Совсем недавно обратилась ко мне в дистанционном порядке очередная пострадавшая от любителей побегать от алиментов.
Целью данной обратившейся было взыскать неустойку по алиментам. Вроде бы и простое дело. Но есть один нюанс. Ребенку, на содержание которого взыскивались в его несовершеннолетнем возрасте алименты, на момент подачи в суд обратившейся искового заявления о взыскании неустойки по алиментам исполнилось 23 года. При этом ранее никаких действий по взысканию неустойки по алиментам не предпринималось.
Можно было бы и «закрыть главу», но очень уж упрашивала данная обратившаяся помочь ей во взыскании неустойки по алиментам в таких обстоятельствах. Пришлось хорошо подумать, а что вообще возможно сделать в таком «гиблом» деле? Единственное, что было возможным предпринять, исходя из обстоятельств дела, на мой взгляд, в прикрепленных к данной публикации документах. Учитывая, что ответчик и представитель ответчика с адвокатским статусом по каким-то причинам не стали заявлять о пропуске срока исковой давности для взыскания неустойки по алиментам. А ведь имели полное право заявить об этом со ссылкой на п. 1 ст. 196 ГК РФ и одно из Постановлений Конституционного Суда РФ ещё 2017 года.
Безусловно, мной было указано обратившейся, что она рискует именно этим., так как сторона ответчика вполне может в итоге отказаться и от предлагаемых ей 50 тысяч (максимум 100 тысяч) рублей – именно эту сумму сторона ответчика и предлагала к мировому соглашению. Но, к сожалению, обратившаяся, видимо, надеялась, получить всю требуемую с ответчика сумму в несколько миллионов рублей. В результате она стала требовать назад уплаченные мне за составление документов денежные средства под предлогом «я за день обошла десять юристов», все они сказали, что суд ни один из этих документов не примет и во всех ходатайствах откажет и даже истребовать ничего не будет, «от меня отказалась представитель». В ход шли и угрозы, и давление на жалость… Пришлось ещё раз разъяснить обратившейся ситуацию по её делу и указать сумму, на которую она может рассчитывать в качестве неустойки по алиментам в таких обстоятельствах, что есть смысл заключить мировое соглашение именно на такую сумму, иначе может вообще ничего не получить. И добавил, что на месте представителя ответчика именно так бы и поступил – заявил о пропуске срока исковой давности.
Ради интереса проследил по сайту суда в дальнейшем за ходом судебного разбирательства. Полученной информации хватило, чтобы сделать вывод, что ходатайства были удовлетворены (пусть даже и не все), суд истребовал заявленные в ходатайствах документы.
Итогом судебного разбирательства стало заключение спорящими сторонами мирового соглашения на ту сумму, которую и указывал обратившейся. За пределами срока исковой давности.
Какой же вывод можно сделать в данной истории? При адекватном поведении обеих сторон, спорящих в суде, можно выработать приемлемую позицию и получить разумную сумму в качестве «отступного» даже за пределами срока исковой давности, заключив мировое соглашение. Кстати, судя по определению суда, никакого «отказа» представителя от данной своей доверительницы и не было.