Правовые основы

«Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд … устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу … В качестве доказательств допускаются … заключение и показания специалиста» (ст. 74 УПК РФ).Закон не устанавливает обязательность предоставления доказательств. Исключение сделано по отношению к производству судебной экспертизы для установления, например, причины смерти, характера и степени вреда, причиненного здоровью, и пр. (ст. 196 УПК РФ).

Поэтому создавать ли такие доказательства, как показания специалиста и (или) заключение специалиста, решается индивидуально, по инициативе любого участника уголовного судопроизводства (УУС). Чаще других инициаторами являются «негосударственные» УУС:
√ подсудимый и его защитник;
√ потерпевший и его представитель.
Они ходатайствуют о допросе специалиста в суде и (или) о приобщении заключения специалиста к материалам дела.

Моя практика

У инициаторов есть три варианта.
I. Ходатайствовать только о допросе специалиста в суде. Такого в моей практике не было ни разу;
II. Ходатайствовать только о приобщении заключения специалиста к материалам дела. Наберётся случаев пять, когда заказчик счёл достаточным приобщение моего заключения.
III. Ходатайствовать и о допросе специалиста в суде, и о приобщении заключения специалиста к материалам дела.
Я – максималистский сторонник третьего варианта, который позволяет реализовать все возможности специалиста. Привлечение специалиста даже при положительном раскладе не будет избыточным. Не всегда удаётся предугадать развитие событий, так как против адвоката работают непредсказуемые факторы (тайные задумки оппонентов, самомнение Вашего доверителя, самодурство судьи, превосходство госэкспертов и множество других)? Опасно уповать на победный исход, просчитав только один вариант развития событий.

Адвокат Соломко Т. А. 23.03.2018 рассказала о своей судебной практике, когда даже запоздалое привлечение судебно-медицинского специалиста переломило ход событий в её пользу («Первый опыт защиты по уголовному делу «не комом»). 

Последовательность процессуальных действий

Итак, намерения адвоката и платёжеспособность доверителя совпали с моими предложениями. Начинаем работать по третьему варианту.

Законодатель не оговорил последовательность таких процессуальных действий, как допрос специалиста и приобщение его заключения. И правильно сделал, предоставив нам свободу действий.

Всегда предлагаю адвокату следующую последовательность. Допросить меня. После этого заявить ходатайство о приобщении Заключения специалиста к материалам дела.

В начале совместной работы адвокат иногда возражает против моего варианта. Но ещё ни один из адвокатов не обосновал свою «кочку» зрения.

Почему адвокаты настаивают на последовательности «приобщение-допрос»?

Полагаю, что адвоката «настраивают» следующие моменты.
1. Аналогия с судебной экспертизой.
«Показания эксперта — сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения» (ч.2 ст. 80 УПК РФ). «Допрос эксперта до представления им заключения не допускается» (ч.1 ст. 205 УПК РФ). «Суд вправе вызвать для допроса эксперта, давшего заключение» (ч.1 ст. 282 УПК РФ). При этом не учитывается, что последовательность, чётко прописанная для заключения эксперта и допроса эксперта, не имеет никакого отношения к специалисту.

2. Последовательность перечисления процессуальных действий в УПК РФ, где всегда на первом месте – заключение специалиста, на втором – допрос специалиста:
«Заключение и показания … специалиста … Заключение специалиста … Показания специалиста» (ст. 80 УПК РФ — наименование статьи, части 3 и 4).При этом не учитывается, что в УПК РФ порядок перечисления не обязательно совпадает с последовательностью проведения действий. По отношению к допросу специалиста и приобщению его заключения процитированный порядок перечисления не имеет отношения к последовательности действий.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 51 от 19.12.2017 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)», п. 17: 
«Специалист, представивший свое заключение, приобщенное к делу в качестве доказательства, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании».Постановление исходит из свершившегося факта о том, что заключение специалиста уже приобщено к делу. Почему бы и не допросить специалиста?

Постановление не регламентирует именно такую последовательность событий. Постановление не исключает «моей» последовательности: сначала допрос специалиста, а потом приобщение Заключения специалиста к материалам дела.

Почему я предпочитаю последовательность «допрос-приобщение»?

Набирается всего 3 аргумента.

Аргумент 1. Ходатайство о допросе специалиста имеет больше шансов на удовлетворение, чем ходатайство о приобщении Заключения специалиста.

. «Суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве … специалиста, явившегося в суд по инициативе сторон» (ч.4 ст. 271 УПК РФ). С 17.04.2017 (№ 73-ФЗ) «Стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу … специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию» (ч. 2.1 ст. 58 УПК РФ). . Ходатайство должно быть мотивированным, обоснованным и письменным (приобщается к материалам дела – ч.1 ст. 120 УПК РФ). При удовлетворении ходатайства пристав вызывает меня в зал судебного заседания.

. Если в удовлетворении ходатайства отказано, то адвокат в последующие «удобные» дни заявляет ходатайство вновь (ч.2 ст. 120 УПК РФ, ч.3 ст. 271 УПК РФ). Дополняя текст нового ходатайства напоминанием о том, что в удовлетворении предыдущих (-его) ходатайств (-а) отказано, что является попранием процессуального законодательства, права сторон на предоставление доказательств, состязательности и пр.

Ходатайства можно повторять, сколь сочтёте необходимым. Вплоть до апелляционной инстанции, в которой можно гневно потрясти пачкой приобщённых ходатайств.

Примеры такой «перспективной» борьбы приведены в моих статьях:
«Допрос в уголовном суде независимого судебно-медицинского специалиста, привлечённого стороной защиты или обвинения»  (раздел «Наёмного специалиста – не пущать!»);«Как рождается в уголовном судопроизводстве Заключение независимого судебно-медицинского специалиста?»  (раздел «Моя практика», пример II).. Допустим, адвокат избрал свою последовательность и ходатайствовал в первую очередь о приобщении к делу Заключения специалиста. Судья с прокурором возможно полистают Заключение специалиста «по диагонали», даже дадут подержать его Вашим оппонентам.

Судья в приобщении может отказать, мотивировав это тем, что закон не обязывает его к этому. Ушлый судья догадается сослаться на то, что законодатель ввёл с 17.04.2017 (№ 73-ФЗ) специальную норму для приобщения Заключения специалиста, но она распространяется только на предварительное следствие (ч. 2.2 ст. 159 УПК РФ).

Можно сколько угодно взывать о своём праве представлять доказательства, к которым адвокат относит и Заключение специалиста. Но отсутствие у суда обязанности приобщать Заключение специалиста всегда окажется сильнее Вашего права на предоставление доказательств. И перспективы дальнейшей борьбы будут утеряны.

Никогда Заключение специалиста не заменит допроса, который является лекцией врача, в доступном для аудитории изложении, с использованием всех ораторских средств (речь, жестикуляция, иллюстрации). После того, как допрос состоялся, необходимость в Заключении относительна. Я заметил, что мнение судьи формируется больше ушами, чем глазами.

Кроме того, Вы должны учесть, что всё предлагаемое суду для приобщения в отсутствие специалиста должно быть нотариально заверено: документы, характеризующие специалиста, само заключение и приложения к нему.

. Получив отказ в приобщении заключения, Вы можете заявить ходатайство о допросе специалиста. Моя практика (да и Ваша тоже) показывает, что сломить судью, уже «упёршегося» против специалиста, очень трудно. Зачем рисковать? Если есть более надёжная и апробированная последовательность процессуальных действий.

Аргумент 2. Заведомая ложность показаний специалиста наказуема (ст. 307 УК РФ), а за заведомо ложное заключение специалист уголовной ответственности не несёт.

. «… Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21.12.2010 «О судебной экспертизе по уголовным делам», п. 21).Свидетель не вправе … давать заведомо ложные показания» (п. 2 ч.6 ст. 56 УПК РФ). «За дачу заведомо ложных показаний … свидетель несет ответственность в соответствии» со ст. 307 УК РФ (ч.8 ст. 56 УПК РФ).. В моей практике не было случая, чтобы судья перед допросом не предупредил специалиста об уголовной ответственности. Предупреждение «освящает» моё участие в суде, облегчает удовлетворение ходатайства о приобщении Заключения специалиста, если оно следует сразу за допросом специалиста. Предупреждение не позволяет в приговоре «размазывать» мои суждения ссылкой на то, что специалист не предупреждался об уголовной ответственности.

