Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Завещанное племяннику наследство было сохранено, так как супруга наследодателя не доказала в суде, что является нетрудоспособной и имеет право на обязательную долю в наследстве.

Ещё одно судебное дело о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.

Правовая ситуация: Наследодатель оставил завещание племяннику.

Супруга наследодателя решила претендовать на обязательную долю в наследстве по завещанию (1/2 доли), утверждая, что являлась нетрудоспособной и по состоянию здоровья находилась на иждивении у мужа, ею был подан иск к племяннику о признании права собственности на 1/2 доли наследственного имущества.

Я представляла интересы ответчика – племянника, наследника по завещанию. Моё внимание, а впоследствии и внимание суда, было обращено на главное обстоятельство, имеющее юридическое значение по данному делу, и на само понятие "нетрудоспособности".

Необходимо было проверить наличие у истца хотя бы одного из двух критериев нетрудоспособности: возраст или заболевание. После ознакомления с делом вопрос о возрасте отпал – 52 года. Но количество медицинских документов было значительным, также я увидела документы об инвалидности, была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию с указанием срока. 

Однако срок инвалидности давно истёк и не был продлён, а значит можно было говорить об отсутствии инвалидности в принципе, формально. Итак, слабое место было обнаружено, а цель — намечена.  

Решение суда: Суд отказал в иске супруге, так как ответчику удалось доказать, что права на обязательную долю у истца нет.

Основные доводы ответчика: истец не является нетрудоспособной, так как она не достигла пенсионного возраста и не была признана инвалидом в установленном порядке. Суду были представлены сведения о трудоустройстве истца, о наличии у неё ранее автомобиля и доли дома, проданных перед подачей иска в суд, что разбило доводы истца о нахождении на иждивении у наследодателя, которые впрочем сами по себе не имели правового значения.

Также в дело было представлено решение суда об отказе истцу в иске по другому делу – по её же иску к племяннику о признании завещания недействительным (те же стороны), которое я использовала в качестве доказательства по преюдиции.  

Суд скрупулёзно исследовал понятие «нетрудоспособности» как в теории, так и по смыслу и букве закона, и установил отсутствие статуса нетрудоспособности у истца по формальным признакам, на момент открытия наследства. Это послужило основанием для не применения п. 1 ст. 1149 ГК РФ. Этим же решением были взысканы и расходы на услуги представителя ответчика в полной сумме.

Дело прошло кассационную инстанцию и решение устояло. Истцу ещё раз объяснили, что наличие заболеваний без признания гражданина инвалидом с ограничением способностей к трудовой деятельности не является критерием нетрудоспособности.

Итоги работы: Мой доверитель – племянник наследодателя сохранил всё наследственное имущество, полученное по завещанию.

 

 С уважением, юрист Шилова Ольга Алексеевна. г. Иваново. 

Титульное изображение предоставлено freepik 

27.10.2022
17
23
2
Автор публикации
Россия, Ивановская область, Иваново
Гражданские дела в суде Специализация: наследственные и семейные споры
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.возражение на иск по​ нетрудоспособ. насл​еднику203.2 KB
2.решение суда о нетру​доспос. наследника -​ 4л556.4 KB
3.кас. опред. о нетруд​оспос. наследника - ​3л357.9 KB
Комментарии (23)

        Уважаемая Ксения Евгеньевна, в каждом судебном деле есть своя изюминка, в данном деле суд всерьёз озадачился понятием «нетрудоспособность», хотя казалось бы, что в нём такого сложного? 
        Но истец заблуждалась, и больше года доказывала в суде, что она имеет право! 
        Эта публикация как раз для тех, кто тоже может заблуждаться...

        Спасибо за отзыв о моей работе! (handshake)

        +5
        Свернуть ветку
          28 Октября 2022, 04:39 #

          Уважаемая Ольга Алексеевна, согласна с Вами самое сложное бороться с заблуждениями вот таких истцов, которые не понимают, но идут напролом.

          +5

      Уважаемая Ольга Алексеевна, 
      в каждом судебном деле есть своя изюминка
      Главное в работе юриста — правильно определить обстоятельства имеющие значения для дела и добиться признание судом этих обстоятельств.
      Вы достойно справились с данной задачей. Поздравляю.

      +6
      Свернуть ветку

      Уважаемая Ольга Алексеевна, спасибо за размещение такого интересного примера наследственного спора. Действительно, далеко не любое заболевание влечёт за собой инвалидность и нетрудоспособность, и далеко не всегда самонадеянность истцов получает своё подтверждение. Отличная работа! (Y)

      +6
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за отзыв! (handshake)

        Кто-то же внушил истцу, что для нетрудоспособности достаточно кучи её заболеваний, да ещё небольшого периода инвалидности. А может решила на «авось» рискнуть, но прилично загрузила этой темой судью, который заикнулся даже о судебной экспертизе. Вот так и раздувается из мухи слон!(giggle)

        +5

      Уважаемая Ольга Алексеевна, очень интересный спор. Хочу заметить, если бы не Ваши  настойчивость, скрупулёзность и внимательность к деталям, то у истца были бы все шансы убедить суд в своей нетрудоспособности и получить заветный кусочек наследственного имущества.
      Истец очень не простая дама по своим морально-волевым качествам и наследодатель, судя по принятому им решению о наследнике по завещанию, прекрасно об этом знал и выразил свою волю, которая благодаря Вам была исполнена.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемая Софья Ароновна, отчасти Вы правы. И дама не проста (в театральное бы ей!), да и судья загрузился. Но как говорится, против фактов не попрёшь! ;)

        Спасибо за комментарий! (handshake)

        +3

      Уважаемая Ольга Алексеевна, благодаря Вам ушлой истице не удалось кипой медицинских документов убедить суд в своей нетрудоспособности и  имущество по справедливости осталось у того, кому оно было завещано. (Y) Спасибо Вам за то, что делитесь такой редкой и интересной судебной практикой!(bow)

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Игорь Михайлович, спасибо за комментарий! (handshake)

         В этом клубке есть ещё судебное дело о признании завещания недействительным, где истец опять таки супруга наследодателя. Я в публикации упомянула об этом деле. Напишу и о нём ;)

        +4

      Уважаемая Ольга Алексеевна, Ваша работа на высоте, но какой то осадок в душе остался. Что же это за супруги, если один кидает другого с имуществом? Что не так?

      И что то мне подсказывает, что супруга наследолателя явно сэкономила на представителе.

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Евгений Алексеевич, тут есть весомая причина — совесть наследодателя! В своё время он забрал наследство племянника, причитающееся ему после смерти отца, родного брата нашего умершего супруга. А пережившая супруга плевать хотела на совесть и справедливость. 
        Вот такая история...

        Так что никакого осадочка,  всё по-честному! (dance)

        +1
        Свернуть ветку

      Уважаемая Ольга Алексеевна, отличный результат в на первый взгляд в банальном и очевидном споре.
      Но знаю, что на практике не так все просто. Если бы не было надлежащей защиты у ответчика, решение вполне могло быть и другим.
      Потому как довольно часто бывает, что судьи сами не очень внимательно изучают представленные им документы, и вполне могло быть, что судья могла и не заметить, что инвалидности  нет вовсе. Думаю в расчете на это и была «подсунута» в материалы дела просроченная справка об инвалидности.

      +2
      Свернуть ветку

        Уважаемая Наталья Руслановна, очень может быть. В судебных делах огромную роль играет человеческий фактор — а кто судья. Да и варианты решения проблемы всегда включают в себя такие, где есть доля риска. Тут ведь как, главное надо видеть эти варианты, и эти риски.

        +2
        Свернуть ветку

          Уважаемая Ольга Алексеевна, именно так. Я всегда говорю, что наша задача помочь судье сформировать внутреннее убеждение и помочь увидеть то, что судья мог и не заметить. :)

          +1
          Свернуть ветку

            Уважаемая Наталья Руслановна, да. Ничего случайного, только заранее подготовленное и предусмотренное! Человек — не робот, может ошибаться, проявлять эмоции, реагировать на несправедливость… Наша работа в суде требует творческого подхода и эмоциональных затрат. Не многие из доверителей знают о профессиональном выгорании. 

            Иногда коллеги — оппоненты произносят такую фразу: «Я так не работаю» или «Я так работать не буду!» Это к тому, что работать можно по-разному, но и результат будет соответствующий. 

            Интересное сравнение пришло на ум: если ветер дует не туда, надо бросать якорь и ждать перемены погоды. Но многие даже не осознают, куда дует ветер. Вот так и работаем! 8)

