
Ко мне за помощью обратилась Екатерина и рассказала свою историю:
Екатерина, будучи состоявшейся женщиной, родившей и воспитавшей сына, решила подарить новую жизнь детям, оставшимся без попечения родителей.
Сначала она прошла процедуру усыновления в отношении мальчика, которому согласно, медицинских документов изначально была диагностировали заболевание слухового аппарата — тугоухость, который в последствии был опровергнут, а потом решила взять из дома малютки девочку, у которой в свою очередь, как рассказала Екатерина, работники учреждения скрывали, установленный диагноз по заболеванию крови (выяснилось только на стадии оформления документов).
Безусловно, желанием и действиями Екатерины можно только восхищаться, поскольку она сама является слабослышащей и имеет группу инвалидности.
Обязательным условием для реализации процедуры усыновления в РФ является прохождение Школы приемных родителей, которую Екатерина окончила и получила право оформить усыновление и быть указанной в свидетельствах матерью, ее супруг Александр такую Школу не оканчивал, и не смотря на нахождение их в зарегистрированном браке, в качестве отца детей в свидетельствах о рождении не значился, но отчество детей было указано, по желанию Екатерины, по имени супруга.
Менее чем через год, после усыновления второго ребенка, Александр скоропостижно скончался, в связи с чем вся моральная и финансовая нагрузка по воспитанию детей полностью легла на плечи Екатерины.
После смерти супруга Екатерина самостоятельно обратилась в Пенсионный фонд РФ по вопросу назначения пенсии на детей, но получила отказ, с которым и обратилась ко мне на консультацию.
Естественно, данный отказ ПФР был незаконным и с юридической стороны и с моральной точки зрения, ведь на усыновленных детей, в отличии от детей, в отношении которых установлена опека/попечительство государством не предусмотрена выплата никаких ежемесячных пособий, вот такая цена тайны усыновления и возможности дать ребенку свои фамилию и отчество.
После изучения всех документов, было принято решение, не обжаловать отказ Пенсионного фонда, а обратиться с заявление об установлении факта нахождения детей на иждивении Александра.
Передо мной стояла задача доказать факт того, что дети находились на содержании Александра и получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
согласно п. 9 статьи 10 ФЗ «О страховых пенсиях» Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.
Оба супруга на тот момент являлись пенсионерами, Александр по достижению возраста, а Екатерина ввиду наличия у нее III группы инвалидности. В качестве подтверждения несения Александром расходов на детей мы представили документы о его дополнительных доходах от сдачи недвижимости в аренду, а в качестве доказательств отношения к детям как к своим собственным домашний фото- и виде о архив семьи, а так же сюжет Первого канала, снятый о семье Екатерины, про усыновление первого ребенка — мальчика.
История усыновления не оставила судью равнодушной, требования об установлении факта нахождения на иждивении были удовлетворены.
Работа юриста в данном процессе состояла не только в том, чтобы собрать и представить суду доказательства, а так же сделать акцент на отдельных фактах (не искажая действительную реальность)и мягко отвлечь внимание от других фактических обстоятельств.
Я абсолютно уверена в том, что в суде общей юрисдикции есть место эмоциям, нужно только грамотно расставить акценты.
Не смотря на возражения Пенсионного фонда в отношении заявленных требований, дело в апелляцию не ходило и после вступления в силу Решения Волжского районного суда г. Саратова была назначена пенсия по потере кормильца на двоих усыновленных детей.
С подробностями этой истории можно ознакомиться в приложенных к публикации документах – заявлении об установлении факта и решении Волжского районного суда г. Саратова.