. Допустим, Вы избрали свою последовательность и ходатайствовали в первую очередь о приобщении к делу Заключения специалиста. Если судья и приобщит, то в приговоре нейтрализует Заключение специалиста ссылкой на то, что специалист не предупреждался об уголовной ответственности. И сделает это на законном основании, так как в УПК РФ не предусмотрено предупреждение об уголовной ответственности специалиста, изготовившего заведомо ложное Заключение. Смотри также п. .

Аргумент 3.  Внезапность и стремительность действий адвоката и специалиста дозволяет закон:
«Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления» (ст. 121 УПК РФ).. Регламентированное законом «непосредственно после» следует использовать в наших целях.
Специалист возникает в суде внезапно, что не даёт УУС с противоположной стороны принять контрмеры. Подробнее в моей статье: «Допрос в уголовном суде независимого судебно-медицинского специалиста, привлечённого стороной защиты или обвинения»  (раздел «Специалист как адвокатский сюрприз»). В качестве дополнительного нажима на судью желательно в письменном ходатайстве сообщить, что специалист приехал из Тюмени, за тыщу километров, сейчас находится в здании суда, имеет при себе документы, удостоверяющие его личность, высшее медицинское образование, обладание специальными знаниями, стаж работы, и обратный билет на «вечернюю лошадь».

. Допустим, Вы избрали свою последовательность и ходатайствовали в первую очередь о приобщении к делу Заключения специалиста. Результат смотри в п. .

Как вскоре после допроса специалиста
заявлять ходатайство о приобщении Заключения специалиста?

Немедленно. Пока я ещё собираю на судебной трибунке свои бумаги, разложенные во время допроса.
В момент окончания допроса оппоненты растеряны и ошеломлены, так как ещё не уразумели, о чём целый час толковал, жестикулировал и демонстрировал судебно-медицинский специалист.

Адвокат подготовивший накануне мотивированное, обоснованное, письменное (будет в материалах дела – ч.1 ст. 120 УПК РФ) ходатайство, сообщает суду, что специалист при подготовке к участию в судебном разбирательстве оформил Заключение, в котором отразил суждения по вопросам, поставленным перед ним стороной обвинения/защиты. «Прошу приобщить». Суд приобщает.

В моей практике не было ни единого случая, чтобы после допроса судья отказал в приобщении Заключения специалиста. Так, в деле появляется, наряду с записью в протоколе судебного заседания, письменное Заключение специалиста, доказательственная роль которого после состоявшегося допроса возрастает в разы. Если показания специалиста в протоколе судебного-заседания могут быть искажены, то суждения в Заключении,  подписанном специалистом и судом приобщенное к материалам дела, исказить нельзя.

Адекватный судья принимает Заключение специалиста заинтересованно, в надежде разобраться в самосовещательной комнате, почему суждения специалиста не совпадают с выводами госэкспертов.

Надеюсь, что мои предложения по полноте и концентрированности использования специалиста, последовательности процессуальных действий способствуют достижению оптимального результата.
Пример.  Суд после моего допроса с последующим приобщением Заключения специалиста, назначил повторную экспертизу мне, а не госэкспертам. Получив моё Заключение, судья вынесла решение, устроившее адвоката и доверителя.

Успехов Вам!
Жду, когда привлечёте.

Соавторы: user13790

Да 46 45

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Коробов Евгений, Семячков Анатолий, Граховский Станислав, tatyanaa, ugolovniy-advokat, alev1976, Ильин Александр, Ашанин Сергей, poltavskiy, user12228, user24057, user71073
  • 04 Апреля 2018, 04:27 #

    Уважаемые модераторы!

    Почему изображение не вставилось как титульное?
    Пришлось «загнать» его в раздел «документы».
    Если подскажите, то перенесу картинку в титул.

    +1
  • 04 Апреля 2018, 10:01 #

    Уважаемый  Анатолий Кириллович! Очень точный расклад! Практика показывает)), что от перемены мест слагаемых-результат меняется. А при неучастии специалиста в процессе при предъявлении только лишь его заключения желаемый результат может вообще не наступить.

    +5
    • 04 Апреля 2018, 10:09 #

      Уважаемая Татьяна Актавьевна!

      Очень точный расклад!Спасибо за оценку.
      Это всё приходит с личным опытом.
      Обычно врачи не придают значения процессуальным вопросам: «Мол, это дело юристов». И формально правы.
      Адвокаты, не имея личного опыта в работе с судебно-медицинским специалистом, упускают многие возможности.