            +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Вопросы и ответы онлайн (архив)
Право на обязательную долю в наследстве
osinka
10 Сентября 2011, 13:24
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Имеюют ли внуки право на обязательную долю в наследстве
user18349-qu
23 Января 2016, 00:05
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Имеет ли право отец на обязательную долю в наследстве
Aliverdi
27 Января 2011, 16:47
Статьи
Право на судопроизводство в разумный срок (по итогам выступления на встрече участников сайта "Праворуб" ...
Адвокат
Климушкин Владислав Александрович
24 Августа 2020, 13:15
Вопросы и ответы онлайн (архив)
По кассации не удовлетворили и по надзору мне отказали в рассмотрение по завещанию.Сейчас я подал в суд ...
Энтузиаст
anonym
04 Августа 2010, 08:02
Судебная практика
Что делать, если жилье сироте дали в памятнике? Или как сирота реализовавшее свое право на жилье в аварийном ...
Адвокат
arsenij
18 Января 2020, 17:56
Личные блоги
Собственник нежилого помещения в МКД имеет право на перерасчет платежей за ХВС по показаниям ИПУ, даже ...
Юрист
user68175
03 Февраля 2023, 10:00
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Входит ли право на усовершенствование в права арендодателя по договору аренды?
Энтузиаст
anonym
30 Августа 2004, 06:21
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Как воспользоваться правом на имущественный налоговый вычет при покупке квартиры
Энтузиаст
anonym
12 Января 2006, 05:58
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Утрачивается ли право на получение бесплатной медицинской помощи по страховому полису в случае снятия ...
Энтузиаст
anonym
24 Июля 2009, 10:33
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Право на обязательную долю в наследстве
osinka
10 Сентября 2011, 13:24
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Имеюют ли внуки право на обязательную долю в наследстве
user18349-qu
23 Января 2016, 00:05
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Имеет ли право отец на обязательную долю в наследстве
Aliverdi
27 Января 2011, 16:47
Статьи
Право на судопроизводство в разумный срок (по итогам выступления на встрече участников сайта "Праворуб" ...
Адвокат
Климушкин Владислав Александрович
24 Августа 2020, 13:15
Вопросы и ответы онлайн (архив)
По кассации не удовлетворили и по надзору мне отказали в рассмотрение по завещанию.Сейчас я подал в суд ...
Энтузиаст
anonym
04 Августа 2010, 08:02
Судебная практика
Что делать, если жилье сироте дали в памятнике? Или как сирота реализовавшее свое право на жилье в аварийном ...
Адвокат
arsenij
18 Января 2020, 17:56
Личные блоги
Собственник нежилого помещения в МКД имеет право на перерасчет платежей за ХВС по показаниям ИПУ, даже ...
Юрист
user68175
03 Февраля 2023, 10:00
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Входит ли право на усовершенствование в права арендодателя по договору аренды?
Энтузиаст
anonym
30 Августа 2004, 06:21
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Как воспользоваться правом на имущественный налоговый вычет при покупке квартиры
Энтузиаст
anonym
12 Января 2006, 05:58
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Утрачивается ли право на получение бесплатной медицинской помощи по страховому полису в случае снятия ...
Энтузиаст
anonym
24 Июля 2009, 10:33
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Право на обязательную долю в наследстве по завещанию в связи с нетрудоспособностью супруги наследодателя. Наличие заболеваний у супруги "наследницы" оказалось недостаточным для подтверждения её нетрудоспособности» 4 звезд из 5 на основе 25 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Юридическое сопровождение бизнеса, IT. КИИ, ФСТЭК, в т.ч. №117, ГИС. Защита директоров, собственников. Налоги, банкротство, субсидиарка. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на Праворубе. Работаем по всей Росси
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Право на обязательную долю в наследстве
Вопросы и ответы онлайн (архив), 10 Сентября 2011, 13:24 10 Сентября 2011, 13:24
Имеюют ли внуки право на обязательную долю в наследстве
Вопросы и ответы онлайн (архив), 23 Января 2016, 00:05 23 Января 2016, 00:05
Имеет ли право отец на обязательную долю в наследстве
Вопросы и ответы онлайн (архив), 27 Января 2011, 16:47 27 Января 2011, 16:47
Право на судопроизводство в разумный срок (по итогам выступления на встрече участников сайта "Праворуб" ...
Статьи, 24 Августа 2020, 13:15 24 Августа 2020, 13:15
По кассации не удовлетворили и по надзору мне отказали в рассмотрение по завещанию.Сейчас я подал в суд ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 04 Августа 2010, 08:02 04 Августа 2010, 08:02
Что делать, если жилье сироте дали в памятнике? Или как сирота реализовавшее свое право на жилье в аварийном ...
Судебная практика, 18 Января 2020, 17:56 18 Января 2020, 17:56
Собственник нежилого помещения в МКД имеет право на перерасчет платежей за ХВС по показаниям ИПУ, даже ...
Личные блоги, 03 Февраля 2023, 10:00 03 Февраля 2023, 10:00
Входит ли право на усовершенствование в права арендодателя по договору аренды?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 30 Августа 2004, 06:21 30 Августа 2004, 06:21
Как воспользоваться правом на имущественный налоговый вычет при покупке квартиры
Вопросы и ответы онлайн (архив), 12 Января 2006, 05:58 12 Января 2006, 05:58
Утрачивается ли право на получение бесплатной медицинской помощи по страховому полису в случае снятия ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 24 Июля 2009, 10:33 24 Июля 2009, 10:33
Продвигаемые публикации