Подборка судебной практики и документов от Ксении Евгеньевны сподвигла меня дописать историю одного дела.
Летом 2018 года ко мне обратилась коллега с просьбой помочь её хорошей знакомой, которая после инсульта осталась без работы, с невыплаченным кредитом и постоянно напоминающими о долге коллекторами, обещающими много чего неприятного…Скорая помощь к молодой женщине приезжала всё чаще, звонки становились всё страшнее, проценты росли быстрее грибов после дождя, думы должницы с каждым днём становились всё мрачнее...
Я разглядывала кипу бумаг (договоры, акты сверок, графики, расчёты, уведомления и грозные письма в конвертах с чёрной меткой поперечной красной полосой), понимая, что всё это — та ещё проблема. Однако, как я люблю повторять, «le problème» в переводе с французского не только «проблема», но и «задача». А задачи, как известно, принято решать.
В надежде на то, что решение найдётся, перебирала представленные документы. И в один прекрасный вечер обратила внимание на скромный блёклый лист, содержание которого, боясь спугнуть удачу, перечитала несколько раз с замиранием сердца. Это был он – тот, кого зачастую отвергают, от кого отказываются при наличии возможности, либо тихо ненавидят за потраченные напрасно деньги.
Однако в нашем случае это был счастливый лотерейный билет страховой полис, который через месяц уже мог оказаться никому ненужной бумажкой, пролежавшей в ожидании своего часа почти 5 лет. И вот этот час настал! В договоре страхования в качестве страховых рисков было определено наступление следующих событий: смерть Застрахованного в результате несчастного случая или естественных причин (заболеваний) либо инвалидность 1 и 2 группы в результате несчастного случая.
Отложив в сторону многотомник от клиента «Хождение по граблям», направила в страховую компанию и кредитору заявление о наступлении страхового случая, т.к. установление второй группы инвалидности подпадало под условия правил страхования от несчастных случаев и болезней. Удивительно, но даже 30-дневный срок для уведомления страховщика не был пропущен – инвалидность была установлена совсем недавно. Так мы успели вскочить в последний вагон волшебного поезда.
Страховая компания затаилась, видимо, рассчитывая на короткую память застрахованного лица — «молчанье было ей ответом…». Если честно – даже не удивили. Выждав некоторое время направили досудебную претензию в АО «СК «Альянс»». В ответ получили уведомление о необходимости добыть некоторые документы, которые, как выяснилось позже, страховой компанией уже были получены самостоятельно.
Звонки коллекторов не прекращались, угрозы сыпались как тот прошлогодний снег, общаться со мной звонившие категорически отказывались, ссылаясь на все мыслимые и немыслимые тайны и пытаясь запугать уже нас обеих различными статьями УК РФ. Ссылка коллекторов на статьи – это моё любимое. Всегда спрашиваю, расстрельная ли та статья, на которую ссылаются, чем загоняю вышибал в тупик.
Пока они раздумывают, что ответить (видимо, в их инструкциях такие вопросы не предусмотрены), облегчённо вздыхаю, что нерасстрельная, и кладу трубку. Попытка выяснить судьбу ответа на претензию напоминала тайную переписку Юстаса с Алексом, и ожидаемо завершилась отказом в выплате и нашей подачей иска о защите прав потребителя. К тому же, не так давно появился на свет прекраснейший документ от ВС, которым инсульт был признан несчастным случаем.
Полученные возражения на иск едва не довели мою доверительницу до второго инсульта. Цинизм представителя страховой компании, изготовившего сей документ, зашкаливал — восемнадцать листов печатного текста, оформленного скачущими от 10 до 24 размера различными шрифтами, да ещё и с огромным количеством подчёркиваний, выделений, восклицательных знаков, буквально из каждого абзаца кричащего о смерти застрахованного.
Дополнительно к этим воплям Свистоплясова была заявлена экспертиза. Пока проводилось назначенное судом исследование наступил 2020-й год и случился коронавирус. В мае судом было вынесено заочное решение, которое ответчиком в порядке ст. 237 ГПК РФ своевременно не было обжаловано. Безуспешная попытка его отменить страховой компанией была предпринята в сентябре путём подачи сразу трёх жалоб.
Полагая, что ему не нужно соблюдать ст. 237 ГПК РФ, ответчик жаловался на определение суда о возврате АЖ, во второй оспаривал возложение на него обязанности по оплате экспертизы. Сама апелляционная жалоба кричала не только на нас с истицей, но и на любого, кто к ней прикасался. Срок на подачу жалобы был восстановлен, жалоба принята.
Правда, к этому моменту моя доверительница уже получила исполнительный лист, предъявила его в банк и получила присужденную судом сумму, практически в одночасье превратившись из должницы в миллионершу – выгодоприобретателем в договоре страхования была указана именно она. Вот так благодаря страховому полису молодая женщина благополучно выбралась из финансовой ямы. И хотя говорят, что здоровье купить нельзя, но ведь зато его можно существенно поправить, когда финансовое положение это позволяет.
Бывают времена, когда судьба человека напоминает не разыгранную по всем правилам шахматную партию, но лотерею /Илья Эренбург/
P.S. В январе 2021 года Новосибирским областным судом в нашу пользу было вынесено сразу 3 определения.
P.S2.Попытка ответчика обжаловать судебные решения в кассации также не увенчалась успехом.
Изображение найдено в открытых источниках сети Интернет