      +6
  • 04 Апреля 2018, 10:26 #

    Все верно предлагаете в части последовательности! Но ссылки на то, что эксперт из другого города  и т.п. могут привести и к обратному.  Я неделю сидел у дверей суда за 4 тыс. км. А судья затягивал допрос (не отказывал) в надежде га то, что я не выдержу и уеду.  Сосем недавно защита вытащила с работы (врача) свидетеля, а судья объявил перерыв в заседании. Свидетель ждать не мог.

    +3
    • 04 Апреля 2018, 10:47 #

      Уважаемый Герман Николаевич!

      могут привести и к обратномуБезрассудство судей непредсказуемо.
      Но другого-то варианта нет!
      В Вашем случае, если судья отказывает в допросе, то нет никакой надежды, что Заключение специалиста будет приобщено. Даже если в момент ходатайства, Вы будете сидеть в судебном коридоре.

      +3
      • 04 Апреля 2018, 11:40 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, совершенно согласен, ибо в допросе специалиста (при условии подтверждения его компетенции) не могут — способ, взять измором — существует конечно, но тут кто кого пересидит. А вот неведому УПК зверушку, под названием «заключение специалиста» отказаться приобщать — запросто.

        +3
        • 04 Апреля 2018, 11:49 #

          Уважаемый Владимир Викторович!

          А вот неведому УПК зверушку, под названием «заключение специалиста» отказаться приобщать — запросто.
          Возражу по поводу неведомости УПК:
          «Заключение и показания … специалиста … Заключение специалиста … Показания специалиста» (ст. 80 УПК РФ — наименование статьи, части 3 и 4).

          +2
          • 04 Апреля 2018, 12:00 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, да есть такое, но от этого зверушка все равно не становится ведомее…(аналога 204 УПК и 73 ФЗ для неё нет) А после допроса ее можно рассматривать как письменные пояснения-показания специалиста, которые он только что озвучил под 307 ст. УК. К тому же ст. 80 УПК «3. Заключение специалиста — представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.» А не одной из сторон, что на практике происходит в 99% случаев.

            +2
            • 04 Апреля 2018, 12:17 #

              Уважаемый Владимир Викторович!

              аналога 204 УПК и 73 ФЗ для неё нетМожет это даже и к лучшему.
              У адвоката и специалиста бОльшая свобода действий.
              Мне (да и Вам тоже) не хватает судейской адекватности по отношению к специалисту!

              +2
              • 04 Апреля 2018, 12:22 #

                Уважаемый Анатолий Кириллович, На то мы и не судьи, а свобода — палка о двух концах :-) Но на дикую мысль вы меня навели, за что спасибо. К примеру, по ДТП (СОЮ)- заказчик заключения специалиста - вызывает телеграммой обе стороны, чем дает возможность задать сторонам вопросы :-) Вроде бы у адвоката нет противопоказаний вызвать телеграммой следователя?, к примеру…

                +1
                • 04 Апреля 2018, 12:33 #

                  Уважаемый Владимир Викторович!
                  почему бы адвокату не вызвать телеграммой следователя?Апробируйте это на практике.
                  Мне такая технология неведома.

                  +1
                  • 04 Апреля 2018, 12:47 #

                    Уважаемый Анатолий Кириллович, мне то же, но мысль интересна… Адвокатам пробовать надо, не нам. Соответственно хотелось бы услышать мнение из числа присутствующих здесь адвокатов :-)

                    +2
  • 04 Апреля 2018, 11:07 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, добавлю свои три копейки, т.к. такой подход обеспечивает еще и требования по устности, напосредственности и гласносности заседания, ст.ст. 240;241 УПК РФ. И еще ньюанс, к вопросу кого, когда, куда запрягать и ошеломлять :-) ходатайствовать о допросе и приобщении лучше не одним ходатайством, а последовательно, сначала допрос, а потом приобщение (возможно и сразу после допроса).
    Да, относительно других - способ III дороже по деньгам и трудозатратам, но гораздо более правильный и эффективный.

    +2
    • 04 Апреля 2018, 11:33 #

      Уважаемый Владимир Викторович!

      такой подход обеспечивает еще и требования по устности, напосредственности и гласносности заседанияНе буду возражать.
      Для себя отмечу, что эти указания для суда.
      Чтобы их использовать необходимо стать участником судебного разбирательства, а адвокату тупо отказывают в допросе специалиста, сидящего подле судебного зала.

