В ходе предварительного следствия, мною была подана жалоба в суд.
Постановлением судьи Ульяновского гарнизонного военного суда от 29.03.2013 г. отказано защитнику — адвокату Музыкантову П.В. в принятии жалобы к рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ.
Суд сослался на п. 9.Постановления Пленума ВС РФ №1 от 10.02.2009 г.: — «Рекомендовать судьям по поступившей жалобе на действия (бездействие) и решения должностных лиц на досудебных стадиях судопроизводства выяснять, не завершено ли предварительное расследование по уголовному делу.
Если будет установлено, что уголовное дело, по которому поступила жалоба, направлено в суд для рассмотрения по существу либо по делу постановлен приговор или иное окончательное решение, судья принимает к производству и рассматривает лишь жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, затрагивающие права и законные интересы заявителей, не являющихся участниками судебного разбирательства по данному уголовному делу.
Подлежат рассмотрению жалобы, где ставится вопрос о признании незаконными и необоснованными решений и действий (бездействия), которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации не могут быть предметом проверки их законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом, в том числе в апелляционном или кассационном порядке (статья 354 УПК РФ)».
По общему правилу, жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть поданы исключительно в период предварительного расследования. (Кассационное определение от 13.04.2011 г.. Ульяновский областной суд. Дело 22-803/2011). Жалоба с ордером от 26.03.2013 г. была подана адвокатом в канцелярию суда, в ходе предварительного следствия, а не после направления уголовного дела с обвинительным заключением в суд. Уголовное дело находилось у следователя военного следственного отдела СК России по Ульяновскому гарнизону, л – та юстиции Антонова А.Ю.
Обвинительное заключение обвиняемый ХХХ получил, 28.03.2013 г, т.е. после подачи жалобы, защитником.
Полагая, что в соответствии с п. 3 ст. 125 УПК РФ судья проверяет законность и обоснованность действий и решений следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы.
Но не находится в ожидании поступления уголовного дела от прокурора, в пределах данного срока, мною, согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», было обжаловано постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы в вышестоящий суд.
П. 24 вышеуказанного постановления: - «Если после направления в суд уголовного дела для его рассмотрения по первой инстанции, в суд кассационной или надзорной инстанции поступит жалоба на постановление судьи, которое было принято по жалобе заявителя на действия (бездействие) или решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора по этому делу, такая жалоба подлежит рассмотрению в кассационном или надзорном порядке с принятием решения, указанного соответственно в статье 378 или в статье 408 УПК РФ».
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и обеспечивается право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Это право, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих Постановлений (от 3 мая 1995 года по делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР, от 2 июля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР и др.), вытекает также из закрепленного в статье 21 Конституции Российской Федерации принципа охраны достоинства личности, предполагающего, в частности, обязанность государства обеспечивать каждому возможность отстаивать свои права в споре с любыми органами и должностными лицами, в том числе осуществляющими предварительное расследование по уголовным делам.
Однако, на деле все оказалось совсем наоборот, и продолжение следует.