Для привлечения внимания к вопросам исследования и экспертиз обстоятельств ДТП, хотелось бы вначале указать на исходные данные необходимые для данных исследований, а также вопросы которые может изучать специалист в ходе своей работы. В приложении приведён один из вариантов исследования вопроса о взаимном расположении ТС в момент ДТП.
При назначении автотехнической экспертизы необходимо учитывать, что все расчеты и исследования эксперта будут базироваться только на тех исходных данных, которые предоставил заказчик экспертизы (суд, следствие, гражданское или юридическое лицо). Если экспертизу назначил суд или следствие в рамках гражданского, уголовного или административного дела, то согласно ст. 16 ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы. В связи с этим, в целях качественного назначения и квалифицированного проведения АТЭ рекомендуется в постановлении (заявлении) о назначении АТЭ указывать следующие исходные данные:
При расследовании ДТП, связанных со столкновениями ТС:
Исходные данные:
1. Тип (марка) ТС, масса груза или число пассажиров, техническое состояние ТС.
2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль дороги, ширина проезжей части, состояние (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.), видимость в направлении движения, наличие дорожных знаков, разметки ТС-1 и ТС-2, длины следов юза до столкновения и характер следов после столкновения и их длина, было ли их совместное перемещение после столкновения и на какое расстояние, на какой угол развернулись ТС после столкновения.
3. Указать место расположения относительно границ проезжей части; осыпи стекла, осыпи грунта, расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся частей ТС.
4. Скорость транспортных средств перед ДТП.
5. Действия водителей ТС.
6. Время движения ТС, создавшего опасность с момента ее возникновения, либо расстояние преодоленное ТС, создавшим опасность, с момента ее возникновения до момента столкновения.
Вопросы:
1. С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет __м, после столкновения ТС-1, развернулось на __гр и продвинулось до остановки на __ м?
2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?
3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной дорожно-транспортной ситуации при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом (или следствием)?
4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности, в момент обнаружения опасности в зоне видимости?
5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости?
6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.
При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии:
7. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?
8. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?
9. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?
Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.