      +1
      • 04 Апреля 2018, 11:43 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, Тупо отказать не могут… только остро, иначе жалобы (тот же 28 пленум о суд экспертизе по УД) и в итоге допрос специалиста, т.е. тот же самый «измор» про который написал выше.

        +1
  • 04 Апреля 2018, 13:20 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, а у меня был случай, когда суд сначала заключение специалиста приобщил, а потом уже допросил самого специалиста, хотя я хотел наоборот.

    +1
    • 04 Апреля 2018, 13:46 #

      Уважаемый Александр Валерьевич!

      суд сначала заключение специалиста приобщил, а потом уже допросил
      В моей практике это было единственный раз.
      Судья спросил адвоката: «Как же я буду допрашивать, если не видел Заключение специалиста».
      Получив заключение, полистал многостраничный документ.
      Понял, что ему это не осилить, и перешёл к допросу.

      +3
    • 04 Апреля 2018, 14:40 #

      Уважаемый Александр Валерьевич, в моей практике и таких вариантов было предостаточно. Анатолий Кириллович описал три основных, но есть и четвертый и пятый… Жизнь вообще сложна и многообразна, потому и роботами адвокатов заменить, к сожалению или счастью, скорее всего, не выйдет, на то и адвокат, что бы выбирать наиболее приемлемые варианты действий по ситуации. Мы же здесь, как я понимаю, обсуждаем самый «правильный» по целедостижению. :-) После допроса-приобщения заключения, скорее всего потребуется еще один допрос уже по тексту предоставленного документа.

      +2
  • 04 Апреля 2018, 14:04 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, спасибо за подробный и очень интересный анализ и наставления.
    Согласен с Вашими доводами и сам стараюсь придерживаться, по возможности, таких же подходов.
    Вопрос: на Ваши «тысячи километров» поездки в Москву распространяются?

    +2
    • 04 Апреля 2018, 14:14 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич!

      Спасибо, что прониклись моей темой, придаёте значение «мелочам».

      Вопрос: на Ваши «тысячи километров» поездки в Москву распространяются?Ограничение создаёт только неплатёжеспособность доверителя.

      +1
      • 04 Апреля 2018, 14:18 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, в общем-то о таких вопросах никогда не думал, как о мелочах.
        К специалистам всегда относился с достаточным уважением и по возможности прибегал за помощью.

        При соответствующей платежеспособности доверителя, надеюсь воспользоваться и Вашей помощью.

        +1
        • 04 Апреля 2018, 14:28 #

          Уважаемый Сергей Валерьевич!

          надеюсь воспользоваться и Вашей помощьюЯ — за.
          Но Москва и окрестности кишат специалистами любого профиля.

          +1
          • 04 Апреля 2018, 14:46 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, про «кишат» — это вы верно подметили… Вопрос кто и зачем кишит… :-)

            +2
  • 04 Апреля 2018, 18:00 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, большое спасибо за интересную и полезную статью. Мне больше нравиться предложенная Вами последовательность «допрос-приобщение», а также логика Ваших аргументов, обосновывающая эту последовательность.
    В судебных процессах, конечно, приходится ориентироваться по обстоятельствам, многое зависит от настроения судьи.
    Иногда получается постепенно подготовить суд к тому, что готовится заключение специалиста и сторона хотела бы допросить специалиста и приобщить заключение.
    Конечно, бывают случаи, когда заключение специалиста приобщено к материалам дела, но в решении не нашло своего отражения. 
    Но Москва и окрестности кишат специалистами любого профиля.К сожалению, именно кишат, но в этом копошении сложно найти стоящего профессионала.

    +1
    • 04 Апреля 2018, 18:09 #

      Уважаемый Дмитрий Владиславович!

      спасибо за интересную и полезную статью
      Вам спасибо за проникновение в мою тему.
      Приглашаю в единомышленники.
      Желаю, чтобы представился случай, где Вы сможете апробировать эти наработки.

      +3
  • 09 Апреля 2018, 20:56 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, именно по третьему варианту «допрос-приобщение» недавно сработали в гражданском деле. Специалист смог на простом языке объяснить всё суду, а Консультация в письменном виде была тем, что «написано пером». Статья об этом ещё впереди.

    +5
    • 10 Апреля 2018, 02:33 #

      Уважаемая Алевтина Леонидовна!
      сработали в гражданском делеПоздравляю.
      В гражданском деле я предлагаю адвокату такую же последовательность, что и в уголовном процессе.
      Но моя личная практике «в гражданке» минимальна.

      +2
  • 26 Апреля 2018, 11:15 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, чудесный полноценный труд, настолько обоснованный что лишнего слова не вставишь))) особенно понравилось «Предупреждение «освящает» моё участие в суде, облегчает удовлетворение ходатайства о приобщении Заключения специалиста, если оно следует сразу за допросом специалиста. Предупреждение не позволяет в приговоре «размазывать» мои суждения ссылкой на то, что специалист не предупреждался об уголовной ответственности.» и «В качестве дополнительного нажима на судью желательно в письменном ходатайстве сообщить, что специалист приехал из Тюмени, за тыщу километров, сейчас находится в здании суда, имеет при себе документы, удостоверяющие его личность, высшее медицинское образование, обладание специальными знаниями, стаж работы, обратный билет на «вечернюю лошадь».» Комменты пока некогда читать, к ним и еще раз к ознакомлению с данным трудом скоро вернусь)))

    +3
  • 26 Апреля 2018, 11:28 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, есна у меня тоже многолетний опыт работы с заключением их приобщением, хитростями с разрешением допросов специалиста. Уже много лет для исключения гундежа о непредупреждении по 307 специалиста, мы самостоятельно вставляем этот параграф, с указанием что предупрежден руководителем экспертного учреждения, что разрешено законом. В таком случае подписка есть будьте добры смотрите на нее)))  И моя позиция выполнение заключения не как «мнения специалиста» а как полноценное исследование с использованием научной литературы, НПА, ФЗ, методов анализа и сравнения, ну и моё любимое для «самых одаренных» (две вещи обожаю выступление в суде и...) Фототаблицы включающие объекты исследования, анатомические схемы, схемы отображающие механизмы возникновения поврежедения. Есна Общие, узловые и детальные))) Тогда для нелюбителей читать умные буквы, предоставляется уникальная возможность просмотра «веселых картинок» с небольшими пояснениями.- Комиксы для суда))) Тексты тоже в основном не понимаются, потому я всегда применяю таблицы любые сравнительные с научными данными, хронологические и пр. В таком документе чтобы он «выстрелил» лучше перебдеть чем недобдеть))). С уважением!!!

    +3
    • 26 Апреля 2018, 17:56 #

      Уважаемый Станислав Николаевич!

      1.
      у меня тоже многолетний опыт работыВаш опыт мне понравился.
      Я явно уступаю Вам в иллюстрациях.
      Если бумажный формат, то получается много.
      Демонстрацию в электронном варианте на мониторе суда разрешают редко. 
      Был бы в продаже лёгкий портативный переносный ь монитор для независимых демонстраций? А может и есть такой?
      2.
      о непредупреждении по 307 специалиста, мы самостоятельно вставляем этот параграф, с указанием что предупрежден руководителем экспертного учреждения, что разрешено законом.Нельзя ли сослаться на закон?

      +1
      • 27 Апреля 2018, 04:25 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, если не ошибаюсь по памяти то 73 фз известный, там есть пункт если не предупреждены об ответственности это может сделать руководитель экспертного учреждения. Прошу прощения что не столь пунктуален как вы) без точностей и параграфов)

        +2
        • 27 Апреля 2018, 04:59 #

          Уважаемый Станислав Николаевич!
          ↓ Читать полностью ↓

          Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

          Закон предназначен только для экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях.
          Глава II. Обязанности и права руководителя и
          эксперта государственного судебно-экспертного учреждения

          Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
          Руководитель обязан:
          по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
          разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
          по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

          Закон не регулирует экспертизы, назначаемые негосударственным экспертам. 
          Статья 41.
          Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
          В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
          На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
          Статья 14 не входит в перечень для негосударственных экспертов.

          Весь закон не имеет никакого отношения к специалистам.

          +1
          • 27 Апреля 2018, 05:44 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, так то да, но кто тогда мешает мне его применить самостоятельным решением?  А у нас такой внутренний порядок)))

            +2
            • 27 Апреля 2018, 06:28 #

              Уважаемый Станислав Николаевич!

              1.

              кто тогда мешает мне его применить самостоятельным решением?Ничто и никто не мешает!

              2.А у нас такой внутренний порядокВнутренний порядок может быть любым.
              Но если он не согласуется с законом, то не может иметь процессуального значения.

              +1
      • 27 Апреля 2018, 04:32 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, после обучения в ВМА где нас обучали делать фототаблицы причем страниц на 10 (ну если конечно было о чем, мне вот часто доставались автодорожки, когда приходилось выделять все кости, вываривать их, просверливать дырочки для крепления проволокой, потом снимать препарат с описанием механизма удара, особенно интересна таже история с черепами))). Прибыв в город Нск я был весьма удивлен, что гражданские писали заключение эксперта на 2-3 стр без фототаблиц. Принимая во внимания мою ригидность и стеничность, я продолжаю все делать так как меня учили, несколько углубив и улучшив академический подход практической необходимостью)))

        +3
        • 27 Апреля 2018, 05:07 #

          Уважаемый Станислав Николаевич!

          фототаблицы причем страниц на 10Мой вопрос был о другом.
          Как Вы доводите  «картинки» до суда?
          Только прилагаете к заключению?
          Или в каком-то виде демонстрируете суду?

          +2
          • 27 Апреля 2018, 05:41 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, обязательная демонстрация фото, схем и  таблиц, я стараюсь к суду готовиться а не экспромтом приходить) Картинки цветные формат а4 чтобы на вопрос суда оставляю ли я им говорить да и их можно было бы приобщить к моему выступлению. (это если для выступления в суде, в заключении они присутствуют само собой и также демонстрируются, делаю фото всего даже рентгеновские снимки в увеличении, чтоб показать линию перелома или его консолидацию). Дюже люблю делать фото в электронном микроскопе с комментариями вам так не видно тогда посмотрите через прибор)))

            +3
  • 12 Января 2019, 19:35 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, благодарю Вас за очередную очень полезную публикацию! Весьма поучительно и познавательно! Впрочем все Ваши публикации поучительны и познававательны! Благодарю Вас от души!
    Что касается:
    Ходатайство должно быть мотивированным, обоснованным и письменным (приобщается к материалам дела – ч.1 ст. 120 УПК РФ). При удовлетворении ходатайства пристав вызывает меня в зал судебного заседания.Что считать мотивированнвм?
    Что считать обоснованным?
    Ведь суд может и отказать… по своему субьективному мнению! Не поделитесь реальным ходатайством, когда суд удовлетворил его, вызвал Вас, допросил Вас, и приобщил Ваше заключение к рассматриваемому уг.делу?

    +1
    • 12 Января 2019, 19:58 #

      Уважаемый Дмитрий Николаевич!
      1.
      Что считать мотивированнвм?
      Что считать обоснованным?
      Мотивы и обоснования — это работа адвоката. В каждой конкретной ситуации адвокат выбирает для ходатайства свои аргументы.

      2.Ведь суд может и отказатьЭто непререкаемое право суда.

      3.Не поделитесь реальным ходатайстаом, когда суд удовлетворил его, вызвал Вас, допросил Вас, и приобщил Ваше заключение к рассматриваемому уг.делу?Моё участие в работе суда — это всё удовлетворённые ходатайства. Выбирайте.
      https://pravorub.ru/lenta/my/

      +1
      • 12 Января 2019, 23:04 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, благодарю Вас за методику и интересные статьи! Скоро поделюсь, чем мои ходатайства в суде закончились! Надеюсь, что суд не откажет в допросе специалиста по 111-2!

        +1
        • 13 Января 2019, 08:00 #

          Уважаемый Дмитрий Николаевич!

          1.
          Скоро поделюсьОбязательно поделитесь. И не только, чем закончилось ходатайство, но и Заключением специалиста. И стенограммой или аудиозаписью  допроса специалиста.

          2. Прошу Вашей консультации по мошенничеству.
          Имеет ли перспективу на возбуждение уголовного дела и прочее моя история (переслал на электронную почту)?

          +1
          • 13 Января 2019, 12:25 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, считаю, что перспектива на ВУД есть! Другой вопрос, чтт опера ОБЭП и ПК по г. Тюмени отработали формально ситуацию и не в полном обьеме! Обжалуйте и добивайтесь ВУДа! Желаю Вам удачи!

            +1
            • 13 Января 2019, 15:27 #

              Уважаемый Дмитрий Николаевич!
              Спасибо, что мгновенно разобрались в ситуации.
              отработали формальноЧто не сделали опера?
              Пишу обжалование прокурору города.

