Наберите «рецензию на Заключение эксперта» в поисковой строке «яндекса» и Вы получите более 100 тысяч откликов, в «гугле» - более 300 тысяч откликов.
За каждым откликом стоит как минимум один человек или экспертная организация. Столь распространённое заблуждение нельзя игнорировать.
Попробую объяснить свою «кочку» зрения. Чтобы упростить задачу и предельно обнажить устойчивость этого заблуждения, сделаю это на примере своей 45-тилетней судебно-медицинской практики в уголовном судопроизводстве. По аналогии любой читатель можно проштудировать этот вопрос в избранной им отрасли права и экспертной деятельности.
Откуда есть пошёл термин «рецензия»?
Этого не знает никто.
Ни в одном законе или нормативно-правовом акте этого термина не было и нет. Если это так, то дальнейшее обсуждение этой темы можно закончить.
Но, идя навстречу пожеланиям заблуждающихся, сообщу, что в здравоохранении Советского Союза было два центра судебно-медицинской экспертизы: Научно-исследовательский институт судебной медицины Минздрава СССР и Бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. В информационных письмах они под рецензированием понимали ведомственный контроль за качеством заключений экспертов. В таком виде это сохранилось и сейчас:
111. Контроль производства экспертиз осуществляет руководитель ГСЭУ (государственного судебно-экспертного учреждения), который обязан:… контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
… организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов.
Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации. XI. Порядок организации контроля и учета производства экспертиз. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н.
Внутриведомственный выборочный контроль за качеством заключений экспертов (к ним относились и акты судебно-медицинского исследования) десятки лет я выполнял лично как заместитель по экспертной работе начальника Тюменского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Это была бестолковая (бесполезная, напрасная, ненужная, неэфффективная, утомительная, скучная, рутинная) должностная функция. По следующим причинам.
1. Организовать проверку Заключений экспертов (Актов), до того как они поступили следователю или суду невозможно. Не позволяла обширность территории (от Тюмени, приютившейся на самом юге области, до Карского моря) и огромные расстояния.
2. В силу этого проверка была выборочной и в отсутствие материалов дела. При таком подходе можно было выявить в Заключении (Акте), например, неполноту исследовательской части, противоречия между исследовательской частью и выводами, ошибочную оценку тяжести вреда здоровью или причины смерти и пр. Столь грубые ошибки были редкостью. И проверка превращалась в бесполезное чтение «по диагонали» множества документов и составление письменных рецензий для проверяемого эксперта.
3. Отсутствие адекватной реакции от рецензируемого. Например, в своё время врач не усвоил, что для излечения сотрясения головного мозга, достаточно 7-14 дней. Он всегда будет расценивать это повреждение по фактической длительности пребывания на больничном листе, делать выводы то о лёгком вреде здоровью, то о средней тяжести. Если отбросить немедицинские факторы, удлиняющие лечение до 30-40 дней, например, взаимная «щедрость» пациента и лечащего врача, то необходимо анализировать и другие варианты.
3а. предшествующие заболевания + сотрясение головного мозга;
3в. диагностическая ошибка. Имел место ушиб головного мозга лёгкой степени.
Какие-либо изменения в Заключении эксперта, заверенное подписью и печатью, переданное следователю или в суд, вносить нельзя. Поэтому работа рецензента походила на мартышкин труд.
Избавился я от ненавистной работы при первой же возможности. В штатном расписании выбили должности заведующих, между которыми поделили всю область. Один из них мается в этой должности до сих.
Таким образом, термин «рецензия» не имеет никакого отношения к процессуальному законодательству.
В каких случаях допустимо озаглавить документ как «рецензия»?
Во всех. Но при условии, что автор документа не введён в уголовный процесс следователем или судом в порядке, предусмотренном для специалиста. Утверждая это, исхожу из права сторон предоставлять любые доказательства.
Интернет пестрит самыми разными названиями этого документа — справка, отзыв, акт, консультация, суждение, мнение, выводы. А в практике мне встречались — заключение специалиста или заключение эксперта, в котором составитель документа ухитрился сам разъяснить себе права и обязанности, предупредить себя об уголовной ответственности за дачу ложного заключения по ст. 307 УК РФ, назвать себя экспертом и пр.
Подобные самодеятельные бумажки иногда приобщаются к делу, видимо, в виде «иных документов» (п. 6 ч.2 ст. 74 УПК РФ), помогают юристу/адвокату добиться своей цели, например, назначения экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная. комплексная и пр.).
А что же специалист и его заключение?
Если однозначно интерпретировать процессуальное законодательство, то я не понимаю:
1. зачем биться о забор, за которым идёт уголовный процесс?
