Банкротство сегодня, будь оно со стороны должника или кредитора — в 9 из 10 случаев ложь и обман.
Заказчик (плательщик) ищет пути сэкономить везде и во всем, исполнители (юристы, адвокаты, арбитражный управляющий) дают заказчику ту картинку, за которую он готов заплатить. Все обманывают всех и потом расстраиваются, что их (самых умных) обманули.
Так начиналась и история, о которой пойдет речь.
Один московский фунтик в самом расцвете сил, набрал несколько десятков миллионов рублей и решил тормознуть эти деньги на личные нужды. Ладно бы, если заболел чем, но нет — кто-то из перечисленных во втором абзаце, посоветовал ему «списать долги через банкротство».
Сказано — сделано. Ручной, как песик, финансовый управляющий, косточка в размере 1,5-2 миллионов рублей и «all inclusive». Кто из кредиторов вспомнит старое — того на три буквы.
Шаг 1. Индивидуальный предприниматель начинает процедуру банкротства как физическое лицо
Есть требования закона о банкротстве, связанные с обязательной публикацией кредитора о намерении обратится с заявлением о банкротстве должника (п. 2.1 статьи 7 Закона о банкротстве).
Пока кредитор выполнял эту обязанность и ждал, как порядочный, свои 15 дней, команда фунтика решила действовать.
Должник подал заявление о собственном банкротстве, да не просто заявление о собственном банкротстве, а с приложением странного договора займа на 16 765 256 рублей.
С учетом того, что он стал первым, а реальный кредитор вторым, то его заявление попало в картотеку также первым. Маленький нюанс, должник, на момент обращения с заявлением о собственном банкротстве, забыл прекратить свой статус индивидуального предпринимателя.
Когда в липкие ручки попадают более или менее серьезные суммы, такое бывает. Суд первой инстанции данный «косяк» не заметил. Не обратила внимания и апелляция, оставив (пока) лазейку недобросовестным должникам.
Лайфхак для тех должников, кому нужно залезть в процедуру быстрее других кредиторов — смотрите дело № А40-208362/23-187-420 «Б», рассматриваемое в Арбитражном суде города Москвы.
Правда, может так случится, что кассация исправит ошибки судов первой инстанции. Но здесь не суть. Большого значения уже не имеет.
Шаг 2. Должник включает в реестр требований кредиторов 16 765 256 рублей фиктивной задолженности
Слегка опьянев от мнимого контроля над своими долгами, получив нужного финансового управляющего, команда приступила к следующему этапу «контролируемого банкротства». Ведь у должника, согласно ЕГРН — два объекта недвижимости и два автомобиля.
Наспех, на коленке, рисуется пакет для включения фиктивной задолженности.
Долг — уступка — новация — заявление о включении требований в реестр требований кредиторов — включение фиктивных требований в реестр требований кредиторов.
Свой финансовый управляющий, свои требования, что еще нужно для «счастья»? Правильно — послать реальных кредиторов на три буквы.
Шаг 3. Финансовый управляющий «режет» реальные требования кредиторов
Финансовый управляющий по всем четырем арбитражным спорам, где с должника реальными кредиторами были взысканы действительно уплаченные денежные средства, начинает оспаривать судебные акты. Каким-то волшебным способом ему восстанавливают истекшие и пропущенные процессуальные сроки.
Летят апелляционные, кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Пишутся ходатайства об отложении рассмотрения заявлений кредиторов о включении требований в реестр. Целый вагон и маленькая тележка процессуальной работы с тем, чтобы не пусть реальных кредиторов в реестр.
И тут Виктор Каунов, который совсем не оценил последствия рвения финансового управляющего, которые привели к необходимости держать оборону по 4 арбитражным спорам, задал резонный вопрос — «а какого… управляющий себя так ведет ?»
Я посидел, подумал и тоже задал себе вопрос — «а какого… управляющий себя так ведет?».
И ведь нет никакого внятного ответа...
Посидели мы с Витей, подумали, и решили управляющего слегка воспитать. Перевоспитать такого субъекта уже невозможно. Но вот незадача — нет ни одного конкурсного кредитора, есть только просто кредиторы — то есть те, чьи требования еще не включены в реестр.
Шаг 4. Реальные кредиторы берут финансового управляющего в оборот
Третье или четвертое ходатайство финансового управляющего об отложении рассмотрения требований реального кредитора в реестр до рассмотрения кассационной жалобы на судебный акт о подтверждении долга, был встречен обильными фразеологизмами, которые не употребляются при женщинах и детях. Требования были включены в реестр.
Финансовый управляющий через 1 час после оглашения резолютивной части судебного акта о включении в РТК получил требование о проведении собрания кредиторов и запрос о предоставлении информации о ходе процедуры банкротства. Почему требование — потому, что финансовый управляющий не обязан по запросу конкурсного кредитора предоставлять информацию о всем банкротстве.
А когда такие вопросы выносятся на собрание, то нужная информация попадает в материалы собрания и есть веский повод дать конкурсному кредитору то, что он хочет.
После этого было 15 (!) минут рассказов по WhatsApp о том, что белое — это черное, Вася — это наименование города, Штирлиц — часть квартиры и прочая софистика, смысл которой сводился к одной простой формуле — вы (конкурсные кредиторы) сидите, а я (финансовый управляющий) лучше знаю, что делать.
Ну… так себе перспектива с учетом того, что у должника «почти получилось».
Был подготовлен «агит-пакет» процессуальных документов, смысл которых сводился к обжалованию, оспариванию, повышению давления в процедуре и более тесных отношений персональной ответственности финансового управляющего и его бездействием.
Шаг 5. Фиктивный кредитор отказывается от своих требований
Финансовый управляющий приходил на оспаривание судебных актов реальных кредиторов с представителем налоговой — настолько он им запудрил мозги. Когда реальные кредиторы обратились в налоговую за отчетностью должника, чтобы на основании книг покупок и книг продаж подтвердить ничтожность первого и, соответственно, всех последующих договоров фиктивной задолженности — налоговая отказала.
Тем не менее, поскребли по сусекам и нужные документы нашли. Ознакомили с данным фактом финансового управляющего, тот решил, что фиктивной задолженности все-таки не место в реестре требований кредиторов.
В апелляции конкурсный фиктивный кредитор отказался от своего иска и определение первой инстанции о включении в реестр требований кредиторов было отменено, производство по апелляционной жалобе реального кредитора, прекращено.
Шаг 6. Финансовый управляющий предлагает 100% гашение реестра
В настоящий момент финансовый управляющий обоснованно предлагает гашение 100% требований кредиторов, которые включены в реестр. Но, тот негативный привкус, который остался от начала процедуры, привел к тому, что кредиторы увеличили свои требования к должнику.
Впереди кассация по утверждению финансового управляющего или план «Б», озвучивать который пока не буду.
Имущества, при правильной реализации, хватит на 100% гашение. А в пуле активов еще сделки под оспаривание.
Шаг 7. Как кредитору взыскать свои деньги с должника
Не нужно экономить там, где экономия недопустима. Нужно собрать всю информацию по имущественному положению должника и его сделкам с тем, чтобы принять решение об экономической целесообразности взыскания долга.
Если у должника ничего нет, банкротство с позиции кредитора бессмысленно и просто может помочь в списании долгов.Лучше подобрать команду, исходя из практики, а не обещаний. Банкротство, будь то с позиции должника или с позиции кредитора превратилось в дурно пахнущее болото, где отсутствуют какие-либо принципы. Мы сами стараемся чаще отказывать, чем принимать процедуры. Так чище карма.
Те, кто хотят обмануть других, будут обмануты сами. На каждого хитреца найдется хитрец похитрее.
Те, кто хотят сэкономить на том, на чем экономить нельзя, заплатят втридорога.
Сопровождать процедуры банкротства лучше командой — каждый подгоняет другого. Срабатывает синергетический эффект.
P.S.
И, по традиции, ссылка на телеграм-канал.
Публиковать в «телеге», как это принято, юридические новости и обзоры в текущих условиях, думаю, смысла нет. Волнует то, какое будущее нас всех ждет с учетом тенденции в экономике и политике. Полагаю, что каждому следует задуматься и перестать эгоистично набивать карманы, думая, что «оно само все как-нибудь рассосется»: