Мой доверитель ( А.И. ) обратился в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о включении в стаж дающий право на доплату к трудовой пенсии периода прохождения действительной военной службы с 30.10.1962 г. по 29.11.1965 г. и учебы в ПТУ № 1 с 01.09.1959 г. по 15.07.1961 г. и назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 N 84-ФЗ, однако решением от 10.04.2015г. № 242584/15 в назначении доплаты и включении спорных периодов в стаж ему было отказано.
Посчитав отказ Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) незаконным Мы обратились в суд.
Наша позиция:
В соответствии с решением комиссии Управления Пенсионного фонда в г. Междуреченске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10 апреля 2015 года N 255 в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 N 84-ФЗ было отказано, так как, по мнению ответчика, у А.И. недостаточно стажа — 25 лет на соответствующих видах работ.
В протоколе заседания комиссии Управления Пенсионного фонда в г. Междуреченске Кемеровской области указано, что на дату обращения стаж к трудовой пенсии моего доверителя, в организациях угольной промышленности, дающий право на доплату составил 22 года 03 месяца 11 дней. При этом в стаж на соответствующих видах работ (специальный стаж) ответчиком не включены периоды :
С 01.09.1959 по 15.07.1961г.-время учебы в ГПУ № 1 (1 Год, 10 Месяцев, 14 Дней);
С 30.10.1962г. по 29.11.1965г. – время прохождения действительной военной службы. ( 3 Года, 30 Дней);
Спорные периоды 01.09.1959 по 15.07.1961г и с 30.10.1962г. по 29.11.1965г относится к периодам деятельности А.И до 01.01.1992г. (до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, поэтому данный период подлежит включению в льготный стаж работы по специальности.
Положения ч.2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. 18, ст.19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Кроме того, правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В спорный период времени действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 04.08.1956г. № 1044.
Подпунктом «к» и «з» пункта 109 Постановления Совмина СССР от 04.08.1956г. № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий», предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства Внутренних дел СССР; служба в органах милиции, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах и т.д.) и других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период, указанный в подпункте «з» и «к», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а работа следовавшая за временем учебы в ГПУ и службой в армии была включена в стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, спорные периоды, так же подлежат к включению в стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии.
Таким образом, на период прохождения А. И. военной службы в Вооруженных Силах СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав А.И. в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет за собой ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускаются ограничения федеральным законам прав и свобод человека и гражданина.
Статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
Поскольку в специальный стаж работы дающий право на доплату в соответствии с подпунктом «к» и «з» пункта 109 Постановления Совмина СССР от 04.08.1956г. № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий» должны быть включены периоды учебы и службы армии, то данные периоды должны быть учтены при исчислении стажа при применении положений Федерального закона от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
С учетом включения спорных периодов в стаж в организациях угольной промышленности, дающий право на доплату составляет 27 лет 2 месяца 25 дней и, следовательно, у А.И. есть право для назначения доплаты к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности».
Итог:
28.03.17 г. Междуреченским городским судом Кемеровской области исковые требования были удовлетворенны.