Правовые основы
Уголовно-процессуальный кодекс РФ выразился лаконично:
«С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе… привлекать специалиста ...» (п. 3 ч.1 ст. 53 УПК РФ).
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» расширил этот норматив требованием договорных отношений:
«Адвокат вправе ... привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи» (п. 4 ч. 3 ст. 6).
Таким образом, адвокат является стороной договора. Он как «заказчик обязуется оплатить эти услуги» (ч.1 ст. 779 ГК РФ). А плательщиком является доверитель. Закон предлагает адвокату быть посредником в финансовых взаимоотношениях между доверителем и специалистом. Большей глупости придумать нельзя! Я предпочитаю, чтобы в договоре посредник не участвовал. Поэтому заключаю договор с обвиняемым/подсудимым-плательщиком. Если и составлять договор между адвокатом и специалистом, то только безвозмездный (ч.2 ст. 423 ГК РФ)!
Включение договорных отношений в «адвокатский» закон автоматически распространило их на все виды юридической помощи, оказываемой адвокатом (ч. 2 и ч. 3 ст. 2 N 63-ФЗ):
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Следовательно, во всех ситуациях, когда необходим специалист, адвоката обязывают заключать с ним договор. Гражданский кодекс РФ позволяет выстроить корректные договорные отношения в треугольнике «адвокат — специалист — доверитель», без обременения адвоката бестолковой работой. Поэтому, если и заключать договор между адвокатом и специалистом, то только устный (ч.1 ст. 158 ГК РФ; ч.1 ст. 159 ГК РФ).
Судебная практика
В моей практике нет ни одного случая, чтобы кто-либо из участников уголовного и гражданского судопроизводства вспомнил о договорных отношениях. Это относится и к адвокату – защитнику обвиняемого/подсудимого. Следовательно, этот норматив неизвестен широкой публике, является невостребованным (немым, избыточным, бесполезным, излишним, ненужным, мертворождённым и т.д.).
А что же тогда огород городить, изумится читатель! Каюсь, что-то подобное было, но единственный раз.
2015 год, северный городок за тысячу километров от Тюмени. Сижу подле зала судебного заседания. Защитник ходатайствует о моём допросе в качестве судебно-медицинского специалиста (ч.4 ст. 271 УПК РФ). Ходатайство удовлетворено — я на судебной трибунке. Суду предъявил оригиналы своих документов (паспорт, диплом об окончании мединститута, справка о стаже работы в качестве врача судебно-медицинского эксперта, удостоверение о повышении квалификации, сертификат) для обозрения и передал копии для приобщения к материалам дела.
Судья спросил о документах индивидуального предпринимателя. Он-то откуда знает, что я предпринимательствую? Обычно, я не оповещаю суд об этом, так как прокурор, почувствовав, что я «разваливаю» обвинительное заключение начинает возражать:
предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг (ч.1 ст. 2 ГК РФ),
специалист пришёл в суд с готовым заключением, следовательно, адвокат и специалист обо всём договорились заранее,
специалист материально зависим от подсудимого (ч.2 ст. 71 УПК РФ; п. 2 ч.2 ст. 70 УПК РФ), поэтому заключение специалиста и его показания не являются объективными,
специалист обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (ст. 62 УПК РФ),
причина смерти, характер и степень вреда, причиненного здоровью, устанавливаются обязательно и в порядке, предусмотренным для судебной экспертизы (п. 1 и п. 2 ст. 196 УПК РФ),
в деле имеются как заключения экспертов по этим вопросам, так и допросы экспертов в разъяснение, уточнение и дополнение данных заключений (ч.2 ст. 80 УПК РФ; ч.1 ст. 205 УПК РФ; ч.1 ст. 282 УПК РФ),
заключение специалиста получено без соблюдения установленной уголовно-процессуальным законом процедуры собирания доказательств и не может быть принято судом (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 20.05.2008 N 67-007-93), и т.д. и т.п.
Это я ещё «облагородил» возражения ссылками на закон, к которым ни один гособвинитель не готов. Так как в руках у него затрёпанная книжка УПК РФ, приобретённая хозчастью прокуратуры ещё в 2001 году. Поэтому его выступление похоже на спонтанный «ор» с элементами истерики.
Об этом как-нибудь потом. Вернёмся к нашей теме.
Осведомлённость судьи объяснялась просто. На столе председательствующего лежал договор возмездного оказания услуг между подсудимым и мной — индивидуальным предпринимателем. Деваться некуда, предъявил суду соответствующие документы:
√ Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
√ Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.11.2008, Деятельность судебно-медицинской экспертизы (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Судья оказался грамотным и перед допросом объявил перерыв для изготовления подписки о разъяснении специалисту его прав и ответственности (ст. 58 УПК РФ; ст. 270 УПК РФ). Обычно подсовывают на подпись разъяснение прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных для свидетеля (ст. 56 УПК РФ; ч.2 ст. 278 УПК РФ).
Воспользовавшись перерывом, выяснил, что судья после заслушивания ходатайства о допросе специалиста, спросил о договоре. Адвокат, не мешкая, выдала договор возмездного оказания услуг между подсудимым и мной, в котором указано, в чём заключается услуга, стоимость, 100% предоплата услуги, «Разглашению не подлежит без письменного согласия сторон» и пр. Я так и не смог добиться от адвоката, о каком договоре спросил судья:
♦ соглашение между адвокатом и доверителем, предусмотренное ст. 25 N 63-ФЗ,
♦ договор между адвокатом и специалистом, предусмотренный п. 4 ч. 3 ст. 6 N 63-ФЗ,
♦ договор между подсудимым (гражданин) и специалистом в разных его ипостасях — гражданин (п. 2 ч.1 ст. 161 ГК РФ), индивидуальный предприниматель (ч. 1 и ч.3 ст. 426 ГК РФ), юридическое лицо, чаще экспертное учреждение (п. 1 ч.1 ст. 161 ГК РФ).
Когда после перерыва все вернулись в зал судебного заседания, я расписался в подготовленной подписке и стал специалистом в процессуальном понимании. Сразу же заявил, что составление договора, лежащего перед судьёй, и его содержание не имеют процессуального значения.
Ещё раз отдаю должное судье, он возвратил договор защитнику и повторил мой довод.
И продолжаю эту тему лишь с целью практической «нейтрализации» мертворождённого норматива.
Что делать?
Если Вам попадётся любознательный судья или коварный процессуальный противник – представитель потерпевшего? И спросят про договор между адвокатом и специалистом, предусмотренный п. 4 ч. 3 ст. 6 N 63-ФЗ, и которого у Вас, разумеется, нет? Предлагаю следующие варианты реагирования:
1. «Договор не предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом РФ»
или
2. «Договор заключён, но в устной форме и является безвозмездным» (ч.1 ст. 158 ГК РФ; ч.1 ст. 159 ГК РФ; ч.2 ст. 423 ГК РФ)
или
3. Для тех, кто не любит поражений в процессуальных шахматах, я предлагаю договор безвозмездного оказания услуг между защитником и независимым судебно-медицинским специалистом (шаблон). Обращаю внимание на особенности договора. Специалист в состоянии самостоятельно исполнить только пункты 2.1-2.4 договора. Исполнение пунктов 2.5-2.14 зависит от адвоката (будет ли заявлено ходатайство?) и судьи (будет ли ходатайство удовлетворено?). По этим пунктам специалист выражает лишь готовность к исполнению.
Адвокаты, представители потерпевшего в уголовном судопроизводстве и «цивилисты», могут приспособить схему договора к излюбленному виду оказываемой юридической помощи и профилю привлекаемого специалиста.
Остальные из предлагаемого образца получат полный перечень процессуальных возможностей специалиста в уголовном деле.
P.S. При написании статьи исходил из собственной практики: лично заключаю договор с обвиняемым/подсудимым-плательщиком и имею платёжные документы. Полагаю, что избавляю адвоката от посредничества в договорных и финансовых взаимоотношениях между потерпевшим и специалистом.
Статья автора на подобную тему:


Уважаемый Анатолий Кириллович, полезная информация, обязательно возьму на заметку (handshake)
Уважаемая Ольга Викторовна!
Спасибо на добром слове.
Похоже, Вы одна и возьмёте на заметку.
Это только подтверждает мертворожденность п. 4 ч. 3 ст. 6 N 63-ФЗ.
Уважаемый Анатолий Кириллович, да уж, вопросов как-то никогда не возникало. Все заключения специалиста начинались со слов: "… на основании обращения адвоката ФИО, я .....". О наличии договора никто никогда не спрашивал.
Уважаемая Оксана Николаевна!
О наличии договора никто никогда не спрашивал.Обычный для России правовой нигилизм (невежество, «авось как-нибудь», «и так сойдёт» и пр.).
Я уже к этому привык.
Вот ещё один пример неисполняемой статьи:
Неисполняемый закон (о порядке назначения судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве).
Доложено: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях. Международная научно-практическая конференция (Тюмень, 23-24.10.2008). ГОУ ВПО Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» (ТГАМЭУП).
Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях. Материалы Международной научно-практической конференции (23-24.10.2008). Выпуск 5. – Тюмень: ГОУ ВПО Тюменской области Тюменская государственная академия мировой экономики и права (ТГАМЭУП), 2008. — С. 312-313.
Уважаемый Анатолий Кириллович, все вполне законно и своевременно. Действительно суды часто упрекают адвоката в том, что специалист представляет интересы одной из сторон. Но закон есть закон. ч.2 ст. 423 ГК РФ допускает заключение безвозмездного договора: " Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления". Вот Вы используете эту норму ГК РФ в своей практике. Тогда не понятно, для чего Вам статус индивидуального предпринимателя?! Одни ненужные расходы!
Уважаемый Александр Владимирович!
для чего Вам статус индивидуального предпринимателя1. Налоговая инспекция зарегистрировала ИП по ОКВЭДу как «Деятельность судебно-медицинской экспертизы».
2. Заплатил 6% с доходов и спи спокойно.
3. Возмездный договор заключаю с плательщиком — подсудимый (потерпевший, истец, ответчик), его родственники, друзья и пр.
С другой стороны в Ваших словах есть «сермяжная правда».
Многие специалисты годами работают как граждане, деньги получают наличкой или на личную банковскую карточку. Надо подумать!
Уважаемый Анатолий Кириллович, неоднократно приходилось обращаться за помощью к специалистам и каждый раз оформлял договор в интересах доверителя.
Договоры были возмездные. Стороной и плательщиком по договору выступали доверители. Я проводил предварительные переговоры со специалистами и экспертными учреждениями, согласовывал условия со специалистами, затем с доверителями и после этого заключали о оплачивали договор.
По гражданскому делу я приглашал специалиста, который готовил свою оценку экспертного заключения по итогам проведения посмертной нарколого-психиатрической экспертизы, участвовал в заседании суда первой инстанции в допросе эксперта, путем постановки вопросов и дачи разъяснений по специальным вопросам, включая разъяснение терминологии. Перед апелляцией дополнительно в институте Сербского по договору готовили рецензию на то же экспертное заключение.
По уголовному делу в экспертном бюро специалист готовил по договору с моим подзащитным рецензию на заключение комплексной финансово-экономической экспертизы, которую я в дальнейшем приобщил в качестве доказательства по делу и ссылался на его выводы при обосновании позиции.
По земельному спору специалист также готовил рецензию на заключение комплексной строительной и землеустроительной экспертизы.
Так что не все Ваши читатели так уж безнадежны.
Уважаемый Сергей Валерьевич!
каждый раз оформлял договор
Буду очень благодарен Вам, если Вы не поленитесь прислать мне на электронную почту sme.tyumen@yandex.ru наиболее удачные договоры:
в уголовном судопроизводстве между защитником и специалистом,
в уголовном судопроизводстве между представителем потерпевшего и специалистом,
в гражданском судопроизводстве между представителем истца и специалистом,
в гражданском судопроизводстве между представителем ответчика и специалистом.
Не тратьте время на вымарывание персональных данных: я адвокатов не подставляю.
Уважаемый Анатолий Кириллович, извините, что обращаюсь в комментариях, мне срочно требуется эксперт способный провести экспертизу качества оказанной медицинской помощи. Эксперт нужен в Санкт-Петербурге. Не могли бы Вы порекомендовать, специалиста высокого уровня.
Уважаемый Андрей Михайлович!
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова
Должность: Начальник кафедры судебной медицины
ФИО: ТОЛМАЧЕВ Игорь Анатольевич
Телефон: тел +7(812)577-46-67; +7(812)271-87-74
Эл. почта: to5@yandex.ru
Сайт: http://vmeda-mil.ru
Адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.63 В 2014 году я прошёл усовершенствование на кафедре.
Довелось видеть заключения по врачебным делам, где Толмачёв И.А. был членом комиссии.
В отношении срочности у эксперта такого уровня может и не повезёт.
Моя рекомендация для него не обязательна.