              0
      • 17 Января 2019, 10:09 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, вчера суд пр 111-2 отказал в допросе явившегося в суд специалиста! Вот так…

        +1
        • 17 Января 2019, 10:42 #

          Уважаемый Дмитрий Николаевич!
          отказал в допросе явившегося в суд специалиста!Вспоминаю более вопиющие случаи. Например.
          1. Суд допустил меня как специалиста только после 4-го ходатайства.
          2. Суд не допустил меня, но в этот же момент допустил другого специалиста (электротехника).

          Попробуйте, загнать в дело Заключение специалиста:
          1. как приложение к ходатайству
          2. в составе ходатайства
          3. через канцелярию

          Это будет полезно в апелляции.

          +1
          • 17 Января 2019, 10:59 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, конечно мы будем заявлять дополнительные ходатайства о допросе явившегося специалиста в суд! Судья как я, понял хочет приобщить заключение специалиста без его допроса! Но я этого не хочу… А хочу-сначала допрос по правилам ст. 58 УПК РФ, потом приобщение к материалам уголовного дела заключения специалиста.

            +1
          • 21 Января 2019, 19:52 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, так заключение специалиста… пускай и через канцелярию бессмысленно, так как специалист не был допрошен!

            +1
  • 13 Января 2019, 16:42 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, ну например:
    1. Биллинг отработали по тем дням когда происходило снятие средств? Кто где находился? С привязкой к допросу когда якобы передавались деньги покойной после снятия....
    2. Камеры отработали когда якобы приносились снятые деньги со счетов?
    3. Счета отработаны #подозреваемых#?
    4. Ну и были ли дорогостоящие покупки-машины… недвижимость?

    +1
    • 13 Января 2019, 17:13 #

      Уважаемый Дмитрий Николаевич!

      Сейчас есть все банковские счета сумасшедшей, банковские доверенности на конкретное лицо, динамика съёма денег со счетов.
      Я не понимаю. почему не проводят посмертную судебно-медицинскую экспертизу. Или не имеет значения, отдавала ли сумасшедшая отчёт своим действиям? Или как?
      Снятые деньги использовались частично на питание и приходящую няньку. Остальные на личные нужды доверенного лица. 
      Опера не перепроверяют ложные показания доверенного лица, не интересуются, куда израсходованы остальные суммы.

      +1
      • 13 Января 2019, 17:19 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, надо провести хотя бы суд-мед-иследование на предмет вменяемости… тогда возможен ВУД-ведь счас они работают в рамках КУСП… и тогда им самим легче будет работать в рамках уголовного  дела!

        +1
        • 13 Января 2019, 17:38 #

          Уважаемый Дмитрий Николаевич!
          хотя бы суд-мед-иследованиеЭто излишняя промежуточная процедура.

          УПК РФ. Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
           
          1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

          +1
      • 13 Января 2019, 17:27 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, как вариант помочь им… закинуть гражданский иск и признании доверок недействительными-в рамках гр.процесса предоставить эту экспертизу-ну и добиваться ВУДа по обстоятельствам…

        +2
        • 13 Января 2019, 17:45 #

          Уважаемый Дмитрий Николаевич!
          помочь им…  закинуть гражданский иск У меня идея другая.
          Руками оперов и бесплатно провести всё необходимое.
          Не получится ВУД, начать гражданский процесс по возвращению денег.
          К иску приобщить (или запросить через суд) материалы оперов.
          ВУД — не самоцель, а средство возвращения денег наследнику.

          +1
  • 30 Октября 2020, 18:31 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, ведь вот как бывает. Помню, что читал эту статью, скорее всего в дороге с телефона, а отзыв не оставил. Вот ведь негодяй какой.

    Как всегда прекрасно разобрана на практических примерах тактика работы по делу. Иногда одно не вовремя сказанное слово может обрушить и перевернуть всё дело с ног на голову. Поэтому надо тщательно готовиться к своей работе, очень тщательно,  выверяя все обстоятельства по делу, Даже настроение судьи.

    +2

Да 46 45

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Сначала допрос независимого судебно-медицинского специалиста. После этого приобщение его заключения к материалам уголовного дела» 5 звезд из 5 на основе 45 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Все, что связано с налогами, налоговыми спорами, налоговыми преступлениями. Арбитраж, банкротство, субсидиарка. Абонентское сопровождение. Дорого, профессионально, полностью конфиденциально
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации