Правовые основы
Потерпевший (п. 4 ч.2 ст. 42 УПК РФ) и его представители (ч.3 ст. 45 УПК РФ) вправе предоставлять доказательства.
Такими же правами обладает подозреваемый/обвиняемый/подсудимый (п. 4 ч.4 ст. 46 УПК РФ; п. 4 ч.4 ст. 47 УПК РФ) и его защитник (п. 2 ч.1 ст. 53 УПК РФ). Но, кроме того, «защитник вправе… привлекать специалиста ...» (п. 3 ч.1 ст. 53 УПК РФ).
Почувствуйте разницу в состязательности и равноправии стороны обвинения и стороны защиты (ч. 1 и ч.4 ст. 15 УПК РФ)! Даже на таком маленьком примере! Спасибо законодателю, что не запретил стороне обвинения привлекать специалиста. Но наша песня не о том.
Если представителем потерпевшего является адвокат (ч.1 ст. 45 УПК РФ), то он
«вправе ... привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи»
(п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Это ещё один выверт законодателя. Если адвокат является стороной договора, то он как «заказчик обязуется оплатить эти услуги» (ч.1 ст. 779 ГК РФ). А плательщиком является доверитель. Закон предлагает адвокату быть посредником в финансовых взаимоотношениях между доверителем и специалистом. Большей глупости придумать нельзя! Я предпочитаю, чтобы в договоре посредник не участвовал. Поэтому заключаю договор с потерпевшим-плательщиком. Если и составлять договор между адвокатом и специалистом, то только безвозмездный (ч.2 ст. 423 ГК РФ)!
Более того, договорные отношения распространены на все виды юридической помощи, оказываемой адвокатом (ч. 2 и ч. 3 ст. 2 N 63-ФЗ):
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и
в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Следовательно, во всех ситуациях, когда необходим специалист, адвоката обязывают заключать с ним договор. Гражданский кодекс РФ позволяет выстроить корректные договорные отношения в треугольнике «адвокат — специалист — доверитель», без обременения адвоката бестолковой работой. Поэтому, если и заключать договор между адвокатом и специалистом, то только устный (ч.1 ст. 158 ГК РФ; ч.1 ст. 159 ГК РФ).
Судебная практика
В моей практике нет ни одного случая, когда кто-либо из участников уголовного и гражданского судопроизводства вспомнил о договорных отношениях. Это относится и к адвокату – представителю потерпевшего. Следовательно, этот норматив не известен широкой публике, является невостребованным (немым, избыточным, бесполезным, излишним, ненужным и т.д.). Это продемонстрировала и «параллельная» публикация «Договор безвозмездного оказания услуг между защитником и независимым судебно-медицинским специалистом».
Поэтому я продолжаю эту тему лишь с целью практической «нейтрализации» мертворождённого норматива.
Что делать?
Если Вам попадётся любознательный судья или коварный защитник? И спросят про письменный договор между адвокатом и специалистом, предусмотренный п. 4 ч. 3 ст. 6 N 63-ФЗ, и которого у Вас, разумеется, нет? Предлагаю адвокату следующие варианты реагирования:
1. «Договор не предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом РФ».
или
2. «Договор заключён, но в устной форме и является безвозмездным» (ч.1 ст. 158 ГК РФ; ч.1 ст. 159 ГК РФ; ч.2 ст. 423 ГК РФ).
3. Для тех, кто не любит поражений в процессуальных шахматах, я предлагаю договор безвозмездного оказания услуг между адвокатом – представителем потерпевшего и независимым судебно-медицинским специалистом (шаблон). Обращаю внимание на особенности договора. Специалист в состоянии самостоятельно исполнить только пункты 2.1-2.4 договора. Исполнение пунктов 2.5-2.14 зависит от адвоката (будет ли заявлено ходатайство?) и судьи (будет ли ходатайство удовлетворено?). По этим пунктам специалист выражает лишь готовность к исполнению.
Адвокаты-«цивилисты» могут приспособить схему договора к излюбленному виду оказываемой юридической помощи и профилю привлекаемого специалиста.
Остальные из предлагаемого образца получат полный перечень процессуальных возможностей специалиста в уголовном деле.
P.S. При написании статьи исходил из собственной практики: лично заключаю договор с потерпевшим и имею платёжные документы. Полагаю, что избавляю адвоката от посредничества в договорных и финансовых взаимоотношениях между потерпевшим и специалистом.
Статья автора на подобную тему: