В нашей стране получение жилья для военнослужащего и членов его семьи практически всегда было и остается проблемой. И дело здесь не только в продолжительности нахождения в очереди на получение желанных метров. Трудности возникают и тогда, когда военный, уже получив от Министерства обороны один раз жилое помещение, претендует получить его вторично, не сдав первоначальное. Причины, по которым полученное жилье не сдается, бывают самые разные. В основном, это оставление членам семьи, иногда бывшим, приватизация, и прочее.
Но служба продолжается, гарнизоны меняются, и жить где-то надо. Как правило, прибыв на новое место службы, или вновь призвавшись на военную службу, первоначально семьи снимают жилье, либо живут в общежитиях. Но всегда есть желание жить в своей, отдельной квартире.
И тут возникает проблема. Для того, чтобы получить жилье в новом месте службы, как правило, сейчас это служебное, нужно быть признанным нуждающимся в получении этого самого служебного жилого помещения. Затратив время и усилия на сбор документов, военнослужащий подает их в уполномоченный орган (в настоящее время это территориальные отделения Департамента жилищного обеспечения в субъектах РФ) для постановки в качестве нуждающегося в получении служебного жилья, и получает отказ по той причине, что им не представлена справка о сдаче жилого помещения, которое им было раньше получено по прежнему месту службы.
Одно дело, если жилье, полученное ранее, осталось за военнослужащим, и его сдача – лишь дело времени. Но как быть, если оно утрачено военнослужащим по различным причинам, например, как сказано выше, оставил бывшей семье, которая его приватизировала, или взрослым детям, а сам снялся с учета, или если он его сам приватизировал? Фактическая сдача невозможна, а уполномоченный орган всегда, как правило, в таких случаях справку о сдаче жилого помещения не дает. Варианты отказов могут варьироваться, а содержание отказа сводится примерно к следующему: «Мы вам жилье предоставили, Вы нам его не сдали. Когда сдадите, тогда справку и получите».
Как быть в таких случаях?
Для начала обратимся к закону.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в п. 14 ст. 15 обязывает предоставить документы о сдаче жилых помещений и снятии военнослужащих с регистрационного учета при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Раньше вопросы сдачи военнослужащими жилых помещений регулировался приказом МО РФ от 15 февраля 2000 г. № 80, в настоящее время — Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 г. Москва «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», которым утверждена новая Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, а именно – п. 17 этой Инструкции, определяющий, что в «случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 7 к Инструкции».
Что интересно, что отдельной формы справки для сдачи служебных жилых помещений приказ не содержит.
Из рекомендуемого образца справки о сдаче жилого помещения, следует, что в справке надлежит указать, сдал ли военнослужащий жилое помещение и какому органу, а если не сдал, то приватизировал ли он его или оставил родственникам.
Сам порядок выдачи справки о сдаче жилого помещения регулируется Приказом Министра обороны РФ от 12.07.2011 № 1133 «Об утверждении Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений». Следует также отметить, что справка о сдаче жилого помещения является документом строгого учета и срок её хранения составляет 25 лет.
И судебная практика по данному вопросу. Это решение Военной коллегии ВС РФ от 25 февраля 2010 г. № ВКГПИ10-7. В то время ещё действовал вышеупомянутый Приказ МО РФ № 80. Но в данном случае это не имеет значение, потому что форма справки о сдаче жилого помещения (приложение 8) изменений не претерпела. В решении Военная коллегия указала, что «представление справки с одной из формулировок, предусмотренных приложением № 8 к Инструкции, носит технический характер. Вместе с тем при решении вопроса о принятии военнослужащего на соответствующий учет содержание данного документа подлежит оценке жилищной комиссией воинской части наряду с другими сведениями».
Кроме того, ни закон, не приказ запрета на выдачу справки не содержит. Но это теоретически. Исходя из действительности – в выдаче справки при таких обстоятельствах практически всегда отказывают.
А теперь – о деле.
Мой доверитель, назовем его гражданин А., отслужив срочную службу, продолжил её уже контрактником. Во время службы ему на двух членов семьи была предоставлена служебная квартира в г. Костроме. Но спустя некоторое время должность доверителя сократили, и его уволили по сокращению. Благодаря помощи местных юристов, договор найма жилого помещения был в судебном порядке признан недействительным в части определения помещения как служебного. После чего квартира была им приватизирована.
Но спустя некоторое время, гражданин А. снова призвался на военную службу. Но уже в Ивановской области. К этому времени семья увеличилась уже до четырех человек, и вопрос получения служебного жилья стал жизненной необходимостью. Благополучно собрав документы, и сдав их в территориальный отдел ДЖО МО РФ в г. Иваново, гражданин получил отказ, так как им не была предоставлена справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы. Обратившись в Костромское отделение ФГКУ «Западрегионжильё» гражданин снова получил отказ, но уже в выдаче справки. Причина отказа – «Полученную служебную квартиру приватизировал, оснований для выдачи справки не имеется».
С доверителем было решено обжаловать отказ в судебном порядке. Главное в таких случаях – не пропустить трехмесячный срок на обжалование.
Дело должно было быть рассмотрено уже по новому Кодексу административного судопроизводства. А согласно положений ст. 22, ч.ч. 3,4 ст. 24 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, может подаваться как в суд по месту их нахождения, а также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между несколькими судами, которым согласно ст. 24 КАСП РФ, подсудно административное дело, принадлежит административному истцу, чем мы и воспользовались. Не пришлось ездить в Ярославский военный суд, в подсудности которого относится Костромская область. Административный иск рассмотрел Ивановский ГВС.
Сразу скажу, что суд удовлетворил наши требования и обязал территориальное отделение г. Костромы выдать военнослужащему справку о сдаче жилого помещения.
Все аргументы изложены в исковом заявлении, мотивация – в судебном решении. Прилагаю для сведения также ответ территориального отделения «Западрегионжильё» г. Костромы и форму справки.