бисером и лентами :), не скажу что часто, так изредка, потому что то до 12 ночи пишем под диктовку про распад империи Карла Великого со старшим, то с младшим клеим зайчиков из листьев. Хотелось бы попробовать ковровую вышивку, но это планирую на январские выходные.
Уважаемая Ксения Евгеньевна, коты блины любят, некоторые, если их маслом смазать. Собаки так вообще влёт…
Уважаемый Владислав Александрович, если в сводке новостей увидите что в зооприюты кто-то поставил пару тонн свежих блинчиков за ночь- это была я:) А так, у меня мальчишки за один присест как взвод солдат едят, особенно после сельхоз работ на дачах.
Уважаемая Ксения Евгеньевна, :) ну тогда вот вам из наших земель традиционная сладкая подливка из растопленной халвы (у нас, правда, заранее воду заваривали приправами, типа гвоздики, имбиря, корицы.., потом остужали слегка и только потом халву заваривали).
Уважаемая Софья Ароновна, всё хорошо, что хорошо кончается, и я не сомневался, что с Вашей помощью и эта история закончится хорошо! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, итоговый результат, выраженный в судебном акте, отличный, здесь не поспоришь. И я себя постоянно убеждаю, что мы адвокаты, а не психологи. И вот у меня здесь, в этом самом деле, имеется диссонанс. Как адвокат я довольна, а как человек проживший всю эту историю вместе с девочкой — нет.
Уважаемая Софья Ароновна, ну знаете ли… — это грех уподоблять себя Богу! И вообще, есть такая песенка:
https://youtu.be/1NfFimkNHzg
Уважаемый Владислав Александрович, что сразу грех то? Может обычная психиатрия:)
грехопситрия!
Уважаемая Софья Ароновна, будем надеяться, что всё у них наладится.
Уважаемый Олег Юрьевич, знаете, я изучила достаточно много материалов о взаимоотношениях родителей и уже взрослых детей, сохранивших свои детские обиды, горечи и страдания. Единицы сохраняют общение с родителями во взрослом возрасте, есть вещи, которые сложно искренне простить.
Уважаемая Софья Ароновна, да, есть такое. Мы своих-то часто не можем долго простить.
Не каждый поймёт притчу о блудном сыне, только с переменой ролей.
Уважаемая Софья Ароновна, Вами проделана очень тонкая, кропотливая и огромная по своему объёму работа. В восхищении! Лучшего результата нельзя и пожелать. Кто бы взялся и как бы всё пошло в других руках? Вот он — человеческий фактор, значение правильного выбора своего представителя, адвоката! (Y)
Уважаемая Ольга Алексеевна, очень точно Вы подметили, огромный пласт работы по этому делу.
Мне хватило на три публикации и я могла бы написать ещё несколько по этому делу, но там совсем ничего нет о праве, в основном о психологии взаимоотношений и детских травмах.
А суду хватило трёх страниц не сильно убористого текста и даже моей фамилии, как защитника, в решении не указано.
В нашей работе много невидимого для посторонних глаз, в судебных актах всё сухо и чётко по делу. И хорошо, что есть Право руб, который позволяет через публикации, показать тот объем работы, который мы вытягиваем, стараясь улучшить уровень жизни наших доверителей.
Уважаемая Софья Ароновна, хорошо, что всё закончилось хорошо! Но как же это было сложно! Даже из описания Вами ситуации понятно, что препятствия были на каждом шагу и только Ваша упорная работа позволила их преодолеть. За девочку очень радостно, как никак, но это правильно, что она живет с мамой. Но очень интересна ее дальнейшая судьба, мне кажется, что она уже навсегда вырвана из общинного уклада диаспоры и попытается построить жизнь по своему.
Уважаемый Иван Андреевич, согласна с Вами абсолютно, девочке лучше с мамой и это, наверное, наилучший результат.
Мама там нормальная, но восточный менталитет никуда не деть, она даже разговаривать боится и впадает в ступор от необходимости выражать свои мысли через говорение ртом. Это для неё запредельная смелость. Но ребёнка своего действительно любит, была рада, когда диаспора разрешила ей вернуться и помогла со всеми вопросами.
А про Соню мне самой интересно, надеюсь узнать, как она. Федя звонил с месяц назад, обещал заехать с каким-то новым вопросом, но пока, видимо, некогда ему. Рассчитываю разжиться информацией из этого источника:)
Уважаемая Софья Ароновна, как всегда — блестящая работа и красивое, в Вашей неповторимой манере — изложение. Браво!
Уважаемый Сергей Валерьевич, благодарю:) Наша профессия позволяет привносить творчество и нестандартные подходы к ведению дела и зачастую это дает отличные результаты, главное всегда быть готовым к процессу и не предавать своего доверителя.
Судьи ведь тоже видят и чувствуют, когда ты рубишься за доверителя и помогаешь работой по делу принять правильное решение, а не просто зашел в процесс номер отбыть.