Лицо № 3, увидев, что движущаяся впереди автомашина Лада Калина начала резко тормозить, также предпринял экстренное торможение, однако избежать столкновения ему не удалось, и автомашина Хундай Элантра под его управлением совершила столкновение с автомашиной Лада Калина. Водитель автомашины Лада Калина и пассажир, находившийся на заднем сиденье в качестве пассажира такси получили телесные повреждения, которые, в соответствии с заключениями экспертов квалифицируются как легкий вред, причиненный здоровью человека. – ч.1 ст. 12.24 КОАП РФ.
Прибывшие на место сотрудники ДПС выполнили несколько фотографий очень низкого качества, но даже за это им огромное спасибо, получили объяснения со свидетелей и потерпевших, сказали водителю Хундай Элантра (Лицо № 3), о том, что он виновен в ДТП и в том числе в столкновении между Лада Калина и Ниссан Кашкай, назначили судебно-медицинские экспертизы, составили протокол и направили дело в суд.
Так как водитель Хундай Элантра (лицо № 3) не видел, что происходило между автомашиной Ниссан Кашкай и автомашиной Лада Калина, он не сомневался, что сотрудники полиции говорят ему «как было» вину свою признавал, высказывая претензии в отношении водителя Ниссан Кашкай. По его мнению он необоснованно применил экстренное торможение.
Позже, мне удалось объяснить ему, что действия водителя Ниссан-а для нас не имеют приоритетного значения у нас столкновение с Лада Калина, а он то как раз тормозил вполне обосновано, кроме того доказать необоснованность действий водителя Ниссан-а нам бы не удалось.
В суде по делу об адм. правонарушении, водитель Хундай Элантра (Лицо № 3) все-таки решил изучить материалы дела и оказалось, что потерпевшая, находившаяся в автомашине Лада Калина, сотрудникам полиции сразу же сообщала, что первичным было столкновение между автомашиной Лада Калина и Ниссан Кашкай, а уже после него вторичным было столкновение между автомашиной Лада Калина и Хундай Элантра.
Впрочем, данные сведения ему не очень помогли в судебном заседании по делу об административном правонарушении. Судье было не интересно доделывать за ГИБДД-шниками их
«водитель (Лицо № 3), управляя транспортным средством Hyndai Elantra, не выдержал дистанцию, совершил столкновение с транспортным средством Lada-111730 (Калина), под управлением водителя (Лицо № 2), после чего транспортное средство Lada-111730, совершило столкновение с движущимся впереди транспортным средством Nissan Qashqai».
Данное решение вступило в законную силу т.к. все еще действующий самостоятельно Лицо № 3 пропустил срок обжалования, который Челябинским областным судом восстановлен не был. Дальнейшее обжалование постановления в части исключения из текста обстоятельств, не имеющих значения для дела об адм. правонарушении результата не дало.
В связи с тем, что сотрудники ГИБДД перегружены работой, устанавливать реальных виновников ДТП у них времени нет. А судя по квалификации имеющихся в распоряжении автотехнических экспертов и возможности, так же, существенно ограничены.
Участники ДТП обратились в страховую компанию. Лицо № 3 не оценивал повреждения своего Хундай Элантра т.к. сам виноват. Лада Калина с учетом износа (передняя и задняя части) – 124 000 рублей. Ниссан Кашкай с учетом износа – 90 900 рублей. Лимит страховки – 160 000. Выплачено владельцу Лады – 92322, владельцу Ниссана – 67678.
Владелец автомашины Лада Калина, понимая, что первичное столкновение (между а/м Ниссан и Лада) произошло по его вине, соответственно повреждения передней части автомашины Лада были получены также по его вине (не мог он этого не осознавать если его пассажиры об этом говорили сразу же) остался недоволен суммой и захотел больше. Обратился с иском (с учетом уточненных требований) к владельцу Хундай Элантра о взыскании с него 31678 рублей и расходов на представителя в сумме 13700 рублей.
Первые судебные заседания владелец Хундай Элантра (лицо № 3) «боролся» самостоятельно. Но представитель владельца автомашины Ниссан Кашкай убедил его, что сам он не справится.
Позиция доверителя: Он не виноват в причинении повреждений передней части автомобиля Лада Калина т.к. Лада Калина и Ниссан Кашкай столкнулись не из-за воздействия его автомобиля, а до этого.
Но по делу мало иметь «позицию» важно её правильно сформулировать, обосновать и доказать все обстоятельства, имеющие значение для дела, иначе дело будет рассмотрено по доказательствам, представленным другими участниками гражданского судопроизводства. Судя по материалам дела у моего доверителя самостоятельно это сделать не получалось.
Ознакомившись с материалами дела, изучив протоколы судебного заседания и вопросы к свидетелю (женщина, находившаяся на заднем сиденье Лада Калина в качестве пассажира такси, здоровью которой был причинен вред) стало ясно в какую сторону склоняется чаша весов правосудия.
А склонялась она к использованию постановления по делу об административном правонарушении в качестве основного доказательства, как того и хотелось Лицу № 2 (Лада Калина). Несмотря на то, что свидетель неоднократно указала – ударов было два, выяснилось, что свидетель не следила за дорогой, самого удара не видела только «услышала».
После ознакомления с материалами дела возникли сомнения в достаточности показаний свидетеля для определения фактических обстоятельств дела. Было подано ходатайство о проведении автотехнической экспертизы. Ведь сотрудники ГИБДД вину без экспертизы установить могут, а судья может применить только нормы права. Интересно, это судья скромничает или...?
Мы просили проведение экспертизы поручить Эксперту Никонову В.Н. с учетом его авторитета и приемлемой стоимости экспертизы (том 2 л.д. 26).
Кроме того, необходимо было установить стоимость ремонта отдельно передней и отдельно задней частей автомашины Лада Калина. Мой доверитель оплачивать эту работу очень не хотел так как обязанность доказывания в этой части законом возложена на истца.
Суд по своей инициативе запросил сведения о стоимости экспертиз в трех различных учреждениях Челябинской области и проигнорировав наше ходатайство, а также иные доводы и назначил экспертизу ФБУ Челябинская лаборатория судебных экспертиз Минюста России.
Одновременно с этим была назначена экспертиза по определению стоимости ремонта повреждений задней части Лада Калина.
Получив заключение автотехнической экспертизы, даже доверитель плевался. Мало того, что практически гололед они назвали сухим асфальтом (!), эксперты не смогли дать даже вероятностное заключение. Они не исключили оба варианта поставив их в зависимость от уже имеющихся неопределенных показаний водителя № 1 который после удара в заднюю часть его автомобиля начал тормозить и тормозил 2 – 3 секунды. Если он тормозил 2 секунды до остановки – первичным было столкновение между Хундай — Лада, если тормозил 3 секунды – Лада — Ниссан. Но они хоть не исключали возможность нашей «позиции» и на том спасибо.
Другой экспертизой было установлено, что стоимость восстановления передней и задней частей Лада Калина – 127370 рублей, Стоимость восстановления задней части – 75752 рубля (страховка покрыла 92322 рубля). Необоснованно получено – 16570 рублей (Будет-ли страховая возвращать деньги не знаю).
В судебном заседании был допрошен еще один пассажир автомашины Лада Калина, который подтвердил версию ответчика и этой совокупности доказательств стало достаточно для преодоления тяжести решения суда по делу об административном правонарушении на чаше Фемиды.
Во время этого судебного процесса авторитет судебной системы в моих глазах в значительной степени вырос. Решение устояло и в апелляционной инстанции.
Таким образом доказать отсутствие вины в причинении вреда имуществу реально даже в случае имеющегося постановления по делу об административном правонарушении.