2. если рядом имеется отдельный вход для специалиста, как иного участника уголовного судопроизводства, расписан порядок его вхождения в процесс, права и обязанности (ст. 58 УПК РФ)?
Защитник вправе привлекать специалиста (ст. 53 УПК РФ). Стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении специалиста (ч. 2.1 ст. 58 УПК РФ). Специалист до проведения следственного действия предупреждается об ответственности по ст. 307 УК РФ и ст. 308 УК РФ. Участникам уголовного судопроизводства (подозреваемый или обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители) не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела заключений специалистов (ч. 2.2 ст. 159 УПК РФ). Судья не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе специалиста, явившегося по инициативе сторон (ч.4 ст. 271 УПК РФ). Заключение и показания специалиста допускаются в качестве доказательств (п. 3.1 ч.2 ст. 74 УПК РФ, ст. 80 УПК РФ). Заведомо ложное показание специалиста уголовно наказуемо (ст. 307 УК РФ). И т.д. и т.п.
«Цивилисты» расстроятся, что статьи о специалисте в ГПК РФ и других законах сформулированы не столь точно и совершенно. У законодателя на все кодексы чеканки не хватило.
Те, кого я не убедил, пусть прыгают через забор и приобщают к делу филькины грамоты. Остальных приглашаю прошествовать через мою персональную процессуальную калитку.
В чём же заключается заблуждение любителей рецензий?
Вместо того, чтобы использовать богатейший процессуальный потенциал специалиста, в том числе судебно-медицинского, некоторые юристы/адвокаты предпочитают самую примитивную форму помощи своим доверителям.
Часто сталкиваюсь с тем, что участники уголовного судопроизводства (судья, прокурор, адвокаты) впервые встречаются со специалистом и не имеют практики по работе с ним. С адвокатами и другими заказчиками, обратившимися ко мне за пресловутой «рецензией», провожу разъяснительную работу. Ещё никто не отказался от допроса специалиста в суде и приобщения заключения специалиста к делу.
К публикации меня подтолкнул праворубец — эксперт Бондарев Сергей Вячеславович:
Вызов специалиста-почерковеда в суд. 06.11.2017
Что такое «рецензия» на проведенную экспертизу? 08.11.2017
Статьи автора на подобную тему:
Тандем «защитник-специалист». Новое в 2017 году
Правовые основы деятельности частного врача, судебно-медицинского эксперта
Государственный и частный судебно-медицинский эксперт в уголовном судопроизводстве
Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции (03-04.11.2011). Выпуск 8. – Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, ООО «Вектор Бук», 2011. — С. 222-225.
Привлечение специалиста к участию в уголовном судопроизводстве
Опубликовано: Уголовный процесс. — № 12. Москва, 2010. — С. 56-65.
Уникальная процессуальная норма уголовного судопроизводства (для защитника и специалиста)
Опубликовано: Вестник Адвокатской палаты Тюменской области. — № 6. Тюмень, 2010. — С. 69-89.
Защитник и специалист в уголовном судопроизводстве: исключительный тандем
Опубликовано: Вестник Адвокатской палаты Ямало-Ненецкого автономного округа. — № 1 (01). Салехард, 2010. — С. 104-113.
Золотая пуля защитника в уголовном судопроизводстве
Доложено: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях. Международная научно-практическая конференция (Тюмень, 02-03.10.2010). ГОУ ВПО Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, права и управления» (ТГАМЭУП).
Опубликовано: Академический вестник № 1 (15). Научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Серия «Право». Тюмень: ГОУ ВПО Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, права и управления» (ТГАМЭУП), 2011. — С. 30-41.
Эксперт в уголовном судопроизводстве
Опубликовано: Ежеквартальный межведомственный научно-практический журнал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Юридический вестник». — № 6 (27). Ханты-Мансийск, 2010. — С. 32-44.
Специалист в уголовном судопроизводстве
Опубликовано: Ежеквартальный межведомственный научно-практический журнал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Юридический вестник». — № 5 (26). Ханты-Мансийск, 2010. — С. 38-45.
Вестник Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа. — № 1 (17). Ханты-Мансийск, 2010. — С. 60-79.
Негосударственная независимая медицинская экспертиза.
Опубликовано: Ежеквартальный межведомственный научно-практический журнал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Юридический вестник». — № 1-2 (22-23). Ханты-Мансийск, 2009. — С. 56-60.
Правовая компетентность врача судебно-медицинского эксперта
Статьи других авторов:
Коблев Р.П. Заключение специалиста как доказательство защиты: сложности для адвокатов. Уголовное право, 2017, № 6
Землянкина М.А., Признает ли суд доказательством заключение специалиста, полученное по инициативе защитника. Уголовное право, 2016, № 8